Файл: Лидерство, влияние, власть. Виды власти. Баланс власти (Основные понятия и составляющие).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 173
Скачиваний: 1
Введение
«Читатели всегда лидеры. Билл Клинтон прочитал более 300 книг во время своего короткого пребывания в Оксфордском университете. Некоторые исполнители высокого класса читают книгу в день. Ищите знания и информацию. Чем больше вы знаете, тем меньше у вас страха».[1]
Лидерство, влияние и власть – очень сладкие и зачастую недоступные понятия для молодых людей, желающих быть лидерами, влиятельными и властвующими.
Невежество в этой сфере приводит к краху великое множество идей для бизнеса еще на уровне планирования. Самоуверенность людей, перечитавших, видимо Карла Юнга, полагают, что власть издревле только у тех, чья дубина больше и мамонт мясистее, что власть только за сильными.
Но время идет и концепции развития меняются. Выигрывают знающие и обладающие полезной информацией. К власти приходят те, чей опыт и знания значимее для социума. Лидерами становятся не по величине «кнута», а по умению создавать коллаборации из диктаторских методов и «пряничных» возможностей для ведомых за собой. Как говорилось в серии комиксов Мстители «Недостоверная информация опасней пули». Если человек из 90-х, который остался мыслями там, решает построить бизнес в 20-х годах 21 века, стоит понимать, чем это закончится.
У каждого понятия из моей темы своя история, свое развитие. Для непосвященного человека они являются синонимами, но это далеко не так. В своей работе я хочу максимально проанализировать и «лидерство», и «влияние», и «власть». Начиная от научных понятий, истории и заканчивая развитием и прикладной значимостью в современных рамках.
Цель моего исследования – теоретическое изучение влияния, лидерства и власти на предмет их становления в менеджменте. От истоков, от самых первых теорий до сегодняшнего дня. Определить тот переход от отношения «начальник – подчиненный» до «лидер – последователь». Изучить «власть» на предмет мотивационных сторон, а также определить границы власти, которые нельзя переступать, чтобы не рухнула организация.
Источниками изучения были множество как научных работ - от З.Фрейда до Д.Майерса, от Виктора Врума и Филиппа Йеттона, Т. Митчела и Р. Хауса до публицистики Д.Карнеги и многие другие; а также современные HR порталы в Интернете, которыми пользуются ведущие специалисты кадрового делопроизводства (например, HR-Portal.ru).
Глава 1. Лидерство
1.1. Основные понятия и составляющие
Лидерство является центральной психолого-педагогической проблемой. И к какой бы области исследований в психологии или педагогики, менеджменте мы не обратились, проблему лидерства обойти невозможно.
Лидерство так же старо, как человечество. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в профсоюзах и благотворительных учреждениях, в компаниях и университетах.
Лидерство, по всем своим намерениям и целям, есть признак номер один любых общностей. Подготовка будущих лидеров воспринимается как государственная, стратегическая задача. Особая роль в решении этой задачи отводится именно современной системе образования, с ее новыми психологопедагогическими подходами к процессу развития лидерских качеств современной молодежи. Однако создание новых моделей формирования лидеров невозможно без знаний истории изучения данного явления, без систематизации существующих методик, а также анализа опыта исследователей по вопросам лидерства.
Если человек делает попытку повлиять на поведение других без использования принудительных форм власти, можно говорить о проявлении лидерства. Лидерство ─ это взаимодействие между членами группы. Лидеры ─ это люди, чьи действия влияют на других людей в большей степени, чем
действия других людей влияют на них самих.
Несомненно, лидерство имеет место в тех случаях, когда один индивид изменяет побуждения или компетенцию участников определенного коллектива. Это означает, что лидерство предполагает использование власти лидера во взаимоотношениях. Еще одним важным элементом данного определения является то, что лидер должен быть способен повлиять также и на характер деятельности подчиненных.
Тем не менее, лидерство не имеет конкретной определенности для различных ситуаций пусть даже одного характера — хозяйственного, военного, политического или педагогического. Возможно, этим и объясняется многоаспектность лидерства, наличие различных подходов к его анализу, а также тот ореол загадочности, который окружает само явление лидерства.
