Файл: Понятие и признаки правового государства (Понятие и общая характеристика признаков правового государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Говоря о проблемах становления гражданского общества, следует отметить, что гражданское общество в Европе возникло естественно, произвольно. Оно являлось осознанной, желаемой целью для большинства граждан европейских государств. За него боролись и отчаянно отстаивали его идеалы. Для России гражданское общество – «импортный продукт». Его институты создавались заново, «на пустом месте». Политические партии, общественные объединения, свободная пресса и телевидение, свободные выборы, парламент, суды присяжных – все это было перенесено в специфическую социальную среду, которая не знала ранее ничего подобного. Хотя в дореволюционной России, в условиях самодержавной монархии был подобный опыт, правда, закончился он крахом государства. Этот объективный фактор обусловливает культурно-цивилизационный раскол российского общества, являясь, пожалуй, самым серьезным препятствием на пути становления гражданского общества.

Огромное значение также имеет сознательное неприятие идеи гражданского общества значительной частью российского общества. Гражданское общество – это общество свободных людей, самостоятельных, ответственных. Гражданское общество – это коллектив, основанный на союзе индивидуальностей, ему присущи соревновательность и конкуренция. Однако в массовом сознании российских граждан данные ценности проигрывают перед ценностями справедливости, равенства и соборности (коллективизма). Подобное непонимание и неприятие гражданского общества проявляется не только среди простых граждан, но и у людей, принадлежащих к политической, культурной и научной элите.

3.2 Пути формирования правового государства в современной России: проблемы и перспективы

В современных условиях, перед нашим гос­ударством, взявшим курс на создание правового общества, остро стоит вопрос определения меры экономической свободы индивида и степени влияния государства на эту свободу.

Ныне действу­ющая Конституция РФ, раскрывая смысл правового государства устанавливает: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».


Из этого конституционного положения следует вывод о том, что в качестве основного приоритета нашего государства выступают права человека, и что нема­ловажно его свобода. Но государство не вправе предоставить полную свободу личности, полагаясь на ее благоразумие и самосознание.

Такой подход мог бы привести к катастрофическим последствиям, и потому любое общество непременно должно отве­тить на вопросы: «что такое свобода?», «где грани­цы этой свободы?», «насколько и всегда ли свобода имеет положительную оценку?». И здесь важней­ший закон нашего государства отвечает: «Осу­ществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц». [3, с. 13]

Таким образом, признавая свободу важнейшей ценностью и обязательной составляющей правового государства, законодатель определяет необходи­мость некоего ограничения свободы индивида, в том числе экономической, так как именно экономика является основой, способствующей формированию равноправного положения всех членов общества. И это ограничение, указанное законом, основывается на принципе уважения чужих прав и свобод. И це­лью этого ограничения является установление рав­новесия гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами, защищен государ­ством от посягательства на них. Дальнейшие поло­жения законодательства, в том числе, конституци­онные детализируют и конкретизируют те права и свободы, которыми государство наделяет своих граждан, а также устанавливают механизмы реали­зации данных прав и свобод.

Но можем ли мы сегодня с полной уверенно­стью сказать, что те конституционные и иные зако­нодательные нормы, которые гарантируют нам наличие и реализацию наших прав имеют непосред­ственное действие, провозглашенное Конституцией, и не носят декларативного характера? К сожалению, нет.

Многие положения Конституции РФ до сих пор по большей части имеют декларативный характер, а не определяют действительного положения человека в российском обществе. И это представляется вполне закономерным, так как формирование правового государства есть трудный и длительный процесс, и Россия вступила в этот процесс не так давно.

Про­цесс, начавшийся в XIX веке был прерван, наше государство приняло новую идеологию, в которой не было места, господствовавшим прежде концеп­циям государственного устройства, общество деся­тилетия существовало в совершенно иной парадиг­ме ценностей. И, сегодня, вернувшись к истокам формирования правового государства, обозначив его основные направления в основном законе стра­ны, наиважнейшей задачей российского общества является неуклонное следование по выбранному пути.


Сейчас очень важно не сбиться с правильного курса, найти верные решения вопросов построения отношений между индивидом и государством. И с этой целью необходимо на всех уровнях уяснить основные принципы построения правового государ­ства. К таковым относятся: наличие системы проце­дур, механизмов и институтов, гарантирующих за­щиту субъективных прав человека; связность зако­нодателя правами человека; создание механизма, благодаря которому Конституция станет реально действующим и главенствующим правовым актом, на который должно ориентироваться законодатель­ство всех уровней и суды при принятии решений. И самым существенным в системе принципов право­вого государства является наличие такой социаль­ной модели при которой общество свободно от со­циальных противоречий, конфронтации и политиче­ской борьбы внутри государства, что достигается, в том числе и путем регулирования баланса между экономической свободой и влиянием государства на экономические процессы. [12, с. 87]

Вместе с тем, необходимо понимать, что государство не существует отдельно от общества своих граждан, оно находится в тесной взаимосвязи и взаимодействии с ними, и это взаи­модействие – непременное условие успеха на пути становления правового государства. Роль общества и отдельно взятой личности нельзя недооценивать и усилия государственной власти будут тщетными в обществе, где господствуют равнодушие, скепти­цизм, безнравственность, где эгоистические интере­сы представляют главный приоритет, в обществе, где искажена система ценностей, и права человека не признаются и не уважаются в повседневной жиз­ни, на бытовом уровне. Утверждение правового гос­ударства возможно лишь там, где в основе общества лежат солидарность и согласованность интересов, где хорошо развиты нравственные начала и в умах граждан господствуют истинные ценности, а права человека имеют приоритетное значение для каждо­го.

