Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (основы работы судебной власти в России).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Судебная власть в системе разделения властей
1.1.Сущность принципа разделения властей
1.2. Понятие и характерные черты судебной власти
Глава 2. Судебная система в России и принципы ее деятельности
2.1. Судебная система России и ее взаимодействие с другими ветвями власти.
2.2.Конституционно-правовой статус судей РФ
2.3. Судебная защита прав и свобод личности
Введение
Актуальность темы: Понятие власти стабильно вошло в публичное сознание. Она воспринимается как главная структура, которая обеспечивает регулировку различных действий и отношений в группах различного количества. Вследствие присутствия подобных строений общество сохраняет целостность и единство.
Различные сферы познания по-различному определяют понятие власти, что обосновывает сложность, неоднозначность содержания термина. Одни изучают власть как инструмент, позволяющие управлять человеком либо страной, остальные говорят как об исключительном праве управлять властью всего.
В нашем государстве обычно принято говорить о трех ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной. Они существуют параллельно, но в тесной взаимосвязи.
Судебная власть - независимая система, осуществляющая исполнение полномочий, возложенных на нее государством, с помощью соответствующего типа судопроизводства. Все организации и судебные инстанции различного значения, сопряженные в одно целое, и являются судебной властью в нашей стране.
Значение судебной власти - вершить правосудие в рамках возможных своих полномочий с помощью судебной системы.
Судебная система в настоящем играет ключевую роль в реализации идеи правового государства в обществе, которое стремится заявить о себе как о демократическом. Опираясь с точки зрения одного из главных положений теории о разделении властей, которая была сформулирована более двухсот лет назад французским философом Ш. Монтескье, именно судебная власть должна взять на себя функцию контроля над соблюдением и применением правовых актов. Более того, непосредственно данная область власти наделяется полномочиями и возможностями по контролю над тем, чтобы эти правовые нормы не противоречили основному закону государства.
Целью работы является уточнение сущности судебной власти.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих зaдач:
1) определить суть принципа разделения властей;
2) выявить понятие и признаки судебной власти;
3) проанализировать основы работы судебной власти в России;
4) исследовать концепцию судебной власти и ее взаимосвязь с другими ветвями.
Объект исследования - система отношений связанных с судебной властью и судебной системой.
Предметом исследования является нормативно-правовое регулирование основ судебной власти.
Теоретическая и нормативную основу исследования составили нормативно-правовые акты и труды таких ученых как: Антипов Е.И., Прудников А.С., Швец В.М., Виноградов В.В., Коваленко Т.С., Розахунова Н.Р., Исаева Т.Т., Оганесян С.М., Османова Ф.М., Карпенко В.Ю., Мандриева Л.В., Подтягина Л.Г., Гордынин Н.А., Петрив А.А., Тлябичев Ш.М., Папикян И.Г., Демидов А.В., Казаков И.Г., Цыганаш В.Н., Бровко Н.В., Османова Ф.М., Барамбаева А.М., Казанкова Т.Н., Боронбаева Д.С., Фомин А.А., Цыганаш В.Н., Калинин В.Н., Шаблинский И.Г., Негодяев К.А., Колоколов Н.А. и другими.
Автор использовал такие методы как анализ, синтез, обобщение.
Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1. Судебная власть в системе разделения властей
1.1.Сущность принципа разделения властей
Практика компетенции и полномочий между органами и должностными лицами государства известна еще с античных времен. Однако в качестве целой и фактически применимой концепции эта мысль сформировалась во время Просвещения. Сам способ разделения властей был предложен английским философом Джоном Локком, название же ей дал французский философ Шарль Монтескье.
Разделение властей - правовая концепция и вытекающий из нее принцип организации государственной власти, в соответствии с которым власть должна осуществляться тремя ветвями, независимыми друг от друга, - законодательной, исполнительной и судебной.
Часто под разделением властей понимают и реальное олицетворение подходящей теории и принципа государственной деятельности. Первым законодательным актом, в котором был закреплен данный принцип, стала Конституция США 1787 года. Затем разделение властей было закреплено в основных законах большинства государств мира. Указан данный принцип и в Конституции РФ (ст. 10)
Реальное применение принципа разделения властей создало систему сдержек и противовесов - установленных законом мер, направленных на обеспечение настоящей независимости ветвей власти друг от друга.
