Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ организации
1.1. Принципы и методы анализа внутренней среды организации
1.2. Методы и модели стратегического анализа внешней среды организации
Глава 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ организации на примере ООО САНАТОРИЙ «АЛТАЙСКИЙ ЗАМОК»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации
Полное название компании - общество с ограниченной ответственностью Санаторий «Алтайский замок», сокращенное название - ООО Санаторий «Алтайский замок».
Предприятие находится по адресу: 659900, РФ, Алтайский край, г. Белокуриха, ул. Славского, 29.
Дата государственной регистрации предприятия: 27 марта 2003 года, Межрайонная инспекция ФНС № 3 по Алтайскому краю.
Уставный капитал предприятия составляет 30 тыс. руб.
Среднесписочная численность на 01.01.2020 г. составляла 104 человека.
Общество осуществляет свою деятельность в области предоставления санаторно-курортных услуг.
Исходя из медицинских характеристик, ООО Санаторий «Алтайский замок» - многопрофильный санаторий, на базе которого применяют, главным образом, природные лечебные факторы (климат, минеральные воды (радон), лечебные грязи и др.). Ежегодно здесь оздоравливается около 4000 человек в год, свыше 90% которых завершают лечение с улучшением медицинских показателей состояния здоровья.
ООО Санаторий «Алтайский замок» развивает сервис и повышает профессиональный уровень своих сотрудников, большинство из которых имеют высокий профессиональный статус в санаторно-курортной отрасли.
Основные виды деятельности ООО Санаторий «Алтайский замок»:
1) санаторно-курортное лечение;
2) предоставление дополнительных платных медицинских услуг;
3) предоставление бытовых и сервисных услуг;
5) предоставление развлекательных, зрелищных, культурно-массовых
услуг;
7) торговое обслуживание;
8) гостиничные услуги;
9) аренда;
10) питание и т.д.
Проведенный анализ оргструктуры управления ООО Санаторий «Алтайский замок» показал, что она построена по линейно-функциональному принципу. В этом случае всю полноту власти берет на себя линейный руководитель, который возглавляет коллектив. В ООО Санаторий «Алтайский замок» - это Генеральный директор. Его главная задача - координация действий функциональных служб и направление их в русло общих интересов организации. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов помогает специальный аппарат, состоящий из функциональных подразделений (Приложение 1).
В ООО Санаторий «Алтайский замок» можно выделить следующие главные подразделения:
- отдел маркетинга и продаж;
- финансово-экономическая служба;
- служба безопасности;
- медицинская служба;
- гостиничная служба;
- служба питания;
- аппарат управления;
- отдел снабжения и складского хозяйства;
- прачечное хозяйство;
- хозяйственный комплекс.
Вышеперечисленные функциональные подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через Генерального директора, либо через своих непосредственных руководителей - директора по маркетингу, главного врача, финансового директора, директора по гостиничному комплексу, директора по питанию, начальника отдела снабжения и складского хозяйства, исполнительного директора, начальника службы безопасности и др.
Следует добавить, что в организационные мероприятия, направленные на развитие ООО Санаторий «Алтайский замок» в 2017-2019 гг., вошли следующие:
1) внедрение стандартизации лечения отдыхающих, расширение сферы дополнительных платных медицинских и дополнительных бытовых услуг, реализация планов внедрения новых технологий обслуживания отдыхающих, оптимизация затрат по статье «продукты питания», компьютеризация и современное программное обеспечение медицинской деятельности и гостиничного комплекса;
2) внедрение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий производства работ;
3) разработка программ по привлечению и удержанию клиентов, создание обратной связи с клиентами, сбор данных о конкурентах, разработка программ по сглаживанию сезонного спроса, сбор и анализ маркетинговой информации;
4) рост имиджа санатория, формирование благоприятного общественного мнения о санатории;
5) обучение персонала, оптимизация численности работающего персонала, внедрение эффективных методов организации труда, привлечение молодых специалистов со специальным образованием.
Таким образом, Санаторий «Алтайский замок» за 15 лет существования смог завоевать признание лидеров курортной индустрии в России и занять свое достойное место. Так, по оценкам аналитиков, санаторий «Алтайский замок» является одним из 4,5 тысяч санаториев, который входит в десятку лучших санаториев России и стран СНГ, а по рейтингу среди самых лучших санаториев занимает 6-е место.
Для выяснения финансового состояния предприятия следует рассмотреть его финансово-экономические показатели за 2017-2019 гг. Они представлены в таблице 2.1. Расчеты проводились на основании бухгалтерской отчетности ООО Санаторий «Алтайский замок» (Приложения 2, 3).