Для того, чтобы качественно рассматривать лидерство в системе менеджмента и проблематику, связанную с ним, необходимо подойти к вопросу методологически грамотно – и начать с определения предмета исследования. Здесь мы сразу же обнаружим интересный языковой феномен. С одной стороны, «лидерство» - это процесс, с другой - положение в группе. Такое положение дел еще более запутывает исследователей данной проблемы, не владеющих в полной мере методологией. Итак:
Лидерство – положение индивида в группе, определенное признанием высоких результатов деятельности другими членами группы.
Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный на инициативе членов группы.
Из этих определений вытекает – чтобы добиться лидерства в менеджменте необходимо:
- Достигать высоких результатов деятельности относительно других членов группы.
- Заставить остальных членов группы признать ценность этих результатов.
- Постановка общегрупповых целей по собственной инициативе.
Процессуально это выглядит так: рядовой член группы добивается высокой индивидуальной результативности в достижении мотивирующих группу целей, после этого доносит информацию об этом под видом работы на общее благо, и заявляет о новых общегрупповых целях во благо группы.
1.2. История изучения лидерства
Феномен лидерства коренится в природе человечества и общества. Анализ сущности лидерства показывает, что оно проистекает из потребностей людей, которые и призваны удовлетворять лидеры. Важно подчеркнуть и то, что лидерство основывается на определенных сложно организованных системах. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации, упорядочении поведения отдельных элементов общности для обеспечения жизненной и функциональной способности.
Однако изначальным моментом изучения лидерства следует считать утверждение о том, что человек не может не управлять, не общаться, не обмениваться информацией с другими людьми. Управление, как и коммуникации, свойственно человеческому бытию. Каждый из нас управляет сам собой и часто оказывается в ситуации, когда он должен принимать решения относительно других людей.
Говоря об истории лидерства, необходимо начать с основных направлений исследования данного понятия. Так вначале большинство определений фокусировались на использовании власти и полномочий.
Далее внимание было переключено на изучение отдельных черт характера лидеров и их стилей поведения. Теперь ученые делают упор на том, как лидер, его последователи и ситуация вступают во взаимодействие и работают друг на друга или друг против друга.
Еще раз подчеркнем, что проблема лидерства уже много лет является центром внимания многочисленных исследователей. Ее изучают социологи, философы, историки, политики, педагоги, она поистине междисциплинарна. Такое обилие работ и полученных результатов позволило М. Г. Ярошевскому даже выделить отдельную область психологии под названием «лидерология». Но, несмотря на множество источников, до сих пор сведения в них не вполне упорядочены.
Если иметь в виду зарубежные исследования лидерства, хронологически и содержательно можно
выделить пять периодов:
1) до начала XX века;
2) первая четверть XX века;
3) конец 1920-х годов — середина XX века;
4) 1950-1970-е годы;
5) последняя четверть XX века и XXI век.
В отечественной социальной психологии и педагогики периоды изучения лидерства несколько отличаются:
1) до начала XX века;
2) начало XX века — досоветский период;
3) 1920-1930-е годы;
4) середина 1960-х — середина 1980-х годов;
5) середина 1980-х годов — по настоящее время.
Рассматривая лидерство в зарубежных источниках до начала XX века, начнем с того, что спорам о лидерстве более двух тысяч лет. Еще в Древнем Китае во времена Конфуция велись дискуссии о том, что важнее для лидерства — власть, управление или знание законов. В III веке до н.э. считали, что главное назначение искусства управления — разделять преданных и лукавых чиновников, проверять их способности и контролировать успехи для укрепления управления, основанного на законе.
До начала XX века одним из первых разработчиков проблемы лидерства был Платон, который в своем трактате «Государство» предложил три типа лидеров: а) философ — государственный деятель, управляющий республикой на основе разума и справедливости; б) военачальник, защищающий государство и подчиняющий других людей своей воле; в) деловой человек, обеспечивающий удовлетворение материальных потребностей.
