Файл: Понятие и признаки правового государства (Понятие и общая характеристика признаков правового государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Появление современного механизма сдержек и противовесов связано, прежде всего, с активизацией государства в области управления обще­ственными процессами, которое без повседневного сотрудничества властей было затруднительно. Начавшееся в начале 1930-х годов развитие делегиро­ванного законодательства потребовало создания эффективного повседневно­го контроля и сдерживания.

Система сдержек и противовесов создаёт, кроме того, целый ряд до­полнительных преимуществ. Так, вертикальная структура этой системы даёт возможность координировать, направлять, объединять усилия, как раз­личных ведомств, так и отделов и секторов внутри конкретного ведомства по урегулированию общих для них проблем. Горизонтальная структура позволяет во взаимоотношениях с другой ветвью власти значительно усилить масштабы воздействия на неё. Предварительно распределив роли и рассре­доточив силы, представители исполнительной власти, каждый на своём уровне и по своим проблемам, контактируют с представителями законодатель­ной власти, добиваясь от них принятия необходимого решения. [6, с. 145]

Со­временный механизм сдержек и противовесов позволяет прийти к выводу, что не только обе ветви власти могут эффективно сдерживать друг друга и выра­батывать согласованные решения. Внутри каждой ветви власти существует свой собственный механизм сдержек и противовесов, позволяющий все­сторонне рассмотреть определённую проблему ещё до того, как она попадает в поле зрения другой ветви. Этот механизм имеет достаточно сложную и разветвлённую систему вертикальных и горизонтальных связей. Верти­кальная система парламента включает в себя различные подкомитеты палат, палаты парламента, сам парламент. Если рассматривать функциональную де­ятельность органов одного уровня, то можно выделить горизонтальную структуру. Одним из уровней горизонтальной структуры могут быть, например, комитеты, большинство из которых специализируется по сфе­рам деятельности. Другим уровнем могут быть подкомитеты палат парла­мента и т.д. [6, с. 147]

В систему внутренних противовесов включены не только официальные структуры парламента, но и политические партии, это значительно расширило возможности законодательных органов в принятии нормативных решений и затруднилась их выработка, сами решения стали более согла­сованными и взвешенными.

Для исполнительной власти также характерно наличие внутренней си­стемы сдержек и противовесов, строящейся по вертикали: ведомства (с канцеляриями и секретариатами), глава правительства со шта­гом личных помощников, секретариатом, комитетами; и по горизонтали: от­раслевые министерства и ведомства (образования, промышленности и тор­говли, обороны и т.д.).


Функционирование системы сдержек построено на удовлетворении ин­тересов участвующих в разработке правительственных программ или зако­нопроектов сторон путём согласования позиций и поиска компромис­сных решений. Подавляющее большинство правительственных законопроек­тов или программ зарождается в недрах центрального аппарата соответству­ющих ведомств. Пробиваясь наверх, они проходят тщательное согласование и уточнение. Чем выше уровень, тем больше необходимо преодолеть согла­сований и тем шире становится круг лиц, принимающих участие в шлифовке положений и уточнении концепции.

Таким образом, система «сдержек и противовесов» направлена на обеспечение эффективности государственной власти и предусматривает следующее:

ветви власти должны уже с самого начала формироваться по-разному, так сказать, получать свою власть из разных рук;

целесообразно закрепить различные сроки полномочий ветвей власти.

2.3 Взаимная ответственность государства и личности

Основу взаимоотношений между государством и личностью составляют принципы правового государства с четким определением ценностных приоритетов в пользу человека, его прав и свобод. Вместе с тем представляется очевидным, что провозглашение основных прав и свобод человека само по себе не является достаточной гарантией их эффективного осуществления.

В этой связи охрана прав и свобод человека выступает практической задачей всех государственных органов.

Именно реализация принципа взаимной ответственности государства и личности обеспечивает гармонию в их отношениях, баланс их интересов, гарантирует существование подлинно правового государства.

Напротив, отсутствие эффективного механизма его реализации является предпосылкой распространения социальной несправедливости, что многократно увеличивает риск возникновения и обострения конфликтов публичных и частных интересов. Сказанное позволяет утверждать, что проблемы взаимной ответственности государства и личности приобретают стратегическое значение для становления и развития социальной и правовой государственности.

Реализация всех возможностей, заложенных в правовом статусе, возможна лишь в условиях правовой государственности, идеи которой отражены в основных законах большинства стран мира. Конституция РФ также провозгласила Россию демократическим правовым государством (п. 1 ст. 1), права и свободы человека высшей ценностью, а основной обязанностью государства — признание, соблюдение и защиту этих прав (ст. 2). Тем самым декларируются новые формы взаимоотношений личности, общества и государства, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Однако само декларирование идей правовой и социальной государственности не влечет неукоснительного следования им участников общественных отношений.


Правовой статус граждан в современной России характеризуется такими особенностями, как крайняя неустойчивость, недостаточная социальная и правовая защищенность, неспособность государственно-властных структур эффективно обеспечить права, свободы и законные интересы гражданина, отсутствие гарантий их реализации.

Современные исследователи характеризуют принцип взаимной ответственности государства и личности как наличие закрепленных законодательством прав и обязанностей органов государственной власти, а также прав и обязанностей граждан, несоблюдение которых должно влечь адекватные меры государственного принуждения. [3, с. 19]

Таким образом, в трактовке правоведов взаимная ответственность государства и личности представляет собой идею о способе ограничения государственной власти, основанном на верховенстве права и равной обязательности требований закона для власти и подвластных.

