Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 140
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ организации
1.1. Принципы и методы анализа внутренней среды организации
1.2. Методы и модели стратегического анализа внешней среды организации
Глава 2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ организации на примере ООО САНАТОРИЙ «АЛТАЙСКИЙ ЗАМОК»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ внешней и внутренней среды организации
2. Анализ среды заключается в изучении трех ее составляющих, таких как: макроокружение; непосредственное окружение; внутренняя среда организации. Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окружения) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать предприятие, если оно успешно функционирует, и какие сложности могут его ожидать, если оно не сумеет своевременно предотвратить негативные вызовы, которые может преподносить ему окружение.
Целью анализа внутренней среды компании выступает выявление слабых и сильных сторон в ее деятельности. Чтобы использовать внешние возможности, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, способные усугублять внешнюю угрозу и опасность;
3. Исследование среды управления производят при помощи ряда современных методов анализа. К ним, в частности, относят методы PEST- и SWOT-анализа.
PEST-анализ - это разновидность анализа внешней среды организации. Он используется при подготовке к проектированию будущей стратегии. Позволяет экспертным путем определять сравнительную значимость факторов среды по четырем группам: социальным, технологическим, экономическим и политическим факторам.
В свою очередь, SWOT-анализ - это анализ макросистемы рынка и определенных целевых рынков, самой организации и ее конкурентов по комплексной схеме: «сильные стороны - слабости - возможности - угрозы».
4. Существует множество показателей эффективности: рентабельность, уровень доходности, уровень издержек обращения, производительность труда, товарооборачиваемость, фондоотдача основных фондов и др. Обычно управленец самостоятельно определяет, какой показатель наиболее подходит для каждой конкретной ситуации. Тем не менее, многолетней практикой определен ряд обобщающих показателей производственно-хозяйственной деятельности. Они наиболее подходят для решения различных задач оценки эффективности: это показатели оценки масштабов производства; показатели эффективности ресурсов и затрат; показатели ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости.
5. Объект исследования данной работы - ООО Санаторий «Алтайский замок» - многопрофильный санаторий, главной стратегической целью планирования которого является достижение максимальной заполняемости санатория независимо от сезона (во все месяцы года). Достижение данной цели обеспечивается, прежде всего, за счет следующих методов: планирования ассортимента предоставляемых услуг, эффективной системы ценообразования, выбора посредников и налаживания взаимовыгодного сотрудничества с оптовыми покупателями (заключение долгосрочных договоров), формирования каналов сбыта, организации рекламы и стимулирования продаж.
6. По итогам SWOT-анализа можно говорить о таких недостатках предприятия, как недостаточный спектр дополнительных услуг, слабая рекламная кампания, недостаточное использование скидок и акций, на устранение которых в первую очередь должны быть направлены мероприятия в рамках стратегического планирования компании.
7. В рамках повышения эффективности деятельности санатория рекомендуется:
- политику ценообразования осуществлять в двух основных направлениях: в отношении физических и юридических лиц, а именно для корпоративных клиентов, работающих по официальному прейскуранту санатория, должен нормироваться максимальный размер скидки 30%, для физических лиц должна предусматриваться максимальная скидка 20%;
- разработать гибкие ценовые предложений для постоянных клиентов санатория, направленные на сохранение и расширение базы постоянных гостей, повышение лояльности;
- разработать эффективную рекламную стратегию, ориентированной на удержание и фиксацию уже имеющихся клиентов и на привлечение новых;
- требуется на базе лечебного отделения открыть косметический кабинет.
8. Анализ внутренней и внешней среды, конкурентных возможностей в ООО Санаторий «Алтайский замок» должны быть ориентированы на формирование и развитие преимуществ санатория, повышение качества оказываемых услуг, повышение квалификации работников, особенно медицинского персонала. В конечном итоге - на удовлетворение потребностей клиентов в качественном санаторно-курортном лечении.
9. В ходе анализа внутренней среды предприятия были выявлены негативные тенденции в финансовом состоянии ООО Санаторий «Алтайский замок» и их усиление за последние три года. Компании не хватает высоколиквидных средств, санаторий отличается неустойчивым финансовым положением. Оно обусловлено недостатком собственного капитала и высокой долей заемных средств. Необходимо разработать мероприятия по повышению финансовой устойчивости для данного предприятия, предложить рекомендации в данной области.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акер, Д.А. Стратегическое управление: цели и задачи организации. - СПб: Питер, 2019. - 123 с.
2. Алиев, В.Г. Теория организации: учебник / В.Г. Алиев. - М.: Экономика, 2016. - 429 с.
3. Ашмарина, С.И. Менеджмент: учебник / Под редакцией С.И. Ашмариной. - М.: КноРус, 2019. - 499 с.
4. Балашов, А.П. Теория организации: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 208 с.
5. Баринов, В.А., Харченко, В.Л. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 237 с.
6. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 365 с.
7. Баумгартен, Л.В. Методы анализа макросреды организации, основанные на группировке факторов / Л.В. Баумгартен // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2019. - №2. - С. 22-30.
8. Бердников, А.А. Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции организации // Молодой ученый. - 2014. - №1. - С. 327-330.
9. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие /Т.Б. Бердникова. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 215 с.
10. Бурганова, Л.А. Теория управления: Учебное пособие /Бурганова Л.А. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 153 с.
11. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник для вузов / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2016. - 502 с.
12. Виханский, О.С., Наумов, А.И. Стратегическое управление. - М.: Гардарики, 2014. - 302 с.
13. Гвозденко, А.Н. SWOT-анализ: методики проведения и возможности применения на российских предприятиях / А.Н. Гвозденко // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2016. - № 2. - С. 144-156.
14. Герчикова, И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов / Герчикова И.Н. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 511 с.
15. Дафт, Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов / Р.Л. Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 736 с.
16. Жемчугов, А.М., Жемчугов, М.К. Разработка и реализация эффективной стратегии / А.М. Жемчугов, М.К. Жемчугов // Проблемы экономики и менеджмента. - 2014. - №11. - С. 19-24.
17. Зельдович, Б.З. Менеджмент: учебник для вузов / Зельдович Б.З. - М.: Экзамен, 2016. - 397 с.
18. Коробко, В.И. Теория управления: учеб. пособие / В.И. Коробко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2019. - 383 с.
19. Котлер, Ф., Роланд, Б., Бикхофф, Н. Стратегический менеджмент по Котлеру. Лучшие приемы и методы. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 143 с.
20. Кузнецов, Ю.В. Теория организации: Учебник для бакалавров / Ю.В. Кузнецов, Е.В. Мелякова. - М.: Юрайт, 2013. - 365 с.
21. Лапыгин, Ю.Н. Теория организаций: Учебное пособие / Ю.Н. Лапыгин. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 311 с.
22. Мескон, М. Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента: учебник / пер. с англ. и ред. О.И. Медведь. - М.: Дело, 2014. - 665 с.
23. Мильнер, Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 848 с.
24. Никифорова, Е.В. Содержание и источники информации стратегического анализа внешней и внутренней среды организации / Е.В. Никифорова, Л.Ф. Бердникова, В.А. Авинова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2019. - №4. - С. 79-81.
25. Попова, Л.Ф. Оценка влияния факторов внешней среды предприятия на характеристики организационной структуры / Л.Ф. Попова // Вестник Волгоградского гос. ун-та. - 2014. - №2. - С. 54-60.
26. Развитие теории, методологии и управления организацией в условиях интенсивных трансформаций внешней среды: [кол. моногр.] / [кол. авт.]; под общ. ред. А.В. Гугелева. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. - 184 с.
27. Румянцева, З.П. Общее управление организацией: теория и практика: учебник / З.П. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 304 с.
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра, 2016. - 186 с.
31. Тебекин, А.В. Менеджмент организации: учебник / А. В. Тебекин, Б.С. Касаев. - М.: Кнорус, 2013. - 414 с.
32. Теория менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Лялина А. - СПб.: Питер, 2019. - 464 с.
33. Теория управления: учебник для вузов / под ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. - М.: РАГС, 2019. - 557 с.
34. Третьякова, Е.П. Теория организации: учеб. пособие / Е.П. Третьякова. - М.: Кнорус, 2014. - 224 с.
36. Хорин, А.Н. Стратегический анализ: учебное пособие / А.Н. Хорин, В.Э. Керимов. - М.: Эксмо, 2019. - 288 с.
37. Цыганова, И.Ю., Якимова, В.А. Сравнительный анализ привлекательности сегментов бизнеса по ключевым показателям макро- и микросреды / И.Ю. Цыганова, В.А. Якимова // Управленческий учет и финансы. - 2019. - №1. - С. 18-24.
38. Черняк, В.З. Теория управления: Учебное пособие / Черняк В.З. - М.: Академия, 2016. - 256 с.
39. Шеремет А. Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 176 с.
40. Юрзинова И.Л. Новые подходы к диагностике финансового состояния хозяйствующих субъектов / И.Л. Юрзинова // Экономический анализ: теория и практика. - 2017. - № 11. - С. 59-63.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Организационная структура ООО Санаторий «Алтайский замок»
Приложение 2
Бухгалтерский баланс на 31 декабря 2019 г.
