Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий ООО «Диарит».pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ предприятия
1.1 Понятие, сущность и значение прибыли
1.2 Порядок формирования и распределения прибыли предприятия
1.3 Методика анализа прибыли и рентабельности предприятия
Глава 2 Анализ и оценка ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ ООО «Диарит» И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ
2.1 Экономическая характеристика ООО «Диарит»
2.2 Анализ прибыли и рентабельности ООО «Диарит»
Эффективность деятельности предприятия определяется не только эффективностью производства и реализации продукции, но и эффективностью использования различных видов ресурсов, в частности, основных и оборотных активов, собственного и заемного капитала ООО «Диарит».
Для оценки динамики данных показателей рассмотрим показатели эффективности использования основных видов имущества и капитала через расчет и анализ показателей рентабельности имущества и капитала в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Показатели рентабельности имущества и капитала ООО «Диарит» в 2017-2018 гг.
Показатели |
2017 г. |
2018 г. |
Изменение в 2017-2018 гг. |
|
Абс.откл. |
Темп прироста, % |
|||
Чистая прибыль, тыс.руб. |
2287 |
2664 |
377 |
16,5 |
Стоимость основных фондов, тыс.руб. |
5215 |
5274 |
59 |
1,1 |
Стоимость оборотных активов, тыс.руб. |
16397 |
25666 |
9269 |
56,5 |
Стоимость имущества предприятия, тыс.руб. |
21622 |
30950 |
9328 |
43,1 |
Собственный капитал, тыс.руб. |
7254 |
9541 |
2287 |
31,5 |
Заемный капитал, тыс.руб. |
14368 |
21409 |
7041 |
49,0 |
Рентабельность основных фондов, % |
43,85 |
50,51 |
6,66 |
15,2 |
Рентабельность оборотных активов, % |
13,95 |
10,38 |
-3,57 |
-25,6 |
Рентабельность имущества, % |
10,58 |
8,61 |
-1,97 |
-18,6 |
Рентабельность собственного капитала, % |
31,53 |
27,92 |
-3,61 |
-11,4 |
Рентабельность заемного капитала, % |
15,92 |
12,44 |
-3,47 |
-21,8 |
По таблице видно, что рассчитанные показатели в течение исследуемого периода имели различную динамику: некоторые показатели сократились, что свидетельствует о снижении эффективности управления данными активами, а некоторые, наоборот, возросли, что говорит о повышении эффективности использования соответствующего имущества.
В частности, в течение 2017-2018 гг. возросла эффективность использования основных фондов, что говорит о грамотном управлении основными фондами на предприятии. Рост рентабельности основных фондов составил 6,66%, что говорит о том, что основные фонды предприятия эффективно использовались для извлечения прибыли.
Рентабельность оборотных активов сократилась на 3,57% и составила на 2018 год 10,38%, что говорит о том, что с одного рубля, вложенного в оборотные активы, предприятие получает 10,38 копеек прибыли. Снижение данного показателя обусловлено ростом стоимости оборотных активов, так как предприятие увеличивало объемы производства, соответственно, выросли и запасы, а также дебиторская задолженность предприятия.
Рентабельность имущества сократилась на 1,97%, что говорит о том, что предприятие недостаточно эффективно использует свое имущество для извлечения прибыли. Обусловлено это значительным ростом имущества предприятия в исследуемом периоде по сравнению с прибылью предприятия.
Что касается собственного капитала, его использование сопряжено со сложностями, так как в течение исследуемого периода эффективность использования собственного капитала снизилась. Снижение рентабельности собственного капитала составило 3,61%, что было обусловлено ростом собственного капитала. Но при этом, следует отметить, что рост собственного капитала является положительным признаком, свидетельствующим о повышении уровня финансовой устойчивости предприятия, поэтому нельзя отрицательно оценивать снижение рентабельности собственного капитала.
