Файл: Понятие и признаки правового государства (Понятие и общая характеристика признаков правового государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Правовое государство подразумевает такой тип государства, при котором власть основана на праве, им ограничивается и через него реализуется.

Еще в древности, за много веков до нашей эры, на ранних этапах развития человечества появляются представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона.

Идея построения правового государства волновала умы мыслителей, с ней связывались поиски совершенных и справедливых форм общественной жизни, противостоящих деспотическому правлению и абсолютизму.

Проблемы становления и развития правового государства, его основополагающие принципы, взаимоотношения государства и общества до сих пор остаются не разрешенными.

Сегодня государства стремятся к объединению в единое мировое сообщество, построенное на взаимодействии и взаимоуважении, что еще больше увеличивают интерес к вопросу правового государства. Разработка единых ценностей для каждого в отдельности и всеобщего для всех государств, признание достижений цивилизации станут основой внедряемых процессов. Естественно, что к числу таких относятся права и свободы человека, признание индивида перед обществом, учет именно личностных интересов всего народа, ориентирование государства на защиту этих прав, являются приоритетными и значимыми.

Учет данных факторов может создать надежный и основной фундамент для формирования совместной мировой политики, которая ориентирована на полное, всестороннее развитие личности.

Правовое государство тесно связано с правами и свободой человека. Они составляют государство, регламентируют основную функцию, выступают главной целью его существования. Государство же выступает гарантом их реальности, основной инструмент осуществления и защиты. В связи с этим охрана и защита прав и свобод человека не только в современной России, но и во всех странах представляет собой одну из наиболее острых и в то же время крайне многогранную проблему как в практическом так и научном плане.

Основной закон государства, Конституция РФ [1], четко закрепляет основные принципы правового государства, и провозглашают его главный «постулат» «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2), а признание международно-правовых принципов и норм, построенных на гуманизме, представляют лишь начало пути построения подобной модели государственности. Соответственно провозглашение в Конституции идей «правового государства» выступает определенной целью, и объединение усилий государства и общества выступают основным средством ее достижения. Каждый должен осознать свою роль и значимость как личности и гражданина государства именно в политической и общественной жизни должен стать итогом этой совместной работы.


Зарождение и формирование именно российской модели правового государства прежде всего выражена потребностью российской действительности в последние годы. Своего рода неразвитость правосознания, присущая советскому периоду, затормаживают политические и экономические преобразования. А интегрирование России в геополитическую систему основным мировых государств, ставит необходимостью признания и принятия (на уровне экономики, политики, права, психологии) мировых стандартов в экономике, политике и праве. Однако влияние запада в тоже время ведет Россию к выработке именно своей, только ей присущей модели правового государства.

Научные размышления и открытия, международная гуманизация, опыт построения государственности многих поколений, ставят концепцию «правового государства» в качестве одного из уникальных явлений, возникающих на стыке теории и практики. Однако разнообразные идеи, особенности их применения к конкретному государственному строительству в определенный период не должны служить определяющим фактором и препятствием понимания концепции правового государства в целом, как комплексной системы, раскрывающей суть подобного феномена.

Таким образом, тема исследования данной курсовой работы актуальна и имеет большое практическое значение.

Целью исследования данной курсовой работы будет изучение понятия и признаков правового государства.

Для достижения указанной цели необходимо будет решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы понятия и признаков правового государства;

- охарактеризовать особенности признаков правового государства;

- проанализировать проблемные аспекты правового государства в России.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере функционирования правового государства и реализации его признаков.

Предметом исследования являются: понятие правового государства; возникновение концепции правового государства; содержание признаков правового государства, конкретные механизмы реализации признаков правового государства.

В работе использовались методы анализа, синтеза, сравнительно-правовой и обобщение изученного материала, из которых были выбраны мнения различных авторов по тем или иным понятиям.

Структура курсовой работы включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ И ПРИЗНАКОВ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

1.1 Исторические особенности становления и развития идеи правового государства

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации.

Зачатки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого и ограниченного притязания господствующего класса прин­ципам демократизма, установления и сохранения свободы, господ­ства права и закона прослеживаются еще в рассуждениях передо­вых для своего времени людей: мыслителей-философов, истори­ков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и других стран. Так, еще в знаменитых диалогах под названием «Го­сударство», «Политик», «Законы» и др. древнегреческого филосо­фа-идеалиста Платона проводилась мысль о том, что там, где «за­кон не имеет силы и находится под чьей-либо властью», неизбежна «близкая гибель государства». Соответственно, там, где законы ус­тановлены в интересах нескольких человек, речь идет не о госу­дарственном устройстве, а только о внутренних распрях.[7, с. 14]

Аналогичные идеи, заложившие основу теории правового го­сударства, развивались также в работах Аристотеля.

