Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ ПОНЯТИЯПРАВОНАРУШЕНИЯ
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ
2.1. Причины и условия правонарушений
2.2. Классификация правонарушений
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Принципы и меры государственного стимулирования профилактики правонарушений
В юридической литературе различают конституционное правонарушение в «узком» и «широком» смыслах. «Широкая» трактовка конституционного правонарушения делает его расплывчатым и смешивает с другими видами правонарушений. Кроме того, перечень конституционных правонарушений становится практически безграничным. Например, ими будут выступать посягательства авторские права, гражданско - правовые отношения, возникающие между частными субъектами, что будет противоречить сущности конституционного правонарушения как деяния, прежде всего посягающего на публичные отношения.
Конституционные правонарушения, несмотря на их многообразие, обладают рядом общих характеристик. Во-первых, они связаны с нарушением норм конституционного права. Во-вторых, нарушаемые отношения являются императивными и урегулированы при помощи обязывающих или запрещающих норм конституционного права. В-третьих, это, отношения, функционирующие в сфере основ конституционного строя и высших социальных ценностей.
Финансовое правонарушение может посягать на налоговые отношения, бюджетные отношения, отношения валютного регулирования и валютного контроля, публичные банковские отношения. Причем возможна и более детальная классификация финансовых правонарушений. Так, анализ правонарушений, предусмотренных в Налоговом кодексе, показывает, что они посягают на отношения, обеспечивающие установленный порядок представления налоговой декларации и порядок уплаты налогов и сборов и т.д.
Анализ правонарушений, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации[19], показывает, что они посягают на отношения, обеспечивающие исполнение закона (решения) о бюджете; отношения, обеспечивающие своевременность и полноту перечисления (зачисления) бюджетных средств и исполнения бюджетной росписи; отношения, обеспечивающие своевременность предоставления сведений и прочее.
Финансовые правонарушения, посягающие на публичные банковские отношения, предусмотрены в ФЗ РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»[20] и прочих нормативных актах. Предусмотренные ими правонарушения посягают на отношения, обеспечивающие соблюдение банковских нормативов, правил ведения документации, предоставления различного рода сведений.
В обобщенном виде дисциплинарные правонарушения посягают на трудовой правопорядок, представляющий собой «внутренний трудовой распорядок, т.е. порядок поведения участников трудового правоотношения в процессе трудовой деятельности в каждой организации, определяемый правилами трудового распорядка и регулируемый нормами трудового права»[21]. Трудовой кодекс не содержит перечня дисциплинарных правонарушений.[22] К дисциплинарным правонарушениям от относит: отсутствие без уважительных причин на работе или на рабочем месте; отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей; отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования; невыход на работу без уважительных причин; отсутствие на рабочем месте в течение четырех часов; нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и др.
Своей спецификой отличаются дисциплинарные правонарушения, совершаемые государственными и муниципальными служащими. Объекты совершаемых ими преступлений тесно связаны с понятием «служебная дисциплина». От служебной дисциплины зависит реализация гражданами прав и свобод. В нормативно-правовых актах, регулирующих отношения государственной службы, специально закреплена обязанность государственных служащих соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
Специалисты в области процессуального права отмечают наличие процессуальных правонарушений, влекущих возникновение отношений ответственности[23]. В юридической литературе процессуальное правонарушение рассматривают в «узком» и «широком» смыслах. В «узком» смысле понятием «процессуальное правонарушение» охватывается нарушение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права. В случае «широкого» понимания процессуального правонарушения происходит его смешение с иными видами правонарушений, закрепленных в УК РФ[24] и КоАП РФ[25].
Виды правонарушения в зависимости от степени общественной опасности делятся на
- Преступление (виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания).
- Проступок, которыми считаются все остальные правонарушения, в отличие от преступлений.
Рисунок. 1. Разновидности правонарушений
Поскольку и преступление, и проступок — это разновидности правонарушения, то их основные характеристики: противоправность, виновность, наказуемость, антиобщественная направленность — совпадают. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.
Преступление –это правонарушение, несущее высокую социальную опасность. Преступления наносят ущерб основным правам и свободам человека, существованию общества и государственного строя. В Особенной части УК РФ[26] закреплен исчерпывающий перечень преступлений. Например, к преступлениям относятся убийство, умышленное причинение вреда здоровью, изнасилование, грабеж, вымогательство, хулиганство, терроризм и т.д., т.е. все деяния, которые запрещены уголовным законодательством и за которые следуют строгие наказания.
Проступок — правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности. За проступки полагаются наказания не уголовного характера — штрафы, предупреждения, возмещение ущерба.
Как правило, выделяют следующие основные виды проступков:
- Дисциплинарные - это посягательства на внутренний распорядок деятельности учреждений, предприятий и иных организаций. Они представляют собой нарушения правил внутреннего трудового распорядка (например, прогул, опоздание на работу), устава воинской дисциплины (самовольная отлучка военнослужащего), учебной дисциплины (пропуски учебных занятий без уважительной причины) и т.п.