Наименование показателя |
Код строки |
На 31.12. 2019 г. |
На 31.12. 2018 г. |
На 31.12. 2017 г. |
|||||
АКТИВ I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||||
Нематериальные активы |
1110 |
||||||||
Результаты исследований и разработок |
1120 |
||||||||
Основные средства |
1150 |
5600 |
5300 |
5600 |
|||||
Доходные вложения в материальные ценности |
1160 |
||||||||
Финансовые вложения |
1170 |
||||||||
Отложенные налоговые активы |
1180 |
3800 |
3800 |
3800 |
|||||
Прочие внеоборотные активы |
1190 |
||||||||
ИТОГО по разделу I |
1100 |
9400 |
9100 |
9400 |
|||||
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ |
|||||||||
Запасы |
1210 |
5300 |
4400 |
3000 |
|||||
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям |
1220 |
||||||||
Дебиторская задолженность |
1230 |
6500 |
12000 |
8000 |
|||||
Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) |
1240 |
||||||||
Денежные средства и денежные эквиваленты |
1250 |
11000 |
2900 |
1700 |
|||||
Прочие оборотные активы |
1260 |
76 |
65 |
90 |
|||||
ИТОГО по разделу II |
1200 |
22876 |
19365 |
12790 |
|||||
БАЛАНС |
1600 |
32276 |
28465 |
22190 |
|||||
ПАССИВ III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ |
|||||||||
Паевой фонд |
1310 |
30 |
30 |
30 |
|||||
Целевой капитал |
1320 |
||||||||
Целевые средства |
1350 |
(9064) |
(22591) |
(12952) |
|||||
Резервный и иные целевые фонды |
1370 |
||||||||
ИТОГО по разделу III |
1300 |
(9034) |
(22561) |
(12922) |
|||||
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||||||||
Заемные средства |
1410 |
14000 |
14000 |
6000 |
|||||
Отложенные налоговые обязательства |
1420 |
10 |
26 |
12 |
|||||
Оценочные обязательства |
1430 |
||||||||
Прочие обязательства |
1450 |
||||||||
ИТОГО по разделу IV |
1400 |
14010 |
14026 |
6012 |
|||||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА |
|||||||||
Заемные средства |
1510 |
3200 |
6500 |
3300 |
|||||
Кредиторская задолженность |
1520 |
15600 |
22500 |
18300 |
|||||
Доходы будущих периодов |
1530 |
8500 |
8000 |
7500 |
|||||
Оценочные обязательства |
1540 |
||||||||
Прочие обязательства |
1550 |
||||||||
ИТОГО по разделу V |
1500 |
27300 |
37000 |
29100 |
|||||
БАЛАНС |
1700 |
32276 |
28465 |
22190 |
Приложение 3
Отчет о финансовых результатах за 2019 г.
Наименование показателя |
Код строки |
За 2019 г. |
За 2018 г. |
За 2017 г. |
Выручка |
2110 |
122000 |
130000 |
129112 |
Себестоимость продаж |
2120 |
(88128) |
(95554) |
(95735) |
Валовая прибыль (убыток) |
2100 |
33872 |
34446 |
33377 |
Коммерческие расходы |
2210 |
(13714) |
(13417) |
(12529) |
Управленческие расходы |
2220 |
(10418) |
(11832) |
(11613) |
Прибыль (убыток) от продаж |
2200 |
9740 |
9197 |
9235 |
Доходы от участия в других организациях |
2310 |
|||
Проценты к получению |
2320 |
|||
Проценты к уплате |
2330 |
|||
Прочие доходы |
2340 |
948 |
863 |
17137 |
Прочие расходы |
2350 |
(6999) |
(6265) |
(26253) |
Прибыль(убыток) до налогообложения |
2300 |
3689 |
3794 |
119 |
Текущий налог на прибыль |
2410 |
738 |
759 |
7 |
в т.ч. постоянные налоговые обязательства (активы) |
2421 |
|||
Изменение отложенных налоговых обязательств |
2430 |
|||
Изменение отложенных налоговых активов |
2450 |
|||
Прочее |
2450 |
|||
Чистая прибыль (убыток) |
2400 |
2951 |
3035 |
40 |
Приложение 4
PEST-анализ факторов макросреды ООО Санаторий «Алтайский замок»
Факторы |
Знак влияния, + - 5 |
Качественная оценка |
Балльная оценка, bi |
Вес фактора |
Важность фактора, bi*wj |
Критический синтез |
Политические факторы |
||||||
Законодательство во внешней экономике |
- |
слабое |
3 |
0,05 |
-0,15 |
Исполнение законов |
Налоговое законодательство |
- |
существенное |
5 |
0,1 |
-0,5 |
Уплата всех налогов и сборов, избрание оптимальной системы налогообложен я |
Технологические факторы |
||||||
Связь |
+ |
слабое |
3 |
0,05 |
0,15 |
Совершенство вание средств связи |
Новая технология сбыта у конкурента |
- |
значительное |
7 |
0,1 |
- 0,7 |
Изучить возможности освоения новой технологии |
Факторы |
Знак влияния, + - э |
Качественная оценка |
Балльная оценка, bi |
Вес фактора , wj |
Важность фактора, bi*wj |
Критический синтез |
Социальные факторы |
||||||
Стиль жизни, обычаи, привычки |
+ |
существенное |
5 |
0,1 |
0,5 |
Реализация качеств. услуг способствует формированию безупречной деловой репутации |
Активность потребителей |
+ |
значительное |
7 |
0,1 |
0,7 |
Активная реклама услуг |
Экономические факторы |
||||||
Уровень инфляции |
- |
существенное |
5 |
0,2 |
-1 |
Экономное расходование средств |
Уровень безработицы |
- |
слабое |
3 |
0,1 |
-0,3 |
- |
Процентная ставка и курсы нац. валют |
- |
слабое |
3 |
0,1 |
-0,3 |
Продажа услуг отечественным клиентам |
Уровень цен на топливо и электричество |
- |
слабое |
3 |
0,1 |
-0,3 |
Оптимизация расходов |