Файл: Организация познавательной деятельности младших школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: дифференцированный подход к детям, индивидуальную работу на уроке, различный дидактический, иллюстрационный, раздаточный материал, технические средства обучения и другие.  Принципиально важно, чтобы дети на каждом уроке переживали радость открытия, чтобы у них формировалась вера в свои силы и познавательный интерес.

Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. [16, 44 с.]

1.2. Специфика современного урока литературы

Н.И. Кудряшев полвека назад писал: «Хороший урок по литературе – это такой урок, на котором учащиеся не только полно и глубоко воспринимают, переживают художественные образы, но и учатся работать над текстом, размышлять над ним, привлекая имеющиеся у них жизненные впечатления и полученные знания, и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме». [2, 137с.]

Назовем особенности современного урока литературы:

- эмоционально-нравственная атмосфера, соответствующая настрою изучаемого произведения и организующая сопереживание и соразмышление с искусством;

- соответствие содержания и методической формы урока;

- разнообразие методических форм урока, отвечающее многообразию жанров и стилей литературных произведений;

- построение и проведение урока, программирующее эстетическое воздействие, в какой-то мере аналогичное воздействию литературного произведения (Е.В. Карсалова).

Неотъемлемым свойством (качеством) современного урока литературы является диалогичность, под которой понимается создание подлинно диалогических отношений, то есть субъект-субъектных, равноправных, при которых участники диалога заинтересованы в общении друг с другом, видят в собеседнике интересного человека, носителя иного, ценного мнения, иной потенциально ценной культуры. [3, 58 с.]

Структура урока – это «совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.


В контексте идей развивающего обучения структурной единицей современного урока признается учебная ситуация. Вслед за Е.В. Карсаловой под учебной ситуаций мы понимаем не только познавательную задачу, но и любой значимый, методически оформленный этап организации учебной и читательской деятельности школьника (постановка цели, указание на способ ее разрешения).

Поскольку урок литературы – прежде всего урок общения, правомерно в качестве структурной единицы урока выделять учебно-речевую ситуацию (УРС), в основе которой лежит целеполагание: какова цель учебного взаимодействия, предопределяющая выбор методических приемов и речевых средств для их реализации – способов передачи информации, убеждения, воздействия на учащихся (мотивация работы, активизация внимания, побуждение к поиску и пр.)

Особая природа урока литературы, в основе которого – произведение словесного искусства, позволяет исследователям говорить о сюжетности урока. Разработать сюжет урока, по Е.В. Карсаловой, – значит определить учебные ситуации, приводящие к разрешению педагогической концепции, выстроить их таким образом, чтобы вызывать, поддерживать, усиливать интерес учеников к проблемам и героям произведения, активность их эмоций и интеллекта, чтобы руководить характером эмоционального восприятия материала. В сюжете урока литературы, как и в литературном произведении, выделяют:

  1. эмоциональную экспозицию (атмосфера кабинета, использование педагогических средств, вводящих учеников в состояние сопереживания, настраивающих на нужную эмоциональную волну, оживляющих в памяти уже известный материал и готовящих к восприятию нового);
  2. педагогическую завязку (дать ученикам возможность высказать живое впечатление от произведения искусства, сюжетной линии произведения, рассматриваемой на уроке, показать неполноту, неглубину понимания, удивить возможностью другого подхода, чтобы отсюда поставить цель урока, которая будет решаться в дальнейшем);
  3. своеобразное «развитие действия» урока (учебных ситуаций, смысловых и эмоциональных шагов в решении проблемы);
  4. нравственно-смысловую «кульминацию», эмоциональную вершину урока (по времени желательно, чтобы она совпадала с тем моментом, когда, по данным психологов, ученики устают и интерес к уроку падает, то есть в интервале 25 – 35 минут урока);

5) «развязку» - разрешению целей урока, итоговым выводам. [5, 301 с.]

Типология уроков по литературе – один из сложных вопросов теории и методики обучения литературе. В методической науке известны разные попытки классифицировать уроки по литературе.


Типология Н.И. Кудряшева

Исходя из структуры и специфики литературы как учебного предмета, а также опираясь на собственную учительскую практику и лучший опыт учителей-словесников, ученый выделил три типа уроков литературы:

1. Уроки изучения художественного произведения;

2. Уроки изучения теории и истории литературы;

3. Уроки развития речи.

Методист ввел частное понятие «вид урока» и назвал различные виды уроков разных типов, установив их связь внутри одного типа.

Уроки изучения художественного произведения (1 тип) включают 3 вида уроков:

1) уроки художественного восприятия,

2) уроки углубленной работы над текстом,

3) уроки, обобщающие изучение произведений.

Уроки изучения теории и истории литературы (2 тип) включают 5 видов:

1) уроки формирования теоретико-литературных понятий,

2) уроки изучения научных, литературно-критических статей,

3) уроки по биографии писателя,

4) уроки по историко-литературным материалам,

5) уроки обобщения, повторения, опроса.

Уроки развития речи (3 тип) включают 4 вида:

1) уроки обучения творческим работам по жизненным впечатлениям и по произведениям литературы и искусства,

2) уроки обучения устным ответам и устным докладам,

3) уроки обучения сочинениям,

4) уроки анализа сочинений.

Современные методисты видят достоинство этой типологии уроков в том, что она вбирает в себя основные направления работы учителя на уроках литературы. Однако в ней определяется только содержание и цель урока, а не характер деятельности учителя и учащихся на уроке, не тип организации урока. Кроме того, в классификации в отдельные уроки выделяется материал, который на практике зачастую выступает как отдельная учебная ситуация урока.