Таблица 1
Анализ финансово-экономических показателей ООО Санаторий «Алтайский замок» за 2017-2019 гг.
Показатели |
Единица измерен. |
2017 |
2018 |
2019 |
Абсолют. изменен. 2019-2017 |
Относит. изменен., % |
Выручка от продаж |
тыс.руб. |
129112 |
130000 |
122000 |
-7112 |
94,5 |
Себестоимость |
тыс.руб. |
95735 |
95554 |
88128 |
-7607 |
92,1 |
Коммерческие расходы |
тыс.руб. |
12529 |
13417 |
13714 |
1185 |
109,5 |
Управленческие расходы |
тыс.руб. |
11613 |
11832 |
10418 |
-1195 |
89,7 |
Чистая прибыль |
тыс.руб. |
40 |
3035 |
2951 |
2911 |
7377,5 |
Стоимость основных средств |
тыс. руб. |
5600 |
5300 |
5600 |
0 |
100,0 |
Фондовооруженность |
тыс. руб. |
56,0 |
52,5 |
53,8 |
-2,2 |
96,1 |
Фондоотдача |
руб. |
23,1 |
24,5 |
21,8 |
-1,3 |
94,4 |
Стоимость оборотных средств |
тыс.руб. |
12790 |
19365 |
22876 |
10086 |
178,9 |
Среднесписочная численность |
чел. |
100 |
101 |
104 |
4 |
104,0 |
Производительность труда |
тыс. руб./чел. |
1291,1 |
1287,1 |
1173,1 |
-118 |
90,9 |
Оборачиваемость активов |
раз/год |
10,1 |
6,7 |
5,3 |
-4,8 |
52,5 |
Рентабельность по чистой прибыли |
% |
0,03 |
2,3 |
2,4 |
2,37 |
8000,0 |
Рассматривая финансово-экономические показатели хозяйственной деятельности ООО Санаторий «Алтайский замок», можно сделать следующие выводы:
- объем реализации за исследуемый период снизился, а именно на 5,5%, или 7112 тыс. руб.;
- чистая прибыль в течение трех лет выросла на 2911 тыс. руб.;
- стоимость основных средств не изменилась;
- фондовооруженность снизилась незначительно - на 2,2 тыс. руб., или на 3,9%;
- показатель фондоотдачи также снизился в 2019 г. по сравнению с 2017 г. - на 5,6%;
- рентабельность по чистой прибыли выросла с 0,03% в 2017 г. до 2,4% в 2019 г.;
- оборачиваемость активов снизилась, а именно на 47,5% (с 10,1 до 5,3 раз за год);
- среднесписочная численность за 2017-2019 гг. увеличилась на 4 человека, или 4%;
- производительность труда за рассматриваемый период снизилась, а именно на 118 тыс. руб., или на 9,1%.
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации
Рынок санаторно-курортных услуг включает многочисленные и разнообразные по профилю санаторно-курортные учреждения, туристские фирмы, гостиничные предприятия, различные организации. Они имеют целью проведение восстановительного лечения, организацию оздоровительного отдыха, увлекательных туристических туров, экскурсионную деятельность и разнообразного лечебного питания отдыхающих.
ООО Санаторий «Алтайский замок» осуществляет свою деятельность на следующих рынках санаторно-курортных услуг:
1. мировой - это все лечебные курорта мира - Чехия, Черногория, Болгария и т.д.;
2. федеральный - это все российские лечебные курорты - Крым, Краснодарский край и т.д.;
3. региональный - местные санатории отдельных регионов;
4. местный - рынок курорта Белокуриха.
Учитывая свое уникальное географическое местоположение, курорт Белокуриха является уникальным курортом Сибири. Благодаря этому Алтайский край входит в пятерку ведущих регионов по количеству отдыхающих в санаторно-курортных учреждениях наряду с Краснодарским и Ставропольским краями, Московской областью и Республикой Башкортостан.
Санаторно-курортный комплекс Алтайского края представлен 44 организациями. 8 учреждений являются детскими санаторно-курортными организациями (5 детских санаториев, 1 санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия и 1 санаторный детский дом). Общее число мест единовременного размещения в санаторно-курортных учреждениях Алтайского края составляет 8,9 тысяч.
В свою очередь, самым важным природным лечебным фактором курорта Белокуриха являются азотно-кремнистые термальные воды с содержанием радона из естественных источников. Термальные воды по своим лечебным и химическим свойствам отличаются от минеральных источников других курортов высокой эффективностью. Сформировались направления профиля курорта: заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, эндокринной системы и обмена веществ, кожи, желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, урологические, гинекологические, профессиональные заболевания, лор болезни, педиатрия.
