Файл: Понятие и признаки правового государства (Понятие и общая характеристика признаков правового государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, понятие правового государства многогранно. Также многообразны и его признаки. В юридической литературе называется и обосновывается более полутора десятков признаков. [17, с. 149] При этом, чем выше уровень обобщения, тем большее количество признаков приписывается правовому государству.

Можно выделить следующие основные (принципиальные) признаки правового государства, которые взаимообуславливают и дополняют друг друга:

1. Наличие полноценного, дееспособного гражданского общества с высоким уровнем правовой культуры, свободно и независимо функционирующего параллельно с государством.

2. Верховенство права и его господство над государством.

3. Существование эффективно действующего механизма самоограничения власти.

4. Признание и гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина.

5. Создание и поддержание режима демократии, законности и конституционности.

6. Взаимная ответственность государства и личности.

Как видно из вышеизложенного, внутреннее содержание правового государства определяется его подлинной народностью, уважительным отношением к праву, демократичностью взаимоотношений как с обществом в целом, так и каждым членом общества. Это и есть его главные, сущностные показатели.

Таким образом, правовое государство – это сложный продукт цивилизованного общества, нацеленный на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни только в народных интересах.

2. ОСОБЕННОСТИ ПРИЗНАКОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

2.1 Верховенство закона

Верховенство закона как теоретическая основа правового государства берет свои истоки с глубокой древности. Но и по сей день в современной теории государства и права ведутся исследования, связанные с концепцией верховенства закона как теоретической основы правового государства. Идея господства права имеет непреходящее гуманистическое значение.

Сущность правового государства – в связанности государства правом; такое положение абсолютно новое для российской правовой ментальности, которой издавна присуща чрезмерная, неоправданная ориентация на государ­ственную власть, на полное подчинение личности государству.


Исходя из концепции правового государства, укрепление суверенитета государствен­ной власти и утверждение господства закона представляют собой два тесно связанных процесса на путях к правовой государственности. Все общеобязательные акты: Консти­туция, закон, подзаконные акты – должны быть правовыми и по порядку и по процедуре своего принятия и действия.

В юридической литературе некоторые авторы верховенство закона как признак пра­вового государства называют «приоритетностью», а не верховенством или господством. [3, с. 15] Вместе с тем, представляет­ся, что именно термин «верховенство» лучше раскрывает роль правовых форм и начал в жизни общества – все должно быть подчинено закону, он главный ориентир и критерий правового государства.

Так, В.Т. Азизова, С.М. Исаева выделяют четыре основных признака верховенства закона:

правовая организация государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе закона;

правовой характер принимаемых законов и верховенство правового закона. По своему содержанию законы должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотчуждаемых правах и свободе человека, не противоречить им. Иначе в форму закона может быть облечен произвол власти;

связанность государства им же созданными законами, то есть ограничение государственной власти посредством права, правовых установлений и предписаний, определение правовых пределов для деятельности государства, его органов и должностных лиц;

верховенство Конституции в системе нормативно-правовых актов. Важно, чтобы конституционные нормы имели прямое действие, то есть непосредственно реализовывались без каких-либо опосредующих актов. [2, с. 28]

Некоторые авторы называют этот принцип правового государства как «господство права и верховенство закона, где господство права – и все подчиняются правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом; верховенство закона – и все признают, что основополагающим в таком обществе является закон». [3, с. 17] Верховенство закона над другими правовыми актами является важным императивом такого принципа права, как законность, в широком смысле которого следует понимать требование строгого соблюдения (применения и т. п.) законов и основанных на законах правовых актов. Законность нельзя отождествлять с принципом господства права, получившим широкое распространение в международном праве и зарубежном законодательстве. В отличие от требований законности принцип господства права включает качественную характеристику закона, его доступность, определенную предсказуемость (предвидение последствий от его реализации), интерес субъектов права и т. д.


В общей теории права и государства верховенство закона связано с анализом его со­держательной стороны, то есть с тем, нормы какого содержания закрепляются в законах. Суть вопроса здесь состоит в том, чтобы закон соответствовал идее справедливости, приоритету общечеловеческих ценностей, современным политическим реалиям и, таким образом, соответствовал своей правовой природе.

Верховенство закона предполагает обязательность соблюдения всех норм как субъектами и федеральным Центром, так и обществом с его индивидами. Однозначное восприятие норм права, государственных законов должно быть всеобщим и гарантированным, должно существовать такое положение вещей, при котором закон без каких-либо изъятий распространяется на все субъекты власти и подкрепляется такими юридическими нормами и процедурами, которые способны предотвратить его невыполнение или устранить последствия невыполнения.

Требования принципа верховенства закона предполагают необходимость конституционного контроля законности принимаемых субъектами Российской Федерации и центром законов и нормативных актов с точки зрения недопущения обеими сторонами ущемления прав друг друга. В отличие от предыдущего, союзного законодательства, на данный момент Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ закладывают основы устойчивого правового режима в отношениях между РФ и ее субъектами, между самими субъектами, между каждым из них и третьей стороной.