Рентабельность заемного капитала сократилась на 3,47%, что говорит о том, что предприятие недостаточно эффективно использует средства заемного финансирования в целях извлечения прибыли. Снижение заемного капитала обусловлено ростом абсолютной суммы заемного капитала предприятия.
Таким образом, динамика показателей рентабельности свидетельствует о снижении эффективности деятельности ООО «Диарит» в анализируемом периоде, обусловленном ростом имущества и обязательств, которые превышали положительные финансовые результатами деятельности предприятия.
2.3. Пути повышения прибыли ООО «Диарит»
Проведенный экономический анализ финансовых результатов деятельности ООО «Диарит» позволил сделать вывод, что за последние годы организация достигла хороших результатов при реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности основной деятельности, связанной с реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Чистая прибыль организации в течение исследуемого периода стабильно возрастала. Тем не менее, показатели рентабельности являются недостаточно высокими и снижались в исследуемом периоде, соответственно, предприятию необходимо дальнейшее повышение прибыли.
Главной проблемой формирования финансовых результатов предприятия является высокая себестоимость продукции, которая может привести к снижению уровня прибыли предприятия.
Обоснуем данную проблему и проанализируем структуру себестоимости продукции отдельных видов продукции ООО «Диарит» в таблице 2.7.
Таблица 2.7
Анализ структуры мясной продукции ООО «Диарит» в 2017-2018 гг., в %
Виды продукции |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение, +,- |
Мясная продукция |
100 |
100 |
0 |
в том числе котлеты, тефтели |
12,94 |
17,84 |
4,90 |
фарш |
31,26 |
32,16 |
0,91 |
пельмени |
29,46 |
27,24 |
-2,21 |
мясная нарезка (гуляш, бифштекс, бефстроганов) |
26,34 |
22,75 |
-3,59 |
По данным таблицы 2.7, в основном предприятие производит мясную продукцию из перекрученного мяса. При этом, наибольшая доля производства мясной продукции приходится на фарш – 32,16%. Особенностью производства данного вида продукции является то, что производится не только товарный фарш, который поступает на реализацию, но также данная продукция используется для производства других видов продукции (пельменей, котлет, тефтелей и т.д.).
В течение исследуемого периода структура мясной продукции изменилась – на 4,9% возросла доля котлет, тефтелей, так как данные виды продукции пользуются спросом. Расширению производства котлет, тефтелей и других видов продукции из перекрученного мяса способствовало расширение и реконструкция цеха по производству фарша, была увеличена производственная мощность цеха, что позволило выдавать больше полуфабрикатов для производства котлет, тефтелей и других видов продукции.
На долю пельменей приходится 27,24%, так как данная продукция также пользуется спросом. Проблемы в пельменном цехе обусловлены тем, что производство осуществляется вручную – в данном цехе все пельмени лепятся вручную, необходимо держать значительный штат лепщиц пельменей. Соответственно, себестоимость данной продукции достаточно высока за счет необходимости оплачивать заработную плату и начисления.
Доля мясной нарезки сократилась на 3,59%, что было обусловлено тем, что данный цех также не подвергался модернизации, выпуск продукции в течение исследуемого периода не увеличивался.
Рассмотрим в таблице 2.8 структуру кондитерской продукции.
Таблица 2.8
Анализ структуры кондитерской продукции ООО «Диарит» в 2017-2018 гг., в %
Виды продукции |
2017 г. |
2018 г. |
Отклонение, +,- |
печенье |
36,17 |
24,63 |
-11,53 |
пончики |
63,83 |
39,89 |
-23,94 |
булочки |
0,00 |
15,80 |
15,80 |
пирожные |
0,00 |
19,67 |
19,67 |
всего кондитерских изделий |
100 |
100 |
0 |
По таблице 2.8 видно, что в течение исследуемого периода структура кондитерских изделий изменилась. Причиной этого является то, что данный цех в течение последних лет расширялся, увеличивался ассортимент производимой продукции. Поэтому, если в 2017 году в цехе выпускались только печенье и пончики в соотношении 36,17% к 63,83%, то в 2018 году добавились булочки и пирожные. Это позволило распределить доли себестоимости по видам продукции. В частности, наибольшая часть продукции представлена пончиками – 39,89%, так как пончиковый аппарат имеет достаточно высокий уровень производительности и может выдавать до 500 кг продукции в сутки.
