Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Основные понятия и составляющие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Существуют и другие формы влияния, побуждающие исполнителя к серьезному сотрудничеству, к ним относятся участие и убеждение.

Убеждение является эффективной передачей своего мнения. Оно основано на власти эксперта и силе примера. Разница заключается только в том, что исполнитель полностью осознает, почему и что выполняет. Руководитель, влияющий путем убеждения, не докладывает исполнителю, что необходимо выполнять. Когда руководитель активно добивается согласия, он оказывает большое влияние на потребность исполнителя в авторитете и уважении; а это значит, что сила влияния увеличивается. Это произошло в результате того, что руководитель признал исполнительскую компетентность, а исполнитель понял, что к нему перешла некоторая часть власти руководителя. Очень эффективен данный способ влияния на людей, если у руководителя достаточно мало официальной власти над другими или если он не в состоянии предоставить им достойное вознаграждение.

В этом случае возможность влияния будет зависеть от следующих факторов. Для начала руководитель обязан заслужить авторитет и доверие. Аргументация руководителя в первую очередь обязана ориентироваться на интеллектуальный уровень исполнителей. Цель, которая ставится руководителем, не должна вступать в противоречие с ценностными ориентирами исполнителей.

Основным положительным моментом влияния путем убеждения является то, что человек, на которого влияют, захочет выполнить работу в большем объеме и лучше, чем от него требуют, поскольку считает, что данные действия смогут удовлетворить те потребности, которые непосредственно его касаются. Слабая сторона влияния через убеждение — неопределенность и медленное воздействие.

Следует учитывать, что, влияя на других людей путем убеждения, не следует отказываться от других форм власти и влияния. Следовательно, харизма способствует не только убеждению, но и помогает слушателю представлять себя руководителем. Влияние с помощью вознаграждения и традиции помогает усилить значимость убеждения, ведет к повышению доверия к руководителю. Если исполнитель знает, что руководитель имеет возможность принудить его, но избегает этого, сила убеждения значительно возрастает.

Руководитель не навязывает свое мнение исполнителям. Он лишь следит за исполнением их работы и в нужном случае корректирует и исправляет ошибки в их работе. Руководитель при этом старается не использовать наказания, а наоборот, поощрять своих исполнителей. Поэтому руководитель в данном случае выступает как советник, помощник и консультант, а не как надзиратель. Но данный метод необходимо использовать только тогда, когда такие потребности, как успех, самовыражение или власть, являются активными факторами стимулирования. Также необходимо учитывать условие, что исполнители будут работать на цели, которые выбирают сами.


Следовательно, руководитель в управлении использует традиции, разумную веру, вознаграждение, харизму, страх, участие для влияния на исполнителя и убеждения. Причем более значительное влияние будет осуществляться тогда, когда исполнитель оценивает наиболее высоко ту же потребность, что и руководитель, а также знает, что его усилия оправдают ожидания руководителя и будут вознаграждены.

2.2. Виды влияния

В 1958 году психолог из Гарвардского университета Герберт Кельман выявил и описал три основных варианта влияния:

  • конформизм – индивид, казалось бы, согласен с мнением других, но в действительности сохраняет своё мнение;
  • идентификация – индивид находится под влиянием авторитета;
  • интернализация (принятие) – люди принимают навязанные влиянием убеждения и соглашаются с ними, как снаружи, так и внутри.

Мортон Дойч и Гарольд Джерард описывают две психологические потребности, которые приводят человека к адаптации по отношению к ожиданиям других. Это необходимость сохранения положительного образа себя (informational social influence) и потребность быть социально приемлемым (normative social influence).

Информационное влияние - это влияние с целью принятия передаваемой информации от кого-то в качестве факта, описывающего реальность. Информационное воздействие имеет место в ситуации, когда мнение получателя является неопределенным. В контексте типологии Кельмана информационное влияние приводит к соответствию индивида обществу и принятию им фактов социальной реальности.

Вывод

Изучение влияния очень тесно соприкасается с изучением власти. Хотя, конечно, имеет свои аспекты и особенности. Без должного влияния руководителя на подчиненных нет точного и полного управления организационными процессами. Но влияние тоже должно иметь рамки дозволенного со стороны руководителя. Более углубленно о власти и влиянии представлено в следующей главе.

Глава 3. Власть. Виды и баланс власти

3.1 Понятие власти, власть в менеджменте

Власть - неотъемлемая часть взаимоотношений между людьми. Власть - это возможность человека принудительно влиять на других людей. Управлять решениями других людей возможно с помощью различных ресурсов, а именно: образование, традиции, авторитет, экономические инструменты. Власть определенно является привилегией и доступна лишь тем, кто имеет исключительные ресурсы. Менеджмент тесно связан с властью, разберем данную взаимосвязь.


Возможность влияния на поведение людей и принятие ими решений можно назвать управлением и властью. Власть проявляется непосредственно к определенному лицу или их группе, предприятию или коллективу. При осуществлении профессиональных функций менеджер имеет некоторый уровень власти. Степень власти может быть различной. Чем выше уровень доминирования руководителя над его подчиненным, тем выше степень его власти.

Безусловно, власть менеджера значительно разнится с властью в традиционном понимании. Менеджер осуществляет управление предприятием и тогда, когда процесс управления не происходит. В связи с изложенным, власть менеджера можно считать исключительной. Для традиционной власти также характерны определенные особенности.

