Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений (Оценка экономических возможностей предприятия ООО ФРЕШ КАФЕ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 114
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретическое содержание процесса внедрения нововведений и инноваций
Понятие нововведения и инновации
Классификация и виды инноваций
1.3 Процесс внедрения инноваций
Глава 2. Внедрение нововведений на предприятии ООО ФРЕШ КАФЕ и управление ими
Оценка экономических возможностей предприятия ООО ФРЕШ КАФЕ
Обзор инноваций для предприятия ООО ФРЕШ КАФЕ
2.3 Экономическая эффективность нововведений на предприятии ООО ФРЕШ КАФЕ
Введение
Экономическая деятельность на современном этапе отличается тем, что требует постоянного развития и динамики. А динамичное развитие возможно только при использовании инноваций и новшеств, то есть результатов достижения науки в различных сферах и областях.
Для того, чтобы быть востребованным, необходимо постоянно изменяться и совершенствоваться. Это могу быть, как и технологические решения, которые являются результатом деятельности науки и техники. Такие решения приемлемы для предприятий, которые осуществляют свою производственную деятельность.
Однако могут быть и инновационные решения другого характера. Это решения в области маркетинга и менеджмента, а также эффективного управления организацией или предприятием. Данные решения подходят всем предприятием, как и производственным, так и коммерческим, а также предприятиям, которые работают в сфере услуг. Порой даже самые просты решения в области управления могут повысить мотивацию труда на столько, что существенно возрастет производительность труда и отдача персонала на благо работы предприятия.
Таким образом, этим и определяется актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Управление процессом реализации изменений и нововведений».
Объектом курсового исследования является процесс реализации на предприятии нововведений и инноваций.
Предметом курсового исследования это управление процессом реализации нововведений и инноваций.
В соответствии с этим целью курсовой работы является рассмотрение и исследование, как с теоретической, так и с практической стороны целевого управления инноваций и нововведений.
Исходя из данной цели, в работе ставятся и решаются следующие задачи:
В первой главе планируется рассмотреть теоретическое содержание процесса внедрения нововведений и инноваций. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- рассмотреть понятие нововведения и инновации;
- рассмотреть классификацию и виды инноваций;
- рассмотреть процесс внедрения инноваций.
Во второй главе планируется дать анализ внедрению нововведений на предприятии ООО ФРЕШ КАФЕ. Для этого необходимо провести подробное исследование по следующим вопросам:
- дать оценку экономическим возможностям предприятия ООО ФРЕШ КАФЕ;
- провести обзор инноваций для предприятия ООО ФРЕШ КАФЕ;
- дать анализ экономической эффективности нововведений на предприятии ООО ФРЕШ КАФЕ.
Прикладная значимость данного исследования определяется возможностью использования выводов работы в дальнейших разработках по дисциплине «Теория менеджмента», а также при написании выпускной квалификационной работы.
При написании курсовой работы были использованы нормативные акты Российской Федерации, в том числе Трудовой Кодекс РФ с последними изменениями и дополнениями на 2016 год. Также теоретическую базу написания данной курсовой работы составили книги, изданные в период 2011-2014 годов, такими известными издательствами, как Проспект, Юнити, Юнити-Дана, Юрайт.
Проблеме конфликтов на предприятии посвящено множество работ. Это работы Синяевой, Андреева, Красовского, Блэйк.
Важную роль в написании данной курсовой работы имели и научные статьи, которые позволили более полно и подробно раскрыть выбранную тематику данной курсовой работы.
Цели и задачи курсовой работы обусловили следующую её структуру. Работа состоит из содержания, введения, двух глав («Теоретическое содержание процесса внедрении нововведений и инноваций», «Внедрение нововведений на предприятии ООО ФРЕШ КАФЕ»), заключения, библиографии, приложений.
Глава 1. Теоретическое содержание процесса внедрения нововведений и инноваций
Понятие нововведения и инновации
В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако некоторые исследователи считают, что определенные различия между ними существуют[1].
По мнению Кулагина А.С. существенные отличия состоят в следующем:
- открытие делается, как правило, на фундаментальном уровне, тогда как инновация производится на уровне продукта или технологии, приводит к появлению на рынке товара с новыми свойствами либо произведенного новым способом, то есть на прикладном уровне[2];
- инновация, как мы уже говорили, направлена на получение экономической выгоды, что чаще всего не свойственно открытию, которое по своей сущности является "бескорыстным" актом;
- изобретение может быть сделано изобретателем одиночкой, инновация требует коллективного комплексного труда специалистов разного профиля, в том числе и специалистов производственной компании[3];
- инновация есть результат целенаправленного использования результатов систематических технических разработок, научно-исследовательских программ и т.д., а открытие или изобретение, вообще говоря, может произойти случайно;
- инновация не есть новая техника, поскольку новый продукт может быть выпущен с помощью действующей (неизмененной) технологии;
- наконец, инновация не есть внедрение, но не потому, что это термин советского времени, и не потому, что внедрение, как многие отмечают, носит оттенок насильственного действия, а потому, что внедрение (опять же из норм русского языка) все-таки скорее действие, чем результат.
