Файл: ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИЯТИЯ(Внешняя среда предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одной из существенных особенностей российского рынка мороженого является сезонность продаж. По данным Союза мороженщиков, летом производится примерно 50% всего годового объема. От времени года зависит и структура продаж.(9)

Сегодня рынок мороженого испытывает острое давление со стороны категории товаров-заменителей (пиво, прохладительные напитки). Поэтому производителям мороженого надо искать целевую группу потребителей, выбрать определенное звено и направить на него все усилия. Как установлено в исследованиях, начиная с 1999 г. в возрастной группе покупателей от 24 до 35 лет наблюдается тенденция уменьшения доли потребления мороженого. Это связано с тем, что потребители этого возраста, особенно в летнее время, утоляют жажду не мороженым, а слабоалкогольными коктейлями и пивом. Уровень потребления мороженого увеличивается среди детей в возрасте 10-15 лет, а также среди людей старше 54 лет. Эти особенности необходимо учитывать при позиционировании мороженого и проведении рекламной кампании.

В последние годы заметно обновился и расширился ассортимент выпускаемого мороженого, улучшается его качество, меняется внешний вид, усложняется структура. В России всегда были популярны традиционные сорта мороженого – пломбир и сливочное мороженое. Потребители особенно любят мороженое с добавлением шоколада, орехов, изюма и карамели. Немало потребителей отдают свои предпочтения новым современным сортам мороженого: йогуртового, с печеньем, фруктами, джемами и вареньем, с различными наполнителями и ароматизаторами. Завоевать симпатии потребителя, избалованного ассортиментом, становится все сложнее. (9)

Постепенно главным критерием в выборе мороженого становится не сорт, а качество мороженого. Производитель знает, что покупателя сегодня не прельстишь низкой ценой продукта. Качество влияет на выбор современного потребителя больше, чем цена. Поэтому борьба среди производителей идет в основном за качество.

Российский рынок мороженого сильно отличается от европейского по структуре, спросу и культуре потребления. На Западе к мороженому относятся как к повседневному продукту. Очень много мороженого там едят дома, в кафе, барах, ресторанах. У нас свои традиции: мороженое едят прямо на улице. Именно поэтому важным каналом сбыта данного продукта стали киоски, и производители начали активно создавать свои собственные розничные сети.

Степень стабильности рынка настолько высока, что ждать каких-то более или менее крупных производителей, совершенно новых для российского рынка пока не приходится. Более вероятно перераспределение рынка между уже имеющимися игроками. Основной тенденцией развития отечественного рынка является объединение активов в отрасли. По прогнозу экспертов в ближайшие пять лет в РФ останется не более 20 крупных производителей с контролем порядка 80% рынка. Консолидация поможет снизить конкуренцию и остановить стагнацию рынка.(9)


Основные конкуренты предприятия:

Приведем в таблице 2.1 первую десятку лидеров отрасли, девять из них являются основными конкурентами фирмы.

Таблица 2.1

Лидеры отрасли (9)

№ п/п

Наименование фирмы

Среднегодовой объем производства, тонн

1

Инмарко

36,5

2

Русский Холод

20

3

Талосто

19

4

Нестле

18,5

5

Снежный Городок

12,8

6

Альтервест

10,5

7

Айс-Фили

10

8

Липецкий Хладокомбинат

10

9

Челны-Холод

10

10

Холод Пятигорск

10

Хозяйственный портфель предприятия имеет весомые преимущества перед конкурентами за счет следующих конкурентных преимуществ:

-самая высокая доля рынка;

-максимальный охват регионов;

-инновационное лидерство;

-передовые технологии;

-наличие системы качества;

-развитая система дистрибуции;

-гибкая ценовая политика.

Вместе с этим в маркетинговой стратегии есть существенный недостаток-недостаточное рекламное сопровождение продукции. Производителю необходимо проводить рекламные компании не только на региональных, но и на общероссийских каналах, где она представлена недостаточно.