Белокуриха сегодня - многопрофильный бальнеоклиматический курорт с современными корпусами лечебно-профилактических учреждений, оснащенными современными технологиями, с высоким уровнем подготовки специалистов по лечению и профилактике многочисленных заболеваний. В настоящее время здесь созданы все условия для лечения, оздоровления и активного отдыха.
В Белокурихе 15 санаторно-курортных учреждений, которые могут принять единовременно около 5 тысяч отдыхающих. Крупными санаториями являются АО «Курорт Белокуриха», АО «Санаторий «Рассия», АО «Санаторий «Алтай» и др. Основными конкурентами ООО Санаторий «Алтайский замок» на рынке санаторно-курортных услуг являются региональные курорты с аналогичными видами услуг, курорты Черноморского побережья, санатории Крыма, зарубежные курорты.
Ближайшие конкуренты - это санатории, ведущие деятельность на территории Белокурихи, такие как «Алтай», «Рассия», «Курорт Белокуриха», «Родник Алтая», «Центросоюз». Все санатории имеют собственную лечебную базу и специализируются на профилактике и восстановительном лечении заболеваний, традиционных для курорта Белокурихи
Также на территории курорта ведут свою деятельность такие санатории и пансионаты как: «Эдем», «Беловодье», «Белокур», «Кедровый», «Аврора».
Основными факторами риска во внешней среде являются:
- возрастающая конкуренция;
- демпинг цен на путевки;
- ограничение или упразднение источников финансирования в виду сокращения социальных программ предприятиями-контрагентами;
- снижение покупательской способности населения РФ;
- отток квалифицированных кадров.
К числу прочих факторов риска относится - нежелание многочисленных собственников санаторно-курортных комплексов принимать участие в долевом финансировании развития инфраструктуры курорта.
Таким образом, в связи с возрастающей конкуренцией со стороны региональных курортов и курортов зарубежных стран, таких как Греция, Израиль, Вьетнам, Китай, Таиланд, Тунис, Болгария, Обществу, для сохранения лидирующих позиций на рынке санаторно-курортных услуг, необходимо постоянно наращивать свои конкурентные преимущества.
Текущая деятельность предприятия сопряжена с риском стабильности и устойчивости фирмы, которая аккумулирует факторы риска по отдельным функциональным направлениям текущей деятельности.
Наиболее существенными являются производственные и финансовые риски. Оба эти риска имеют стратегическое значение для предприятия, последствия от них оказывают существенное влияние на экономические и финансовые результаты деятельности, от них зависит экономическая безопасность предприятия.
Производственные риски определяются структурой активов, в которые вложен капитал. Производственные риски возникают под воздействием следующих факторов:
- снабженческих (несвоевременная, неполная, некачественная поставка продуктов питания, материалов, других материальных ценностей; неоптимальное обеспечение потребностей производственного процесса запасами);
- хозяйственных (некачественное оказание услуг (выполнение работ), недобросовестное использование материальных ценностей при оказании услуг (выполнении работ);
- сбытовых (возникновение дебиторской задолженности, поиск дополнительных источников финансирования деятельности).
Особое место занимают финансовые риски, которые проявляются в сфере экономической деятельности, они прямо связаны с формированием его прибыли.
Степень влияния финансовых рисков на результаты деятельности и уровень финансовой безопасности существенно вырастает в период экономического кризиса.
Факторы влияния внешней финансовой среды следующие:
1) непрямого влияния:
- уровень и темп инфляции,
- девальвация рубля,
- динамика валютных курсов, учетной ставки,
- неопределенность экономической обстановки,
- динамика экономического развития страны,
- региональная экономическая политика,
- общий инвестиционный климат в стране,
- политика государства в области налогообложения,
- покупательская способность населения, изменения, связанные с внедрением инноваций;
2) непосредственного влияния:
- конъюнктура и прозрачность финансового, кредитного, товарного и страхового рынков;
4) характер, уровень и стабильность коммерческих связей с поставщиками, покупателями, финансовыми институтами;
- повышение тарифов на перевозки, электроэнергию, другие услуги;
- ошибочный выбор целевого сегмента;
- уровень доходности инвестиционных проектов.
Факторы влияния внутренней финансовой среды:
- риск роста затрат;
- амортизационная, налоговая, дивидендная, инвестиционная политика акционерного общества;