- Административные, посягающие на установленный законом общественный порядок, отношения в области осуществления государственной власти, собственность, права и законные интересы граждан, предусмотренные нормами административного, финансового, земельного права и других норм. В качестве примера можно привести мелкое хулиганство, безбилетный проезд в общественном транспорте.
- Гражданско-правовые - это посягательства на имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, которые регулируются нормами гражданского права, а также некоторыми нормами трудового, семейного, земельного права. Примерами могут служить неуплата долга в установленный договором займа срок, поставка недоброкачественной продукции по договору поставки, распространение сведений, порочащих честь и достоинство другого лица. Сторонами гражданско – правового договора законодатель относит лиц, достигших 18 лет, но также есть исключения. К примеру, статья 27 Гражданского Кодекса Российской Федерации (эмансипация), гласит, что несовершеннолетний, достигший возраста 16 лет, может быть полностью дееспособным при условии, что он занимается трудовой деятельностью по трудовому договору, или с согласия законных представителей, попечителя или усыновителя занимается предпринимательской деятельностью. В таком случае законные представители, попечители либо усыновители не несут какой – либо ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего. К примеру, по обязательствам в случае нарушения условий договора.
Изъяны в законах определяют случаи, когда в самом тексте нормативно-правового акта определены конкретные запреты или юридическая обязанность, а санкции за нарушение этих предписаний ни в принятом акте, ни в других нормах не установлены. В таком случае нарушение закона или неисполнение обязанности теряет характер правонарушения. Подобное предписание может рассматриваться лишь в качестве лозунга, рекомендательной нормы права или призыва.
Выводы: Причины правонарушений носят различный характер.
- Разновидностями правонарушений считают проступки и правонарушения.
- Выделяют дисциплинарные, административные и гражданско -правовые проступки.
Преступления – это правонарушения, несущее высокую социальную опасность. УКРФ дает исчерпывающий перечень преступлений.
ГЛАВА 3. ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
3.1. Принципы и меры государственного стимулирования профилактики правонарушений
Для того чтобы решить проблемы правонарушений необходимо определить четкие задачи по направлению действий в том числе государство в этой области. Деятельность государства подразделяют на следующие формы:
- правотворческая деятельность – принятие государством законов и подзаконных актов, направленных на предупреждение правонарушений в этой сфере;
- правоисполнительная деятельность – деятельность по реализации государством законов и иных правовых актов;
- правоохранительная деятельность – ответственность государства за нарушения исполнения законов и нормативных правовых актов.
Выявление причин и условий правонарушений вынуждает государство изменять (отменять или принимать) правовые нормы так, чтобы это содействовало уменьшению правонарушений на территории страны, а также более строго реализовывали действующие правовые нормы. Учитывая важность предупреждения правонарушения в любом виде, государство в 2016 году принимает федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»[27]. Профилактикой правонарушений считают - совокупность организационных, правовых, экономических, социальных, демографических, воспитательных и иных мер по выявлению и устранению причин и условий совершения правонарушений или недопущению правонарушений.
Целью профилактики правонарушений является защита личности, общества и государства от противоправных посягательств.
Основными задачами профилактики правонарушений являются:
-
- формирование законопослушного поведения граждан и должностных лиц;
- снижение размеров ущерба и потерь от правонарушений;
- устранение причин и условий совершения правонарушений;
- недопущение совершения правонарушений со стороны физических и юридических лиц.
В ст. 15 данного закона дается деление профилактических мер на общие и индивидуальные воздействия на объекты профилактики правонарушений.
«Общая профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, и условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение, а также на повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений»[28].
Меры общей профилактики, используемые субъектами государственной системы профилактики правонарушений, включают в себя:
-
- сбор и анализ сведений о правонарушениях;
- анализ применения законодательства Российской Федерации, внесение предложений по его совершенствованию;
- прогнозирование преступности и правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений;
- создание на основе анализа сведений о правонарушениях и прогнозирования развития преступности условий, препятствующих совершению правонарушений в соответствующей сфере общественных отношений, в определенном поселении (на объекте);
- выявление и устранение причин правонарушений и условий, способствующих их совершению;
- учет правовых и криминологических аспектов при подготовке проектов решений;
- осуществление правовой пропаганды и правового воспитания населения;
- изучение и контроль в пределах полномочий знания норм об уголовной, административной, налоговой и иной ответственности применительно к деятельности субъекта государственной системы профилактики правонарушений;
- формирование общественного мнения, направленного на недопустимость совершения правонарушений в соответствующей сфере деятельности;
- обеспечение в пределах полномочий соблюдения охраны общественного порядка и общественной безопасности, а также охраны собственности;
- разработка и реализация муниципальных, ведомственных (отраслевых), объектовых программ профилактики правонарушений;
- привлечение к осуществлению профилактики правонарушений на соответствующей территории, объекте в соответствии с законодательством других органов, организаций, общественных объединений и граждан;
- разработка и внедрение стандартов безопасности от правонарушений;