Целью разделения властей, которую видели перед собой разработчики концепции, было недопустимость узурпации одной ветвью власти полномочий другой ветви власти.
В скором времени, когда компетенция ветвей власти и относящихся к ним органов была разделена, обеспечение разделения властей встретилось с вопросом подлинной, но никак не абстрактной независимости ветвей власти друг от друга, в первую очередь финансовой.
На пример, назначение судей в РФ Президентом некоторыми исследователями рассматривается как проявление зависимости судебной системы от главы государства, к которому судьи должны быть лояльны.
Очередной неувязкой стало усложнение структуры органов государственной власти: в текущее время некоторые публично-правовые образования (счетные палаты, избирательные комиссии, прокуратура) не могут быть точно отнесены к какой-либо ветви власти. Из-за этого стали предлагаться четырёх- и пятизвенные модели данной концепции.
Разделение властей в сути заключается в том, что возможности по принятию законов, их выполнению и разрешению правовых споров не должны находиться в одних руках. Если говорить иными словами, органы государственной власти обязаны иметь свою «специализацию» и сферу ответственности. Посмотрев с иной стороны, то можно видеть ветви власти в отношении друг другу обязаны иметь набор инструментов, которые позволяют не допускать выход какого-нибудь органа государственной власти за границы его возможностей. Этой цели приурочены, например, институты импичмента, отставки президента или правительства.
Можно увидеть, что теория разделения властей, и доктрина законодательного страны на самом деле преследуют одну цель - ограничить муниципальный произвол и поместить правительство в заблаговременно определенные законодательные рамки. Главной целью таких мероприятий является - обеспечение постоянства, порядка в обществе, недопущение само произвола, т.е. «без суда и следствия».
Непосредственно по этой причине законодательно страны принципиальное место предоставляется разделению властей, обеспечивающее:
-правовой характер принимаемых законов;
-гарантии справедливого и независимого правосудия;
-надзор органов и должностных лиц государства друг за другом.
В мире разделение властей существует уже давно. Относительно нашей страны во первых можно сказать, что советские власти не принимали три ветви власти и считали, что все должно быть сосредоточено в одних руках. Разделение властей они считали не хорошей идеей, которая могла родиться только в умах буржуазных мыслителей других стран. Когда СССР распался – появились три независимые ветви власти.
1.2. Понятие и характерные черты судебной власти
Научному изучению группы «судебная власть», а также в проработке его определения в учебной литературе уделено мало внимания. Потому что судебная власть рассматривается всего лишь как вариация государственной власти, осуществляющая правосудие. Понятие судебной власти определяется через призму общественного назначения: это гарант конституционных прав и свобод человека и гражданина, законности и справедливости, арбитр в спорах между различными ветвями государственной власти.
Исследование и анализ юридической литературы, посвященной проблемам судебной власти выявил, что существует много различных раскладов и подходов к определению о судебной власти. Также выделяется, что единое, подходящее ко всему понимание судебной власти, понятие смысла и содержания терминов, связанных с судебной властью, позволит глубже и со всех сторон узнать существо судебной власти.
Некоторые авторы полагают верным рассматривать судебную власть как «… функцию государства, выражающуюся в способности и возможности влиять на кого-либо, что-либо, распоряжаться кем-либо, чем-либо на основании и в пределах правового закона. Эта функция осуществляется и проявляется носителями судебной власти в предусмотренной законом процессуальной форме».
Профессор М.Н. Марченко, выражая свое мнение, также поддерживает мнение о том, что судебная власть - это «… функция по реализации деятельности, основанной на полномочиях, которыми она обладает».
Расширительное объяснения определения судебной власти дано Н.Н. Ефремовой: «… институт правосудия, включающий систему органов, его отправляющих, сам процесс и результат их (т.е. судов) функционирования в сфере полномочий судебной власти».