Типология Е.В. Карсаловой

В основе разработанной типологии положены закономерности читательской деятельности эстетически развитого человека и задачи формирования способов читательской деятельности школьников. В полноценной читательской деятельности выделяют 3 стадии: 1) подготовка к восприятию и собственно восприятие; 2) постижение и 3) воплощение («выход» в разного рода творческую деятельность). Исходя из этого, Е.В. Карсалова выделяет четыре типа уроков:

1. Уроки восприятия (уроки эмоционально-художественного типа): живое общение с произведением: чтение, слушание, присутствие в качестве слушателей и зрителей на уроке-концерте, уроке-композиции; просмотр телепередач эмоционально-художественного типа; эмоционально-образные формы урока по изучению биографии писателя, обзорных тем, некоторых теоретико-литературных понятий;


2. Уроки постижения, анализа и оценки литературных явлений (уроки преимущественно логического типа): лекция, беседа, семинар, комментированное чтение, практикум, исследование;

3. Уроки формирования читательской культуры, способов читательской и речевой деятельности или приобретения читательской культуры: уроки обучения выразительному чтению, уроки развития речи, вводные уроки 5 – 8 классов, на которых обязателен разговор о природе литературного творчества, культуре чтения и постижения литературного произведения; так называемее библиотечные уроки, формирующие умение найти нужную книгу и работать с ней; уроки обучения отзыву, рецензии, «защиты» рецензии и отзыва, читательского дневника; уроки культуры общения по поводу произведений искусства;

4. Уроки воплощения или реализации читательского опыта: заключительные уроки (то есть уроки, завершающие изучение не только конкретного литературного произведения, но и крупной литературной темы, четверти, курса каждого класса); уроки внеклассного чтения; уроки чтения и обсуждения литературных произведений.

Особое значение Е.В. Карсалова придает урокам четвертого типа, так как они имеют прямой выход в деятельность, творческую активность самих школьников. Ученый классифицирует виды деятельности учащихся на таких уроках:

  1. эмоционально-художественные виды деятельности: конечное выразительное чтение стихотворения; инсценирование; конкурс на лучшее чтение; участие в уроке-композиции или концерте; творческое сочинение; творческий зачет; игры;
  2. виды логической деятельности: итоговый семинар, обобщающий изучение произведения и ставящий проблемы традиций и новаторства, художественного мастерства, актуальности произведения и творчества писателя; сочинения литературно-критического характера; отчет о выполнении исследовательских заданий; защита рефератов.

Выделяют три этапа подготовки к уроку:

1 этап – предварительная научная подготовка по ведущим темам программного материала, по вопросам педагогики и психологии (эта работа проводится в летние каникулы). На этом этапе учитель анализирует учебную программу по курсу, выбирает педагогическую технологию, анализирует особенности учащихся, с которыми ему предстоит работать (успеваемость, отношение к предмету, отношение к различным формам организации учебно-познавательной деятельности и т.п. (диагностика учащихся проводится в конце учебного года).

2 этап – составление тематического плана.


Составление тематического плана дает возможность своевременно и качественно подготовиться к изучению всей темы, или ее раздела, распределить материал по урокам, продумать методы работы, формы опроса и контроля, самостоятельной работы учащихся, использование наглядных пособий и ТСО. Разработка тематического плана включает:

- деление учебного материала на разделы, темы;

- выделение содержательных центров в каждой теме, главных понятий, идей;

- определение внешних и внутренних связей между фактами, законами и теоретическими понятиями при изучении курса литературы;

- распределение учебного материала и заданий по урокам;

- формулировка вопросов к изучаемой теме;

- выбор методов работы с изучаемым материалом;

- выбор формы контроля и обратной связи с учащимися;

- определение знаний, умений и навыков, формируемых на уроке.

3 этап – подготовка урока (разработка урока в той форме, которая наиболее отвечает опыту и индивидуальности учителя: в форме конспекта, плана, модели).

Подготовка конкретного урока предусматривает:

  1. Изучение требований программы по теме (разделу), материалов учебника.
  2. Изучение дополнительной литературы (художественной, научной, методической).
  3. Определение образовательной, развивающей и воспитательной целей урока.
  4. Определение места урока в системе уроков по теме (разделу) в целом.
  5. Отбор оптимального содержания материала урока, его дидактическая обработка и деление на ряд опорных знаний.
  6. Отбор материала, который учащиеся должны изучить (понять и запомнить) на уроке.
  7. Определение типа урока, выбор методов и приемов обучения, разработка структуры урока.
  8. Установление межпредметных и внутрипредметных связей с учебным материалом урока, определение вариантов их использования на уроке.
  9. Планирование действий учителя и учащихся на всех этапах урока.
  10. Подбор дидактических материалов.
  11. Запись тезисов, опорных схем, таблиц и т.д., которые необходимо зафиксировать на доске с тем, чтобы учащиеся перенесли их в тетради.
  12. Планирование объема и форм самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке.
  13. Разработка заданий для закрепления (на уроке и дома) полученных знаний и приобретенных умений.
  14. Выбор приемов обобщения и систематизации знаний.
  15. Подготовка списка учеников, знания и умения которых планируется проверить на уроке (задания можно дифференцировать).
  16. определение содержания, объема и форм домашнего задания с учетом методики его выполнения.
  17. Выбор форм подведения итогов урока.
  18. Планирование внеклассной работы по теме (экскурсии, посещение театров, выставок, музеев, просмотр кинофильмов и т.д.).
  19. Разработка плана (конспекта, модели) урока .