С идеями передовых мыслителей Древней Греции о праве, сво­боде, человеческом достоинстве и гуманизме перекликаются гума­нистические воззрения и взгляды древнеримских политических и общественных деятелей, писателей, историков, поэтов. Особенно отчетливо это прослеживается в работах знаменитого римского ора­тора, государственного деятеля и мыслителя Цицерона, таких, как «О государстве», «О законах», «Об обязанностях», а также в много­численных произведениях других римских писателей и философов эпохи империи. [7, с. 16]

Очень многое было сделано для развития теории правового государства мыслителями последующих, особенно XVIII - XX веков. Ряд положений теории правового государства развивался, в част­ности, усилиями таких носителей передовой общественно-полити­ческой мысли, боровшихся против произвола и беззакония, как Дж. Локк, Ш. Монтескье.

Философские основы теории правового государства создава­лись и развивались великим немецким философом И. Кантом, мно­гократно указывавшим на необходимость для государства опирать­ся на право, строго согласовывать свои действия с правом, постоян­но ориентироваться на право.


Термин «правовое государство» был сформулирован и утвердился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX в. в работах К.Т. Велькера, Р. Фон Моля и др. В последующем этот термин получил широкое распространение в разных странах, в том числе и в России. Его признавали такие ученные, как Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев, П.А. Покровский, В.М. Гессен, Н.И. Палиенко и др.

Однако, как отмечают исследователи, учение о правовом государстве в России формировались и получили развития еще в XIX в. [10, с. 151]

Истоки обращения к идее об ограничении права монарха законами и конституцией встречаются у М. М. Сперанского в его «Введении к изложению государственных законов» (1809 г.), явно навеянные концепцией о «господстве права» в изложении И. Бентама, с которым советник Александра I был в переписке. Во второй половине столетия российские изыскания в этой области ложились на труды немецких юристов о правовом государстве. Но самое главное то, что в России все же выработалась отечественная теория правового государства, которая ассоциировалась непременно с конституционным («конституционное правовое государство»), определяя искренние надежды российских правоведов на последовательные изменения в государственном устройстве путем принятия Основного закона. Так, В.М. Гессен (1868 – 1920 гг.), видный конституционалист, возглавлявший в 1917 г. Особую комиссию Временного правительства по составлению проекта Российской конституции, определял правовое государство как «государство, которое признает обязательную силу всех тех законов и юридических норм, которые издаются как легислатурами, так и правительствами…связано и ограничено правом, стоит под правом, а не вне его и не над ним».

Нельзя не отметить и огромную роль Г.Ф. Шершеневича, который еще начале ХХ века, начал рассматривать проблемы взаимодействия и функционирования гражданского общества во взаимосвязи с правовым государством в России. Дореволюционные российские правоведы, несомненно, оставили огромный след в отечественной юридической науке. Их рассуждения относительно категории правового государства на наш взгляд, являются актуальными и в наши дни. Идеи конституционализма в духе их трактовки на пути к подлинному правовому государству в России впервые получили распространение в начале ХХ в.

Большевики официально объявили идеи, как конституционализма, так и правового государства буржуазными и буквально запретили использовать их на практике. Одновременно было жестко запрещено вести любые разговоры о правовом государстве. С тех пор Россия была выбита из русла развития по направлению формирования подлинного правового государства и до сих пор находится на обочине истинного конституционализма и идей прав человека. [10, с. 153]


В советский период юридическая наука хоть и находилась в определенных рамках, которые были установлены тоталитарным политическим режимом, однако следует признать, что несмотря на это, отечественная юридическая наука в советской России продолжала развиваться. Необходимо отметить таких выдающихся советских и российских правоведов, как В.С. Нерсесянц, С.С. Алексеев, А.В. Малько, В.М. Сырых, и др.

1.2 Понятие и общая характеристика признаков правового государства

В современной российской науке идея правового государства нашла широкое освещение в исследованиях отечественных юристов, философов и политологов. В их работах, прежде всего, отмечается, что в основе правового государства лежит стремление оградить человека от произвола властей различных уровней, а также от мелочной опеки с их стороны, сковывающей индивидуальность человека и его свободу. Кроме того, идет речь о государстве, ограничивающем свои действия правом и вместе с тем обеспечивающем безопасность и достоинство личности.

В отечественной юридической науке предлагаются различные дефиниции правового государства.

Л.М. Дулич считает правовым такое государство, в котором создаются условия для определённых ограничений с помощью права деятельности политической власти в целях недопущения злоупотреблений. [7, с. 11]

М.В. Антонов полагает, что «правовое государство – государство, в котором власть максимально ограничена естественными и неотчуждаемыми правами и свободами человека и гражданина». [3, с. 14]

О.В. Самсонова под правовым понимает государство, основанное на верховенстве закона, неуклонном исполнении и соблюдении всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства; предусматривающем взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства; базирующемся на политическом, идеологическом и экономическом плюрализме, что закрепляется и гарантируется нормативно-правовыми актами государства, обеспечением прав и свобод граждан, необходимых для функционирования гражданского общества. [13, с. 178]

Как видно, вышеуказанные определения правового государства включают наиболее значимые показатели, свойственные этому феномену. Нельзя отрицать того, что правовое государство - системообразующая структура, состоящая из ряда элементов. В этой связи, можно предложить следующее определение правового государства: это такая форма организации и деятельности государственной власти в высокоразвитом гражданском обществе, которой свойственны верховенство права, режим демократии, законности и конституционности, реализация механизма самоограничения власти, признание и гарантирование прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность государства и личности.