Предприятие производит не более 3 т пончиков в месяц, поэтому можно отметить, что производственная мощность не используется на 100%, что обусловлено проблемами со спросом на данную продукции – производится ровно столько продукции, сколько было заказано покупателями.
Доля пончиков сократилась на 23,94%, печенья – на 11,53%.
15,8 и 19,67% соответственно приходится в 2018 году на булочки и пирожные – новые виды продукции, которые поставляются в кафе и магазины г.Тамбова.
В перспективе увеличение производства данных видов продукции, в случае, если будут увеличены заказы на булочки и пирожные, найдены новые рынки сбыта. Соответственно, предприятию необходимо рассмотреть мероприятия по снижению себестоимости данных видов продукции, чтобы обеспечить рост финансовых результатов.
Рассмотрим направления снижения себестоимости продукции предприятия. Например, в пельменном цехе до сих пор используется ручная лепка пельменей – малопроизводительная и затратная технология. Аппаратура для лепки пельменей, хоть и стоит сравнительно дорого, позволяет снизить себестоимость продукции намного – учитывая то, что кроме снижения затрат на заработную плату увеличиваются затраты на амортизацию этого оборудования. Для того, чтобы обеспечить снижение себестоимости продукции ООО «Диарит», необходимо повышать технический уровень производства. Поэтому рекомендуется внедрить аппаратуру для лепки пельменей в пельменный цех.
В результате проведенного анализа коммерческих предложений поставщиков оборудования для изготовления пельменей можно остановить на предложении «Русско-Китайской Торговой палаты», которая предлагает недорогую и эффективную автоматическую линию (страна изготовитель Китай). В состав линии входит следующие оборудование: машина для изготовления пельменей, тестомес, фаршемешалка, мясорубка, конвейер, морозильная камера быстрой заморозки, а также упаковочная машина.
Производительность оборудования составляет 55 кг готовой продукции в час. Для обслуживания необходимо 3 работника. Стоимость составляет 2 500 000 рублей, включая доставку и установку. На данном оборудовании указанном можно приготовить пельмени с различной начинкой, говядина, свинина, или смешанной начинкой. Наиболее оптимально, с точки зрения маркетинга, производить 5-6 видов пельменей в различной ценовой категории.
Необходимо, чтобы технолог постоянно вел работу над усовершенствованием действующих рецептур, а так же разрабатывать новые продукты с различной начинкой (мясо кур, мясо индейки, мясо диких животных и т.д).
Рассчитаем значение себестоимости производства пельменей при внедрении данного оборудования в таблице 2.9.
Таблица 2.9
Расчет себестоимости производства пельменей при применении автоматической линии (расчет за 1 месяц работы)
Показатели |
Значение показателя, тыс.руб. |
Заработная плата персонала (на 3 человека) |
105 |
Начисления на заработную плату |
32 |
Сырье и материалы |
700 |
Амортизация |
11 |
Прочие расходы |
3 |
Итого себестоимость продукции |
851 |
По таблице 2.9 можно отметить, что в месяц себестоимость производства составит 851 тыс.руб. при тех же объемах производства, которые сохраняются в настоящее время. Тем не менее, при использовании автоматической линии можно увеличить объем производства на 80%. Но в настоящее время в условиях кризиса увеличение объема производства на такую значимую сумму не представляется возможным.
Рассмотрим, насколько снизится себестоимость при использовании автоматической линии по сравнению с ручным способом работы в таблице 2.10. В данной таблице расчет проведен за 1 год.
Таблица 2.10
Сравнительный анализ себестоимости производства пельменей при использовании автоматической линии и при ручном способе (расчет за год)