Анализ различных определений нововведений приводит к выводу, что специфическое содержание составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.
Э.А.Уткин в своей работе определяет нововведение как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога[4].
Нововведение – это результат практического или научно-технического освоения новшества[5].
Нововведение есть процесс разработки, освоения, эксплуатации и исчерпания производственно-экономического и социального потенциала, лежащего в основе новации.
Слово «инновация» выступает синонимом нововведения или новшества, и может использоваться наряду с ними[6].
Инновация (нововведение) – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Многие исследователи считают неправомерным отождествлять понятия «новшество» и «инновация». Новшество, считает проф. Р.А. Фатхутдинов – это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности.
Пригожин А.Н. так же разделяет понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по его мнению, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов")[7].
Понятия "новшество" и "нововведение" нередко отождествляется, хотя между ними есть и некоторые различия[8].
Таким образом, в разделе было рассмотрено теоретическое понятие инновации и нововведения и определены отличия между ними.
Классификация и виды инноваций
Наиболее полную классификацию инноваций разработал известный российский ученый А.И. Пригожин на основе следующих признаков[9]:
-распространенность;
-место в производственном процессе;
-преемственность;
-ожидаемый охват доли рынка;
-степень новизны и инновационный потенциал.
Внутри каждой из пяти групп он предложил следующее подразделение:
Виды инноваций по распространенности:
-единичные;
-диффузные;
Виды инноваций по месту в производственном цикле:
-сырьевые;
-обеспечивающие (связывающие) [10];
-продуктовые;
Виды инноваций по преемственности:
-замещающие;
-отменяющие;
-возвратные;
-открывающие;
-ретровведения;
Виды инноваций по ожидаемому охвату доли рынка[11]:
-локальные;
-системные;
-стратегические[12];
По степени новизны и инновационному потенциалу, выделяют инновации:
-радикальные;
-комбинаторные;
-совершенствующие.
По степени новизны для рынка инновации делятся также на:
-новые для отрасли в мире[13];
-новые для отрасли в стране;
-новые для данного предприятия (группы предприятий).
Кроме того, классифицировать инновации можно:
-по степени воздействия на экономику;
-по уровню воздействия на процесс производства;
-по уровню воздействия на факторы производства;
-по области применения;
-по причинам возникновения[14];
-по характеру удовлетворяемых потребностей.
Виды инноваций по уровню воздействия на экономику:
-базовые;
-улучшающие;
-псевдоинновации.
Базовые основаны на научных открытиях и крупных изобретениях новых поколений техники и технологии; их накопление приводит к новому технологическому уровню;
Улучшающие инновации способствуют диффузии, растворению базовых инноваций[15];
Псевдоинновации - к сожалению, наиболее распространенные — позволяют путем незначительного совершенствования базовых и улучшающих инноваций достигнуть максимальной их эффективности. При этом расширяются рынок сбыта и сфера использования инноваций.
Виды инноваций по уровню воздействия на процесс производства:
-расширяющие[16];
-заменяющие;
-улучшающие.
Расширяющие инновации направлены на использование принципов и методов базовых инноваций в других экономических областях;
Замещающие инновации предназначены для производства операций другим, более эффективным способом;
Улучшающие инновации служат для повышения качества выполняемых работ.
По уровню воздействия на факторы производства инновации можно подразделить на комплексные и локальные[17]. Комплексные инновации, как правило, требуют существенных изменений в оборудовании, технологии, квалификации работников и т.д.
Виды инноваций по причинам возникновения:
-стратегические;
-реактивные.
Таким образом, был рассмотрен широкий спектр видов и классификации инноваций.
1.3 Процесс внедрения инноваций
Процесс внедрения любых инноваций подразделяется на определенные этапы, каждый из которых сопровождается определенными мероприятиями, грамотное управление которыми крайне необходимо. Структура мероприятий, осуществляемых на каждом этапе[18].
Первый этап — подготовка изменений[19]. Целью здесь является формирование «стартовой площадки» для запланированных преобразований. Подготовительный этап начинается с анализа внутренней среды предприятия. Анализ внутренней среды проводится с целью определения разрыва между действительным и желаемым положением дел в организации.
Важнейшими его объектами являются:
- менеджмент организации (структура, эффективность, стиль управления и др.);
- процессы и объекты организации (маркетинг, финансы, персонал, инновации, производство и т.д.).
Важнейшим мероприятием на подготовительной стадии внедрения инноваций является анализ внешней среды организации. Напомним, что внешняя среда организации включает в себя потребителей, конкурентов, правительственные учреждения, поставщиков, финансовые организации, источники трудовых ресурсов и др.
Внедрение любых инноваций направлено на снятие противоречий между внутренней средой организации и характером развития и внешними условиями, от которых зависит реализация ее Потенциальных возможностей. Результатом проведенного исследования внутренней и внешней среды должно стать формулирование проблем развития предприятия, на устранение которых и будет направлена инновация[20]. Четкое понимание и формулирование проблем позволяет найти их адекватные способы решения, что в свою очередь будет способствовать решению задач изменений[21].