Таким образом, принцип взаимной ответственности государства и личности представляет собой сложное организационно-правовое образование, имеющее внешнюю и внутреннюю формы воплощения в правовой системе России. Внешняя сторона представлена такими компонентами, как правовой статус личности, сущность и социальное назначение государства, характеризующими все виды взаимодействия власти и индивида. Внутреннюю сторону исследуемого принципа образует взаимная юридическая ответственность частных и публичных субъектов за неправомерные действия. Создание теоретической концепции, наиболее эффективной модели обеспечения и реализации принципа взаимной ответственности государства и личности и ее последующее законодательное закрепление является ориентиром построения и развития справедливых, гармоничных, гуманных отношений между человеком, обществом и государством.

3. ПРОБЛЕМНЫЕ АСПЕКТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

3.1 Вопросы взаимодействия гражданского общества и правового государства

В различных источниках можно встретить достаточно большое количество определений понятия гражданского общества, причем зачастую весьма противоречивых. Скорее всего, основное противоречие в первую очередь лежит не столько в определении понятия «гражданское общество», сколько в смешении жанров, в том, что это понятие носит междисциплинарный характер. Кроме того, что оно описывается с позиции философии, социологии, политологии, оно несет идеологическую нагрузку, определяя некий идеал общественных отношений и связей, обеспечивающих открытость, демократичность данного общества. Гражданское общество - преимущественно самоорганизующаяся и самоуправляющаяся система, ориентированная на сотрудничество, солидарность, интересы отдельного человека. [15, с. 106]


П.А. Кадочников отмечает, что гражданское общество зачастую понимают либо как некоторое качество целостной национальной макро-общности, включающей государство, либо как специфическую часть, элемент такой общности, в известном смысле противостоящего государству. [8, с. 56]

Согласно первому пониманию, гражданское общество является синонимом открытого демократического общества и в этом смысле противостоит представлению о закрытом, авторитарном, тоталитарном обществе. Согласно второму пониманию, гражданское общество является совокупностью элементов, обеспечивающих открытость и демократичность данного общества.

Другое существенное различие в понимании сущности гражданского общества имеется между социально-политической и экзистенциональной трактовками гражданского общества. В «экзистенциональном» подходе к описанию гражданского общества учитывается только энергийная составляющая, согласно которой гражданское общество рассматривается как душа общества, а душа этой души- свободная личность. В этом аспекте гражданское общество понимается как совокупность внутренне свободных (духовно, психически, ментально, эмоционально и энергийно), творческих личностей. Отдельные индивиды смогут осознать свои интересы и полноценно реализовать свои потребности только объединившись с другими индивидами.

Следует отметить, что в российской традиции крайне низкий уровень развития потребностей. Россияне с древних времен считаются непритязательными, неприхотливыми, мало требующими материальных благ. Активность российского населения, связанная с поиском материальных ресурсов, вряд ли может оцениваться как высокая. Активность, как правило, резко возрастает, когда внешними (зарубежными) силами затрагиваются некие исконные, духовные ценности.

Во втором понимании гражданского общества имеются в виду специфические общественные институты, а в случае их отсутствия или незрелости - социальные структуры (организации, сети), на основе которых такие институты могут сформироваться. Гражданское общество это - креативное пространство индивидуальной инициативы и автономного поведения. Это также пространство, где люди объединяются в неправительственные организации различного рода, чтобы достигнуть поставленных ими целей, выбранных ими самими. Эти ассоциации могут:

- служить для населения «каналами самовыражения» (ассоциации художников, самодеятельные театры, музеи);

- позволять группам людей предоставлять населению услуги (медицинская помощь, приют для бездомных, забота о нуждающихся детях);


- обеспечивать социальное взаимодействие;

- передавать информацию о нуждах и потребностях граждан соответствующим органам государственной службы (экологические организации, организации по правам человека).

Количество и разнообразие некоммерческих общественных организаций при таком подходе свидетельствуют о развитии гражданского общества в России.

Гражданское общество расширяется и усиливается по мере того, как граждане по личной инициативе создают и поддерживают неправительственные организации, которые позволяют им достигать поставленных целей. [16, с. 604]

Степень отчуждения между гражданским обществом и государством стала предметом многочисленных научных дебатов. Многие ученые в России склонны отвергать западную концепцию гражданского общества, которая, по их мнению, рисует гражданское общество как обособленное от государства. Так, К.С. Сердобинцев отмечает, что на основе подобного узкого определения гражданского общества, рассматриваемого как совокупность негосударственных некоммерческих организаций без учета их многообразия, сосредотачивая подчас внимание только на тех из них, которые занимаются защитой интересов и прав общественных групп. [14, с. 123]

Чтобы реконструировать российскую историческую идею и практику, сопоставимую с западной концепцией гражданского об­щества, следовало бы применять подходы, содержащие понятие «общественность», которая включается в отношения между конкретными индиви­дами и государством, становясь звеном сопряжения между сферой обще­ственно-официальной власти и частной сферой гражданского общества. Такое широкое понимание гражданского общества соотносит его не столько с прозападной индивидуалистической традицией, связанной с частной собственностью, а переводит вопрос в плоскость коллективистских тради­ций. В этом плане понятие «гражданское общество» способствует мотивации и мобилизации граждан и других социальных субъектов на развитии различного содержания и форм гражданской активности и сопряженной с нею ответной реакции структур государственной власти, т. е. развитое гражданское общество должно базироваться на синергии внутренне свободных и творческих личностей.

С другой стороны, определив, что гражданское общество представ­ляет собой совокупность и систему общественных отношений, подчеркнем, что это не просто система отношений, но система отношений на основе высокой гражданственности населения (групп, слоев и т. п.). Граждан­ственность влечет за собой социально-инновационную активность граждан, направленную на общее благо. Тогда гражданское общество может рассматриваться как коммуникативная и креативная среда граждан, прояв­ляющих социально-инновационную активность в процессе совместной деятельности.