Файл: Организация познавательной деятельности младших школьников.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы активизация познавательной деятельности на уроках литературы.
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся
1.2. Специфика современного урока литературы
1.3.1. Проектно-исследовательская деятельность
1.3.2. Развитие критического мышления
2.1. Цели и задачи анализа уроков литературы.
Выделим цели использования дидактических игр в начальных классах на уроках окружающего мира (исторический блок):
- развитие познавательного интереса к истории Отечества младших школьников, расширение их кругозора;
- развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей;
- формирование исторических представлений и понятий;
- воспитание сотрудничества, коммуникативных качеств, коллективизма, формирование нравственных и эстетических ценностей. [4, 27 с.]
Отечественный педагог В.С. Кукушин считает: «У каждого вида игры своя полезность. Выделим наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры.
Социокультурное назначение - усвоение человеком богатства культуры, потенций воспитания и формирования его как личности, позволяющей функционировать в качестве полноправного члена коллектива.
Межнациональной коммуникации – моделирование разных ситуаций в жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, усвоение разнообразия эмоций в восприятии всего существующего в жизни.
Самореализации человека в игре – реализация себя как личности.
Диагностическая – способность распознавать, процесс постановки диагноза.
Терапевтическая – преодоление различных трудностей, возникающих у человека в поведении, в общении с окружающими, в учении.
Коррекции – помогает справиться с переживаниями, препятствующими их нормальному самочувствию и общению со сверстниками в группе.
Развлекательная – создание определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости. [7, 36 с.]
Отечественные педагоги Г.И. Штремплер и Г.А. Пичугина разработали ряд методических рекомендаций по разработке и использованию дидактических игр:
- дидактические игры следует использовать не ради игры, а с целью получения определённого результата в процессе обучения и воспитания. К дидактическим играм следует готовить детей заранее, учитывая, прежде всего, психологические аспекты, время проведения, некоторые атрибуты и правила. Это позволяет заранее настроить детей на игру и творчески подготовиться к ней;
- в названии, правилах и сюжете игры должны преобладать элементы забавы, занимательности и соревновательности, но в то же время игра не должна быть слишком азартной;
- дидактические функции игры должны обеспечить достаточно широкую, посильную творческую и мыслительную деятельность учащихся, соответствовать возрастным особенностям, степени подготовки и развитию кругозора учащихся. Задания должны содержать элементы увлекательности и давать возможность принимать несколько вариантов ответов, в том числе и нестандартных;
- правила игры должны быть простыми и однозначно сформулированными, чтобы ребенок смог хорошо осмыслить ход и содержание игры, ее правила и цель;
- во время игры необходимы дисциплина и порядок. Подведение результатов игры должно быть ясным, открытым, эмоциональным, справедливым и фиксироваться определенным образом для всеобщего обозрения. При необходимости для подсчета результатов выбирают или назначают специальное жюри или помощников-консультантов из школьников;
- игры лучше всего проводить в быстром темпе, чтобы каждый ученик с максимальной активностью мог участвовать в игре. При этом необходим предварительный расчет продолжительности каждого этапа игры и обязательное его выполнение в процессе игры;
- учителю следует быть активным участником игры, не допуская при этом снижения интереса у детей к игре, субъективности и нечестности. Необходимо умело регулировать ход игры так, чтобы не было проигрыша одной команды с «сухим» счетом. Во время игры обеспечивается нормальный психолого-педагогический климат, активизируется работа пассивных учеников. Иногда бывает полезно ввести в правила игры поощрительные и штрафные баллы;
- лучшее признание успеха игры - желание учеников ее повторить. Однако чрезмерного увлечения играми на уроке допускать нельзя, чтобы не превратить весь учебный процесс в развлечение. [14, 15 с.]
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура — это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:
- дидактическая задача - определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность;
- игровая задача - осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи);
- игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи;
- правила игры - их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи — незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета
- подведение итогов (результат) — проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победителя и т. д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
Разрабатывая дидактическую игру, учитель должен подробно и внимательно проработать следующие ее этапы:
- определение дидактической цели;
- разработка содержания;
- определение занимательных свойств;
- определение формы и названия;
- уточнение оптимального соотношения дидактической цели и занимательности;
- определение продолжительности;
- разработка содержания и правил, в том числе объявления о подготовке к игре, числе играющих, хода (сценария или модели);
- создание атрибутов и вспомогательных средств;
- разработка системы подведения итогов.
Отечественный психолог Л.И. Божович выделила принципы дидактической игры:
- активность игрока;
- доступность игры;
- наглядность и виртуальность игры;
- занимательность и эмоциональность;
- индивидуальность игры;
- коллективность игры.
А.С. Макаренко считал: «Только та игра целесообразна, в которой ребенок активно действует, самостоятельно мыслит, строит, комбинирует, преодолевает трудности». [6, 115 с.]