2.3 Анализ внутренней среды предприятия

Цели и миссия предприятия

«Инмарко» ставит следующие цели развития в своей деятельности:

-Региональная концентрация - открывать филиалы лишь в тех городах, где можно занять больше 25% рынка (сейчас около семи филиалов в зоне стратегических интересов - от Перми до Читы).

-Рекламная экономия - продвигать мороженое только на местных каналах в освоенных регионах, что повышает эффективность вложений.

-Точная доставка - расставлять в магазинах фирменные лари, чтобы обезопасить товар от ущерба из-за неправильного хранения.(8)

Миссия компании: «Активно развивающаяся компания-лидер по производству и реализации мороженого в России. Лидерство основано на высоких стандартах качества, гарантированном уровне услуг и достигается за счет инноваций и профессиональной командной работы. Мы создаем не просто мороженое, а удовольствие для Вас».(8)


Кадровая стратегия

По состоянию на 1 января 2018 года на ОАО «Инмарко» среднесписочная численность составила – 4538 человек. На 31.12.2017. г. Средняя заработная плата производственного персонала составила 8626 руб., менеджерского персонала-17200 руб. Рост средней заработной платы в 2017 году составил 14,6 %.(8)

Анализ численности и движения рабочей силы показан в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Анализ численности и движения рабочей силы(8)

Показатель

Обозначение

2017г

2018г.

Абсол. измен.

Темп роста, %

1

2

3

4

4

5

Среднесписочная численность

Чел.

4544

4538

6

-0,13

Число принятых

Чел.

298

213

85

-28,5

Число уволенных

Чел.

296

218

78

-26,3

в т.ч.

а) по собств. желанию

Чел.

271

187

2

-31

б)з а нарушение трудовой дисциплины

Чел.

25

31

6

19,3

Обеспеченность предприятия работниками

К=факт.числ/потребность

1,02

1,04

0,02

50

Движение рабочей силы:

а) оборот по приёму

К=число прин./среднеспис.числ.

0,06

0,04

-0,02

-33

б) оборот по увольнению

К=число ув./среднеспис.числ.

0,06

0,04

-0,02

-33

в) текучесть

К=число ув /среднесп.числ.

0,06

0,04

-0,02

-33

г) постоянство кадров 

К=работ.прор.весь.год/средес.числ

0,96

0,97

0,01

101

Предприятие обеспечено кадрами, т.к. коэффициент обеспеченности больше 1. Прием и увольнение работников в основном происходит за счет производственного персонала, занятого изготовлением мороженого. Это объясняется тем, что предприятие объявляет набор кадров в сезон и по его окончанию временные кадры увольняются. На предприятии практически нет текучести кадров, это объясняется особенностями кадровой политики фирмы.

Она заключается в том, чтобы выращивать из рядовых сотрудников, подчас безо всякого опыта, настоящих управленцев. Основная движущая сила компании - это специалисты и менеджеры по продажам. Прийти в компанию можно как с опытом работы, так и с огромным желанием – в «Инмарко» действуют система внутрикорпоративного обучения и тренинги по технологии продаж, командообразованию и мерчандайзингу как для новичков, так и для работающих сотрудников. В компании соблюдаются все положенные по закону социальные гарантии: стабильно, два раза в месяц выплачивается заработная плата, оплачиваются отпуска, больничные, делаются отчисления в пенсионный фонд.


Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности:

Согласно Отчету о прибылях и убытках за 2018 год(8):

1.Выручка от реализации продукции составила 5706549 тыс. руб., что выше выручки за 2017 год на 26,5%;

2.Себестоимость продукции за 2018 год составила 3299563 тыс. руб., что превышает показатель 2017 года на 19,5%;

3.Чистая прибыль предприятия составила в 2018 году 157865 тыс. руб., что выше показателя 2017 года на 37,8%.

Данные говорят о рентабельности предприятия и росте финансовых показателей при невысоком росте себестоимости продукции.