Об успехах менеджеров судят по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать, или мотивировать, людей можно, только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

В управленческой литературе способность оказывать влияние на поведение людей называется властью. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник работает по правилам, то у руководителя нет необходимости применять к нему власть. Власть - это функция взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого. Власть имеет один индивид в отношении другого, одна группа - в отношении другой. Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп в организации. Власть используют и начальники, и подчиненные для того, чтобы достичь своих целей или укрепить свое положение. Власть пронизывает всю жизнь организации, поддерживает ее структуру. Без власти нет организации. Успех и неудачи в применении власти или реакция на нее в основном определяются пониманием власти, знанием, как и когда ею пользоваться, а также способностью предвидеть последствия ее использования. Власть никогда не бывает абсолютной и неменяющейся. Власть - это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени. Понимание отношений власти требует уяснения конкретной ситуации и тех, кто в нее вовлечен. Поскольку менеджер имеет власть над подчиненными, они зависимы от него по вопросам объема выполняемой работы, расширения полномочий, продвижения по службе, повышения заработной платы, удовлетворения социальных потребностей. Однако в определенной степени и подчиненный имеет власть над руководителем. Это может проявляться в способности подчиненных качественно и в срок выполнять задания; оказании воздействия на других людей, от которых зависит сам менеджер; передачи менеджеру необходимой информации. Поэтому менеджер должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти. Баланс власти - это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя. Эффективно работающий менеджер не станет злоупотреблять властью, действовать в грубой, приказной форме. Властные полномочия менеджер может осуществлять с помощью различных средств: поощрения подчиненных; наложения на них взысканий; авторитета собственных профессиональных знаний; своих личностных достоинств. Кроме того, действенным средством является наделение подчиненных ограниченными и контролируемыми менеджером полномочиями.


Децентрализация личной власти достигается тремя основными способами:

  • официально закрепленным в документах делегированием полномочий;
  • наличием систем долгосрочного, среднесрочного и текущего планирования;
  • отлаженным механизмом обмена информацией.

Своевременное перераспределение и организационное оформление властных полномочий необходимо руководителю для повышения стабильности в работе предприятия. Это связано с тем, что в деятельности любой компании неизбежно наступает момент, когда требуется перераспределить властные функции внутри нее. Если проигнорировать подобную необходимость, может возникнуть угроза развитию и даже существованию компании. При децентрализации власти менеджеры могут использовать систему премирования, в соответствии с которой сотрудник премируется не только за личные результаты, но и за результаты деятельности своего подразделения, а также предприятия в целом. В соответствии с проведенными исследованиями, каждая третья российская фирма в процессе своего развития сталкивается с проблемой власти во взаимоотношениях менеджера и подчиненных. Менеджер либо воздвигает барьеры между собой и все более многочисленным штатом, либо сохраняет панибратские отношения с младшими по званию сотрудниками. Как первое, так и второе опасно для предприятия. Больше половины российских компаний устроено по так называемому семейному принципу. Это место, в котором, прежде всего, живут, а уже потом компания, в которой делается работа. Порочность этой практики очевидна. Оптимально приспособленным к рыночным условиям является уверенный в себе руководитель. У такого менеджера всегда есть твердое собственное мнение, однако он старается выслушивать и учитывать мнения своих подчиненных.

3.2 Виды власти


Виды власти подразделяются в зависимости от личностных и организационных источников власти менеджера.

В зависимости от личностных источников власти менеджера:

  • Экспертная власть.Заключается в способности руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, наличия специализированных знаний.
  • Эталонная власть (власть примера). Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.
  • Власть информации. Базируется на возможности получения нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Менеджер укрепляет свою власть, координируя и контролируя информационные потоки в фирме.
  • Власть убеждения. Основывается на умении менеджера влиять на других с помощью эффективной (эмоциональной, логической и аргу­ментированной) передачи своей точки зрения.

В зависимости от организационных источников власти менеджера:

  • Власть принятия решений. Проявляется в той степени, в которой человек может влиять на процесс подготовки и принятия решений; чем выше уровень управления, тем большее количество людей, кроме руководителя (специалистов, помощников и т. д.), влияют на процесс принятия решения.
  • Власть вознаграждения - способ влияния, основанный на положительном воздействии (благодарность, премия, продвижение, дополнительный отпуск и т. д.) с целью добиться от подчиненного желаемого результата.
  • Власть принуждения. Строится на страхе подчиненных быть нака­занными (пониженными в должности, оштрафованными, уволенными и т. д.). Для использования этого источника власти нужно иметь эффективную систему контроля за действиями подчиненных (подчиненные могут сознательно стремиться обмануть организацию).
  • Власть над ресурсами. Основывается на контроле руководством распределения потоков ограниченных ресурсов, которые обычно в организациях направлены сверху вниз. Некоторые руководители для влияния на людей создают так называемый дефицит ресурсов.
  • Власть связей. Создается путем распространения менеджером информации о его связях с влиятельными людьми.
  • Законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг – подчиняться им. Он может исполнять приказания влияющего, так как учат традиции. Поэтому законную власть иногда называют традиционной властью. Законная власть бывает действенна тогда, когда подчиненный повинуется указанию руководителя только потому, что он стоит на более высокой ступеньке организационной иерархии. Все руководители пользуются законной властью, потому что им делегированы полномочия управлять людьми.

3.3 Баланс власти

Для того чтобы оказывать эффективное влияние на людей, руководитель должен обладать властью. Власть – это возможность влиять на других людей, возможность осуществлять свою деятельность по собственному усмотрению.

Власть и влияние являются основой лидерства, необходимым условием изменения поведения людей и достижения целей организации. Власть – это взаимоотношения, взаимозависимость между участниками управленческого процесса. Чем больше зависимость от другого человека, тем больше власть данного человека. Политолог Роберт Дол объясняет эти взаимоотношения следующим образом: «А имеет власть над В до такой степени, при которой он может заставить его делать то, что В не сделал бы в других случаях».[5] Обладание властью – это возможность влияния на удовлетворение чьих-то потребностей, желаний.