Игры-загадки. Эта группа дидактических игр используется на уроках для проверки глубины и прочности знаний по материалу большого объема и как средство развития сотрудничества школьников. С их помощью ученики закрепляют и углубляют знания литературоведческих понятий, развивается память и мышление. Игра приучает учащихся трудиться, развивает воображение, сообразительность, смекалку. Так, зная, на какую тему будет проходить игра, учащиеся сами обращаются к учебнику, повторяют необходимый материал. Решение подобных познавательных игр-загадок целесообразно начинать с коллективного анализа их содержания, в ходе которого создаются разнообразные деловые отношения вызванные обменом информации среди учащихся. К играм такого вида можно отнести словесные игры: ребусы, кроссворды, шарады и др.
Цель таких игр – привить интерес к слову, научить правильно произносить его.
Ребусы. Для того чтобы правильно назвать загаданное слово в ребусе, нужно разгадать сначала его части, каждая из которых представляет собой отдельную часть слова, из которых нужно составить загаданное слово.
Кроссворд. Название одной из игр, которые требуют большого внимания к слову. Буквальный перевод этого слова с английского языка: кросс – крест, ворд – слово. Правила игры в кроссворд всем известны – нужно подобрать слово, которое дает не только ответ на поставленный вопрос, но и точно умещается в отведенные для него клетки.
Для того чтобы быстро научиться играть в кроссворд, предлагаются “подсказки” - это несколько слов, одно из них выбирается не только по смыслу, но и по количеству и по расположению букв.
Играя с “подсказками”, можно овладеть той игрой, которую каждый день можно увидеть на страницах журналов и газет. Работа со словом – обогащает.
Графическое изображение можно сделать самостоятельно.
Особым видом игры является викторина. Она представляет собой ряд вопросов, которые требуют ответа в письменной или устной форме. Главная задача викторины – активно повторить пройденный на уроке материал.
Игры-аукционы дают возможность углубить и расширить возможные понятия литературы, воспитывать познавательную активность, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога. В ходе такой игры у учащихся развивается зрительная память, речь, логическое мышление, сознательное усвоение учебного материала.
Элементы состязательности содержатся и в КВНах, где учащиеся получают широкую возможность само реализоваться в процессе игрового действия. Кроме закрепления полученных знаний, умений и навыков в ходе данной игры учащиеся приобретают навыки социального взаимодействия (общения), коллективистической направленности.
Игры-путешествия – развивают интерес школьников к урокам литературы. Волшебные сказки, колеса времени, сказочные календари уносят путешественников в загадочный мир. Игра-путешествие, требующая поиска различных путей решения развивает воображение, актуализирует познавательную активность учащихся и протекает в непринужденной обстановке общения друг с другом, в которой проявляется взаимопомощь и дружеская поддержка.
В этом виде дидактической игры ученики в воображаемой ситуации представляют себя путешественниками по какой-либо стране, местности. Игра такого типа развивает внимание, мышление, воображение.
Игры-соревнования. В ходе такой игры учащиеся получают не только навыки самостоятельной работы, углубляют и расширяют знания по теме, но и приобретают опыт общения, сотрудничества. Игры – соревнования проводятся, как правило, как состязания двух команд. Примером такой игры, широко используемой в практике, является эстафета. В ходе ее учитель, во-первых, видит работу всего класса и, во-вторых, может сразу и безошибочно определить того ученика который допустил ошибку. В форме такой игры заложен элемент соревнования. Учитывается самостоятельность, четкость и оперативность выполнения заданий. Самое главное, чтобы ученики, выполняя эстафету думали. [4, 39 с.]
Глава 2. Анализ уроков литературы с целью выявления способов активизации познавательной деятельности учащихся.
2.1. Цели и задачи анализа уроков литературы.
Цель анализа – это рассмотреть, с помощью наблюдения, использование способов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы.
Задачи анализа:
- посетить уроки учителей литературы и провести наблюдение за их профессиональной деятельностью;
- обобщить полученные результаты;
- сделать вывод о целесообразности использования способов активизации познавательной деятельности на уроках литературы.
2.2. содержание анализа уроков литературы.
Для написания практической части курсовой работы, студент посетил 5 уроков литературы в 5-ых классах МАОУ «СОШ №130 г. Челябинска».
Содержание анализа включало в себя наблюдение за тем, как часто учителя литературы используют в своей работе способы активизации познавательной деятельности учащихся. Наиболее часто используемые способы это развитие критического мышления и дидактические игры.
2.3. обобщение результатов анализа
Учитель \ класс |
Тема |
Проектно-исследовательская деятельность |
Развитие критического мышления |
Дидактические игры |
Головко В.В. 5 а |
Иван Бунин «Косцы» |
+ |
+ |
+ |
Шпраер Т.В. 5 б |
Сергей Есенин «Я покинул родимый дом» |
- |
+ |
+ |
Головко В.В. 5 а |
Владимир Короленко «В дурном обществе» |
- |
+ |
- |
Шпраер Т.В. 5 б |
Павел Бажов «Медной горы хозяйка» |
+ |
+ |
+ |
Головко В.В. 5 а |
Владимир Короленко «В дурном обществе» |
+ |
- |
+ |
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что учителя литературы систематически используют способы активизации познавательной деятельности учащихся, что приводит к формированию познавательного интереса учащихся к урокам литературы и повышают качество обучения предмету.
Гипотеза о том что, если на уроках литературы использовать разнообразные методы и приёмы, то активизация познавательной деятельности возрастет, подтвердилась.