Согласно данных бухгалтерского баланса за 2018 год (8):

1.Дебиторская задолженность предприятия в 2018 году составила 747826 тыс. руб., что ниже показателя 2017 года на 32,3%.Показатель говорит об улучшении работы с каналами сбыта и соответственно уменьшении задолженности за поставленную продукцию;

2.Кредиторская задолженность предприятия в 2018 году составила 646940 тыс. руб., что меньше показателя 2017 года на 14,6%.Уменьшение показателя говорит об улучшении системы расчетов по обязательствам.

За первый квартал 2009 года чистая прибыль составила 245366 тыс. руб., что больше аналогичного показателя за 2018 год на 42,2%.Это говорит о высокой устойчивости предприятия в период финансового кризиса.

Технологии. Технологические линии, оборудование и упаковка приобретается у ведущих компаний-Tetra Pack, Gram. APV .Каждые два года Инмарко производит глубокое технологическое обновление ассортимента. Такая политика не поддается легкому копированию, т.к. это не просто изменение упаковки, а появление нового товара.(8)

Для анализа сильных и слабых сторон предприятия воспользуемся SWOT-анализом (табл.2.3)

Таблица 2.3

SWOT-анализ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

Лидерство на рынке

Недостаточное рекламное обеспечение

Развитая система дистрибуции

Сезонность продаж

Качество обслуживания клиентов

Сертификация по системе ИСО 9001

Современные технологии и оборудование

Доступ к финансовому капиталу

Профессиональные кадры

Возможности (О)

Угрозы (Т)

Развитие маркетинговых стратегий

Появление на рынке других крупных игроков

Увеличение доли рынка

Снижение спроса из-за товаров-заменителей

Развитие качества сервиса

Диверсификация

Внедрение инноваций


Таким образом, в результате анализа внешней и внутренней среды предприятия можно сказать, что ключевыми факторами успеха компании «Инмарко» на рынке являются:

-лидерство в отрасли;

-наличие сертификации по системе качества ИСО 9001;

-современное оборудование и технологии;

-развитая система сбыта;

-резервные мощности производства;

-регулярное обновление ассортимента, учитывающее тенденции рынка;

- слияние с компанией «Юнилевер», позволяющее получить доступ к финансовым ресурсам, новым технологиям, а значит и повышению конкурентоспособности на рынке.

Предприятие не имеет значимых угроз, которые могут помешать ему удерживать лидирующие позиции на рынке отрасли и увеличивать прибыль. Имеющиеся угрозы можно преодолеть с помощью возможностей, а именно:

-создать эффективную систему продвижения товара;

-регулярно обновлять ассортимент в соответствии с потребностями рынка;

-увеличить представленность товара на существующих сегментах рынка и обеспечить проникновение в неосвоенные регионы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В стратегии фирмы формулируется программа действий фирмы, распределяются приоритеты и ресурсы, определяется набор правил, которыми следует руководствоваться в стандартных ситуациях. В целом, в стратегии отражаются способ достижения целей и используемые при этом ресурсы.

Анализ внешней среды - достаточно трудоемкий и обширный по объему предоставляемой информации процесс. Кроме того, следует помнить, что все факторы внешней среды, находятся во взаимодействии друг с другом и по-разному влияют на деятельность предприятия. Степень влияния каждого отдельного фактора зависит от специфики отрасли, территориального расположения, размеров предприятия.

Основное предназначение внешнего анализа — определить и понять возможности и угрозы, которые могут возникнуть для предприятия в настоящем и будущем, а также определить стратегические альтернативы.

Внешняя среда состоит из макросреды, к факторам которой относят политико-правовые, социокультурные, экономические и технологические факторы и микросреды-отраслевого окружения.

По итогам проведенного анализа, предприятие выбирает для себя методы реагирования на изменение внешней среды. Она может следовать дальше избранному пути, реагировать на изменения после того, как они произошли, выбрать стратегию диверсификации, расширить сферу деятельности или изменить стратегию управления фирмой.