Отечественные исследователи предоставляют научные разработки, которые рассматривают судебную власть как «средство управления обществом», как «ветвь единой неделимой государственной власти»; в этом они подмечают также и ее «сущностный признак».
Вместе с тем есть представления ряда научных работников про то, что понятие судебной власти в законодательной науке до настоящего времени не создано.
Анализ различных точек зрения показывает и представлений о понятии судебной власти, гораздо больше внимания уделяется государствоведческим нюансам судебной власти, прежде всего, вопросам места и роли судов в системе государственной власти, вопросам ее самостоятельности и независимости. НЕ рассмотренной остается правовая природа судебной власти.
Никак не умаляя научной ценности рассмотренных выше точек зрения и подходов к определению понятия судебной власти, мы все-таки считаем, что в теоретическом и практическом плане было бы правильным и необходимым сосредоточиться на юридическом аспекте рассматриваемого явления.
Как мы видим, юридическое определение правового явления, о судебной власти, формулируется и закрепляется законодательством. Анализируя российское и зарубежное, регламентирующего основы организации и функционирования судебной власти, говорит о том, что такого определения нет. В пример можно поставить Конституцию РФ, а также специальные законы о судебной власти и судебной системе, в них сказано лишь, что она осуществляется посредством конституционного, гражданского административного и уголовного судопроизводства.
Беря во внимание социальную и правовую ценность судебной власти как поручителя практической реализации гражданами своих субъективных прав на судебную защиту, но кроме того вышеприведенные доводы, полагаем важным выразить юридическое определение судебной власти как совокупность общественных отношений, возникающих при реализации конституционно-правовых норм, регламентирующих организацию и деятельность судебных органов по осуществлению правосудия.
Данное понятие, на наш взгляд, в концентрированном варианте характеризует судебную власть. Первое, оно указывает на то, что судебная власть, в первую очередь в целом, - это императивные отношения, которые возникают, развивающиеся и прекращающиеся на базе положений законодательства. Втрое, в нем отражается основное предназначение судебной власти - осуществление правосудия. Третье, юридическое определение судебной власти укрепляет ее правовой статус.
Судебная власть обладает рядом своеобразных свойств которые помогут «проникнуть» в сущность такого сложного феномена, каким она является.
В правовой литературе прошлых 10-ов о признаках судебной власти заявлены различные убеждения, наличие которых обосновано трудностью, также многоаспектностью изучаемого явления. В связи с этим является важным хотя бы кратко подытожить их с учетом современных научных исследований.
Таким образом, в своем фундаментальном монографическом исследовании «Судебное правотворчество и судейское право» проф. М.Н. Марченко отмечает, что установление свойственных судебной власти как родовому явлению признаков и черт по прежнему остается одной из нерешенных проблем судебной власти. Формирование полного списка своеобразных свойств и черт судебной власти, по его выражению, «требует усилий многих отечественных и зарубежных авторов». Принимая во внимание данное обстоятельство, можно сказать то, что деятель науки решил воспользоваться предписанием только определенных начальных утверждений, касающихся особенностей судебной власти.
Во-первых, судебная власть - это власть реальная, так как являясь одной разновидностью государственной власти, судебная власть имеет все родовые признаки, свойственными любой иной социальной власти.
Во-вторых, судебная власть имеет не только частно - правовой, но и публично-правовой характер. Речь идет о том, что осуществляемая судебными органами власть проявляется не только в форме правоприменительной, но и правотолковательной, а отчасти - и правотворческой деятельности.
В-третьих, судебная власть имеет подзаконный характер в том смысле, что суды принимают решения на основе закона и не отступают от него.
Более широкое значение признаков судебной власти предлагает Профессор В.Е. Чиркин:
-ее конкретный характер: суд решает конкретные дела и споры, возникающие в результате различных конфликтов; осуществление судебной власти в особой процессуальной форме действительными носителями судебной власти - судьями; автономность суда: он не соподчинен иерархически; более высокая судебная инстанция не может указывать низшей, как следует решать то или иное дело; высший суд не вправе устанавливать общие правила; наличие судейского самоуправления: создание специальных органов для решения кадровых, дисциплинарных вопросов;