Становление правового государства, целью ко­торого является защита прав и свобод человека и гражданина, равенство и равноправие всех членов общества требует совместных усилий государства и его граждан.

Ответственная позиция каждого члена общества, признание каждым прав человека высшей ценностью и готовность отстаивать и защищать не только свои права, но и права своих сограждан лю­быми законными способами – вот те обстоятельства, которые являются непременным залогом в достиже­нии общей цели – формировании правового государства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в данной курсовой работе исследование позволяет сформулировать следующие выводы:

Правовое государство - такое устройство общества, при котором право как нормативно закрепленная и реализованная справедливость имеет приоритет перед государством, закон имеет приоритет перед всеми другими нормативными актами, издающимися в его исполнении, существует разделение власти на исполнительную, судебную и законодательную (при некотором верховенстве последней); высока роль суда, в том числе конституционного, в решении важнейших проблем экономического и политического характера; существует взаимная равная ответственность гражданина и государства, подкрепленная соответствующей нормативной базой.

Правовое государство не учреждается законом или указом: оно является продуктом общественного развития. На пути становления правового государства в России возникает ряд проблем, связанных со сформировавшейся системой ценностей и правовым сознанием граждан.

Одна из сложностей состоит в том, что интерпретация принципа взаимной ответственности государства и личности многие годы предполагала однонаправленную отдачу со стороны граждан как благодарность за предоставленную им свободу.

Однако в правовом государстве власть должна служить обществу, обеспечивая неприкосновенность личности и её всестороннюю защиту, а граждане, в свою очередь, обязаны нести ответственность перед государством и защищать его интересы

В заключение необходимо отметить, что реализация принципов правового государства представляется долгим и сложным процессом, факторами замедления которого являются многонациональный состав населения, огромная территория, а также исторически сложившаяся правовая культура граждан.

Преодоление всех трудностей, возникающих на пути к становлению правового государства, позволит построить в России систему организации­ жизни, при которой будут верховенствовать закон и право.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. (с изменениями на 21 июля 2014 г.) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
  2. Азизова В.Т., Исаева С.М. К вопросу о верховенстве закона как признаке правового государства // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. 2014. № 2. С. 26
  3. Антонов М.В. К вопросу о содержании понятия «правовое государство» // Вопросы экономики и права. 2014. №1. С. 14
  4. Ганоев О.К. Правовое государство в России: проблемы формирования и причины отсутствия // Актуальные проблемы российского права. 2014. №2. С. 12
  5. Даминова З.Ш., Рахманов Ф.Х. Гражданское общество: понятие, признаки // Культура. Духовность. Общество. Современность: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. – М., 2018. С. 8
  6. Демидов А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Инновационная наука. 2016. № 1. С. 122
  7. Дулич Л.М. Правовое государство: история и современная российская практика. – СПб.: Изд-во НОУ СЮА, 2011.
  8. Кадочников П.А. Эволюция трактовки понятия «гражданское право» в процессе развития общества и государства // Интеграция наук. 2017. № 8. С. 56
  9. Мамедов М.Н. Правовое государство: история развития, сущность и социальное назначение // Актуальные проблемы борьбы с экономической преступностью. Сборник научных статей. 2012. Вып. 4. С. 44
  10. Миронов Д.Н. Правовое государство: происхождение идеи и признаки правового государства // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 2. С. 149
  11. Петрушина В.Д., Наумова Ю.В. Современные интерпретации теории разделения властей // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. – М., 2017. С. 29
  12. Ралько О.В. Актуальные научные подходы к феномену «правовое государство» // Гражданин и право. 2014. №11. С. 85
  13. Самсонова О.В. Правовое государство: сущность и понятие // Научные труды МГЮА. 2012. №1. С. 178
  14. Сердобинцев К.С. Понятие «гражданское общество»: проблема дефиниции // Закон и правопорядок в третьем тысячелетии: материалы международной научно-практической конференции. – М., 2016. С. 123
  15. Соловьев А.Ю., Колесникова Н.А. Анализ понятия «гражданское общество» в работах отечественных исследователей // Этносоциум и межнациональная культура. 2017. № 4. С. 106
  16. Татарова К. Понятие, становление и развитие гражданского общества // Современный мир: проблемы и перспективы развития. Материалы международной студенческой научно-практической конференции. – М., 2016. С. 604
  17. Целиковская Ю.К., Гайлаев Х.Р. Правовое государство - признаки. Право и закон в правовом государстве // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2017. № 2. С. 149