Как видно из вышеизложенного, российское государство пытается создать предпосылки для эффективной законотворческой деятельности, опирающейся прежде всего на Основной закон страны – Конституцию. Действующая Конституция должна создавать правовые гарантии законодательной инициативы, так как, только опираясь на закон, возможно регулирование существующих или складывающихся общественных отношений в цивилизованном обществе. На основании анализа можно выделить наиболее существенные признаки принципа верховенства закона, которые пытаются воплотить в жизнь:

безраздельное верховенство в государстве и обществе закона;

закон должен регулировать принципиально важные вопросы государственной, общественной жизни, соблюдение прав и свобод человека;

организация и функционирование государственной власти на основе принципа разделения властей, причем каждая из властей обладает собственными специфическими функциями.

Все вышеперечисленные признаки правового государства являются неотъемлемой характеристикой общественных отношений внутри каждого из субъектов Российской Федерации. Верховенство закона в таком государстве, безусловно, испытывает потребность в систематической, комплексной законотворческой деятельности, поскольку с принятием закона не останавливается общественное развитие, что, в свою очередь, диктует необходимость развития и законодательной базы правового государства.


2.2 Разделение властей

Создание правового государства возможно только при реализации демократических принципов управления обществом, важнейшим из которых выступает принцип разделения властей, получивший широкое применение в конституционной практике стран мира.

Принцип разделения властей можно рассматривать как рациональную правовую форму организации аппарата государственной власти. Он состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

При этом разделение властей не противопоставляется единству, суверенной целостности государственной власти. Он отрицает не единство вла­сти, а единовластие в ее осуществлении. Смысл принципа разделения вла­стей состоит в том, чтобы не допустить концентрацию власти в одних ру­ках и предотвратить диктатуру. [6, с. 123]

Современные исследователи выделяют три аспекта разделения властей - функциональный, институциональный и персональный:

1. Функциональное разделение властей. Основано на разделении функции принятия решений о применении принуждения и функции осуществления государственного принуждения. Законодательная власть устанавливает правила применения принуждения, судебная власть допускает и предписывает их. Но эти две ветви власти не осуществляют государственное принуждение и не обладают принудительной силой. Такой силой должна обладать исполнительная власть. Исполнительная власть, в свою очередь, не принимает решения о применении силы и действует исключительно на основании и во исполнение законов и судебных решений. Таким образом, деятельность исполнительной власти связанная с ограничением свободы и собственности должна быть не только законной, но и поддаваться предварительному и последующему судебному контролю.

2. Институциональное разделение властей. Функции законодательной, исполнительной и судебной власти не должны осуществляться одним лицом или учреждением. Разделение властей - это разделение государственных органов обладающих принудительной силой и государственных органов, принимающих решение о применении этой силы.

Так, недопустимо соединение судебной власти с властью законодательной. Судья не может участвовать в законодательном процессе, иначе суд будет отправлять правосудие как ему удобно по своим правилам и законам. Так и законодатель, изменяя законы не должен косвенно вмешиваться в процесс отправления правосудия, если такое вмешательство угрожает свободе, безопасности, собственности. [11, с. 29]


Следует отметить и то, что судебная и исполнительная власть тоже должны быть разделены. Суд должен быть независим от любых органов исполнительной власти. Если судьи будут организационно подчинены и зависимы от бюрократического аппарата, то при отправлении правосудия есть риск защиты корпоративных интересов этой власти, если таковые затрагиваются спором о праве.

3. Персональное разделение властей. В состав законодательных органов не входят функционеры исполнительной власти и судьи.

Примечательно, что принцип разделения властей не противоречит принципу единства верховной государственной власти и единству системы государственных органов. Наоборот, эти принципы в современном демократическом государстве дополняют друг друга.

Итак, государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей - законодательной, исполнительной и судебной. Законодательная весть власти устанавливает общие правила, правовые нормы, определяющие степень свободы человека в обществе и государстве. Исполнительная власть воплощает в себе принудительную силу государства. Судебная власть разрешает споры о праве.

Разделение властей означает, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своей компетенции самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Но эти органы взаимодействуют друг с другом и не могут действовать изолированно. Например, процесс осуществления законодательной власти не принесет результата без поддержки исполнительной и судебной власти. Иначе теряется весь смысл законодательного процесса, если некому будет исполнять и применять законы. Так же и осуществление правосудия не возможно без законодательной и исполнительной власти и т.д.

Примечательно, что принцип разделения властей зависит от социальных условий жизни общества. Наиболее эффективно он может функционировать в условиях внутреннего и внешнего социального мира. Однако в критической ситуации для общества он либо перестает функционировать, либо действует ограничено, так как в этом случае появляется необходимость концентрации власти в руках исполнительной власти.

Разделение единой государственной власти на законодательную, испол­нительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает функционирование всех ветвей власти и одновременно их взаимодействие.