Файл: Понятие и признаки правового государства (Понятие и общая характеристика признаков правового государства ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Европейский и североамериканский опыт общественной самоорга­низации показывает, что гражданское общество формируется, поддержи­вается и транслируется во времени не столько на основе негативно пони­маемых задач социального противостояния государственной власти, сколько на основе позитивной самоорганизации. Одним из важнейших источников такой самоорганизации является право на частную собственность, вокруг которого каждым членом общества выстраивается весь комплекс личностных жизненных образов и представлений, т.е. присутствует экономическая компонента личностно ориентированной самоорганизации внутренне свободных, самодостаточных, саморазвивающихся и творческих личностей являющихся базовой основой гражданского общества. Вполне вероятно, что именно эта компонента является одной из основных для самоопределения индивидуума как гражданина. [5, с. 8]

Таким образом, гражданское общество представляет собой и процесс, и продукт самоорганизации социума, оно представляет собой многомерное и многоуровневое понятие. Поэтому так важна связь между инновационным потенциалом общества и институциональным развитием гражданского общества, которая носит обоюдный, двусторонний характер.

Анализ становления гражданского общества в России, прежде всего, предполагает выявление актуальных социальных факторов, которые ус­тойчиво определяют жизнедеятельность граждан и реализацию их интересов и потребностей, которые имеют значение параметров порядка, характерных для российской переходной действительности.

Сущность гражданского общества в том, что главным действующим лицом его признается человек как личность, а не безликий народ или человеческий фактор. Этот человек имеет определенную систему потребностей, интересов и ценностей. Наличие возможностей реализации этой системы превращает человека в главную действующую силу и главного участника общественного развития.

Исследовательским полем в этом плане могут быть, во-первых, структура и характер интересов граждан и способов их реализации, в т. ч. соотношение их ориентаций исключительно «на себя» или с учетом потребностей общества и государства. Во-вторых, гражданственность, гражданская позиция - это элемент самосохранения, самозащиты, гарантия саморазвития общества, в котором человек получает возможность комфортного бытия и, главное, индивидуального развития, на котором базируется потенциал развития общества. Исследование этого потенциала тоже даст возможность сделать вывод об уровне развития гражданского общества.


Гражданское общество в современной России тоже какое-то удивительно иное, чем на западе. При всем внешнем видимом сходстве.

Специфически российским феноменом выглядит всеобщий правовой нигилизм, который проявляется не только в нежелании строго соблюдать законы, но и в нежелании их знать и даже, порой, в нежелании вообще их иметь. В сознании людей плохо удерживается мысль о том, что основным регулятором всех управленческих процессов в демократическом государстве является система норм права.

Большая часть некоммерческих организаций, возникших в России в постсоветское время, была создана, существовала и продолжает существовать на средства западных спонсоров и доноров. Что характерно для развивающихся стран, население которых никогда прежде не знало демократии.

Сегодня нет ни одного значимого события в политической, экономической общественной жизни России, которое бы так или иначе не соотносилось с гражданским обществом. Словосочетание «гражданское общество» стало одним из наиболее часто встречающихся (обычно в сочетании с «правовым государством») в публикациях и выступлениях политиков, общественных деятелей, ученых.

Однако до сих пор ни в массовом сознании, ни в политических, ни в научных кругах пока нет еще представления о том, каким должно быть российское гражданское общество. Наиболее ёмким представляется определение гражданского общества как совокупности общественных институтов непосредственно не включенных в структуры государства и позволяющих гражданам и их объединениям реализовывать свои интересы и инициативы.

Между тем, как бы ни было развито само гражданское общество, оно нуждается в упорядочивающем воздействии государства, со своей стороны почивающего легальную защиту прав и свобод граждан и их объединений.

Взаимодействие общественности и власти получило в течение прошедших двух - трех лет новое качество. Теперь у граждан России, общественных организаций, помимо предусмотренных законами форм и методов, есть эффективно действующий механизм привлечение общественности для решения насущных социально значимых проблем. Одним из рычагов этого механизма является Общественная палата Российской Федерации. Данный институт гражданского общества в 2012 - 2014 годах использовал самые разнообразные формы для установления диалога власти и общества: слушания, круглые столы, запросы в органы власти, оказание правовой защиты тем, кто в ней нуждался, и т.д. Основные усилия палаты были направлены на экспертизу законопроектов, что позволяло на стадии подготовки актов более точно учитывать общественное мнение.


Новым для нашей страны явлением в 2014 году стало создание общественных советов при федеральных органах исполнительной власти, органах власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Именно они подчас становились инициаторами общественных расследований.

Еще одним новшеством, получившим активное развитие с 2012 года, стала государственная поддержка некоммерческих организаций.

Возможность государственного финансирования общественных проектов — это качественный сдвиг в развитии гражданских инициатив в нашей стране, новая стадия развития нашего гражданского общества.

Общественные некоммерческие организации, составляющие авангард гражданского общества, не являются политическими организациями в узком смысле этого слова, так как их основная цель не состоит в перераспределении и захвате властных полномочий. Они также не преследуют коммерческих целей, то есть получение прибыли. Однако эти организации дают возможность гражданам влиять на принятие важных управленческих решений, напрямую затрагивающие их интересы, выступать в качестве реальной силы давления на бюрократию и коррупцию, существенно ограничивать ее проявления, решать повседневные задачи социальной поддержки человека, повышать его благосостояние.