Также свой вклад в изучение лидерства внесли Аристотель, а позднее Монтескье. Они выделили три вида власти. Аристотель — монархию, аристократию и демократию как власть одного, немногих и многих соответственно, а Монтескье — деспотию, монархию и республику. Н. Макиавелли в своей работе «Государь», написанной в XVI веке, оказал несомненное влияние на современные исследования политического лидерства, а также на создание методик по изучению феномена, названного его именем.
Однако особый интерес к проблеме лидерства появился только в XIX веке. Наибольшее влияние на ученых того периода оказали работы Г. Спенсера, Ч. Ломброзо, Т. Карлейля и особенно Ф. Гальтона.
В этих работах проводилась мысль, что те, кто повелевают, и те, кто подчиняются, отличаются друг от друга.
А. Жоли написал книгу «Психология великих людей», содержащая аргументацию на уровне примеров. А. Жоли обратил внимание на то, что великие люди — часто мужчины — имели не братьев, а старших или младших сестер и порой дочери великих людей были более выдающимися личностями, чем сыновья, а гениальные качества ребенок наследует скорее от матери, чем от отца.
Работы итальянского ученого С. Сигеле и французских социологов Г. Тарда и Г. Лебона знаменуют расцвет описательного периода лидерства. Всех их объединяет внимание к отношениям героя и толпы и механизмам воздействия героя на нее.
Например, главное качество, согласно Г. Тарду, которым должен обладать герой, чтобы воздействовать на толпу, — это обаяние. С его помощью он очаровывает толпу, гипнотизирует ее, используя ее стремление подражать герою и быть похожим на него. Идеи Г. Тарда получили дальнейшее развитие и во взглядах З. Фрейда, и в работах социальных психологов, занимающихся каузальной атрибуцией, и в современных исследованиях политического лидерства.
Переходя к следующему периоду изучения лидерства, отметим лишь то, что в начале XX века исследование лидерства находилось, с одной стороны, под мощным влиянием работ XIX века, а с другой — под влиянием зарождающихся идей гештальтпсихологии, бихевиаризма и психоанализа.
Что касается периода, длившегося до середины XX века, необходимо отметить, что основу изучения лидерства тогда составляли появившаяся в 1920—1930-е годы теория черт. Способность к лидерству с позиции данной теории рассматривалась как свойство одаренной личности, которое обеспечивает индивиду центральное положение в любой группе или в любой ситуации, а многочисленные работы были направлены на поиск универсальных лидерских качеств. При этом изучались разные группы, разные типы лидеров — от тех, кто появляется в детских играх, и юных правонарушителей до политических деятелей, военных и религиозных начальников.
Использовались разные методы получения и обработки эмпирических данных: наблюдение, биография, опрос экспертов, социометрия, факторный анализ. Кроме того, во время Первой мировой войны военные психологи создали множество личностных тестов. Использовался и такой прием, как сравнение личности лидера и личности нелидера (non-leader), или последователя (follower). Характерным для исследований того времени было составление перечня лидерских черт, которые предлагалось оценить как значимые для лидерства.
К примеру, в конце 1940-х годов появилось несколько обширных обзоров исследований личностных черт лидеров К. Берда, В. Иена Кинза, Р. Стогдилла.
Так К. Берд в 1940 году обнаружил 79 черт, выявленных в 20 исследованиях, и только четыре из них были общими для пяти или более исследователей, к ним относятся экстраверсия, интеллект, юмор,инициатива.
Чуть позже в 1947 году В. Иен Кинз обобщил 74 работы, посвященные военным лидерам, и пришел к заключению, что эти лидеры превосходили нелидеров по способностям, но по каким — не было единодушного мнения. Но особенно впечатляющим был обзор Р. Стогдилла, сделанный им в 1948 году, который и сейчас является хорошим «справочником-путеводителем» по лидерству. Он проанализировал 124 работы, изучавшие 28 групп черт, в период с 1904 по 1947 год.