Некоммерческие объединения граждан развивались в России на протяжении последних 15 лет. Особенность их современного развития - разнообразие направлений деятельности, в т.ч. социальной сферы, разнокачественный уровень организации и самоорганизации, разные способности к адаптации в динамично меняющейся социально- экономической и социально-политической ситуации. [8, с. 57]

Институты гражданского общества должны развиваться на инновационных принципах. В такой модели инновационного развития ставка делается на наиболее «продвинутые» некоммерческие организации и наиболее востребованные направления, формирование нового качества экономической и социальной сфер. На них концентрируются ресурсы развития институтов гражданского общества (экономические, кадровые, организационные, идеологические).

Инновационное развитие страны вне активного участия институтов гражданского общества лишено стратегической перспективы.

Стратегия развития институтов гражданского общества по оптимистическому сценарию с максимальной степенью использования благоприятных возможностей для развития общества в перспективе до 2025 г, может выглядеть следующим образом:

I этап (2009 - 2015 гг.). При сохранении ряда инерционных тенденций осуществлен ощутимый поворот к инновационным механизмам и технологиям, создание инфраструктуры, необходимой для инновационного развития некоммерческих организаций. Повысилась степень узнаваемости некоммерческих организаций среди населения. Улучшилась прозрачность деятельности некоммерческих организаций и органов власти. Однако динамика развития некоммерческих организаций показывает не устойчивый характер.


II этап (2016 - 2020 гг.). Некоммерческие организации значительно расширят масштабы своей деятельности, усилятся их экспертные функции. Произойдут структурные сдвиги в номенклатуре некоммерческих организаций в сторону сбалансированного типа развития, однако значительно усилится внимание к комплексным социальным проектам, в т.ч. по проблематике человеческого потенциала, развитию гражданского общества и др. Благодаря созданию надежного информационного поля (Интернет) о деятельности некоммерческих организаций сформируется позитивный мнение и усилится доверия к институтам гражданского общества. Произойдет переход от стратегии управления не затратами, а результатами.

III этап (2021 гг. - 2025 гг.), Институты гражданского общества выйдут на новый качественный уровень. Обогатятся формы интеграции некоммерческих организаций, их межсекторное взаимодействие с государственными структурами и бизнесом, особенно в реализации крупных комплексных социальных федеральных, региональных, городских и муниципальных программ. В действии некоммерческих организаций будут широко использоваться системы социально-юридических механизмов и технологий. Обязательным станет участие общественных организаций в выработке социальной политики правительства на всех уровнях власти, в оценке ее качества, ее общественный аудит, а также произойдет рост гражданской активности населения. В повседневную практику пойдет использование социальных стандартов в деятельности некоммерческих организаций и Правительства как критерия успешной реализации социальной политики. Эффективность и авторитет некоммерческих организаций значительно возрастут, и не будут зависеть от субъективных предпочтений их лидеров и руководителей органов власти. Негосударственные некоммерческие организации во всё большей степени будут развиваться как социально-политический системообразующий фактор.

Пессимистический сценарий вероятен при сохранении тенденций развития существующих условий и главных особенностей современного состояния системы. Он представляет собой их экстраполяцию в перспективу до 2025 г.. При реализации данного сценария в стране будет складываться ситуация, неблагоприятная для активизации гражданского участия и развития институтов гражданского общества: сохранится низкая гражданская активность граждан; останется прежней или чуть измениться структура некоммерческих организаций и их ориентация на поддержку и патернализм со стороны государства и бизнеса; не изменятся формы финансирования; сохранится формальное отношение к развитию системы местного самоуправления. Социально-экономическое расслоение населения сильно увеличит степень конфликтности в обществе


Серьёзные проблемы современного российского социума, возникающие на путях становления гражданского общества, подчёркивают практически все отечественные учёные. Во-первых, разделение российского социума и населения по различным линиям: бедные и богатые; центр и регионы; столица и провинция; элиты и народ; чиновники и все остальные. Во-вторых, отсутствие объединяющих ценностей, таких как: доверие, солидарность, согласие по базовым основаниям общества, уважение к жизни, личности и достоинству человека. В-третьих, практическая бессубъектность российского социума, когда под субъектом общества понимается социальная единица, способная постоянно принимать и реализовывать значимые в масштабах общества, самостоятельные и ответственные решения и действия. У нас нет субъектов, кроме Президента и его администрации. Все остальные лишь реализуют его волю и ничего не решают. Бессубъектность общества противоречит и демократии, и рыночной экономике, и гражданскому обществу. В-четвертых, ведущим субъектом корпоративистского государства становится бюрократия и сопутствующие ей теневые отношения, клиентилизм, коррупция, взаимные обязательства. [14, с. 126]

Тем не менее, при всех трудностях и препятствиях на пути своего становления гражданское общество имеет определенные предпосылки для утверждения в российской социальной жизни. В пользу этого вывода свидетельствуют самые противоположные тенденции, которые выявляются социологическими исследованиями. Они указывают на наличие значительных изменений в массовом сознании, главное из которых – выход за пределы прежних, длительно существовавших подсознательных порогов, за которыми скрывалось нормальное социальное ощущение себя как личности и самоощущение личной свободы.

Развивающееся российское общество многолико и разнообразно. Несмотря на далекие от тепличных условия, в которых на протяжении десятилетий оформлялись и заявляли о себе социальные и гражданские инициативы в России, поступательный процесс развития гражданского общества в стране не прерывался. Во многих случаях организации и институты гражданского общества уже сейчас вносят существенный вклад в развитие экономики, формирование и реализацию социальной политики, создание рабочих мест, защиту и восстановление нарушенных прав граждан, образование и воспитание молодежи.

Естественный, устойчивый путь гражданского общества – это развитие конкретных, местами даже приземленных социальных инициатив, включающих ясную связь с личным интересом участников и с их возможностями делать, а не говорить, добиваться результата собственными усилиями, а не ждать его от начальства.