Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий ООО «Диарит».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследуемой темы обусловлена важностью для каждого коммерческого предприятия таких показателей, как прибыль и рентабельность предприятия, ведь именно прибыль – конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия.

Вместе с тем на величину прибыли и на её динамику воздействуют факторы, которые зависят и не зависят от общих усилий предприятия. Состояние отрасли, динамика и структуры цен на основные ресурсы, необходимые для обеспечения деятельности предприятия, законодательные нормы налоговых и амортизационных отчислений – все это находится вне сферы влияния современных предприятий, а факторами, зависимыми от деятельности предприятия, являются такие факторы, как уровень цен на продукцию, услуги и работы предприятия, а также заработная плата и другие расходы, которые предприятие устанавливает и нормирует самостоятельно. Также предприятие может эффективно влиять на такие факторы, как конкурентоспособность продукции и услуг, повышение эффективности финансового и производственного менеджмента, повышение эффективности организации труда, совершенствование финансового и оперативного планирование и другие факторы. Все эти факторы оказывают не прямое влияние на прибыль, а воздействуют на нее через такие показатели производства, как объем продаж и себестоимость продаж, поэтому их влияние на конечный финансовый результат необходимо сопоставлять с этими данными.

Также значение прибыли определяет тем, что она стимулирует деятельность предприятия, так как выступает в качестве основного конечного финансового результата предприятия. Получение максимальной прибыли является одной из важнейших целей деятельности коммерческих предприятий, что зачастую закрепляется в уставных документах предприятия. Развитие и финансовое состояние предприятия зависит от того, насколько прибыльной является ее деятельность, так как именно за счет прибыли осуществляется воспроизводство и расширение производственной деятельности, осуществляются инвестиции в научно-техническое развитие, выплачиваются премии работникам и дивиденды учредителям.

Прибыль важна и для государственных структур, так как от нее формируются отчисления налоговых платежей и чем выше прибыль, тем выше налоговые отчисления в бюджет государства, которое использует налоговые поступления на социально-экономическое развитие страны.


Это подтверждает значимость и актуальность и необходимость анализа финансовых результатов деятельности предприятия.

Целью курсовой работы является исследование показателей прибыли предприятия и разработка рекомендаций по ее увеличению (на примере ООО «Диарит»).

В соответствии с поставленной целью выдвинуты следующие задачи исследования:

1) определить сущность, значение и виды прибыли;

2) рассмотреть порядок формирования и распределения прибыли;

3) раскрыть методику проведения анализа прибыли;

4) дать организационно-экономическую характеристику ООО «Диарит»;

5) провести анализ прибыли хозяйственной деятельности ООО «Диарит»;

6) выявить резервы увеличения прибыли ООО «Диарит».

Объектом исследования является финансово-хозяйственная деятельность ООО «Диарит». Предметом исследования выступает формирование прибыли и рентабельности ООО «Диарит».

В первой главе курсовой работы будут рассмотрены теоретические основы анализа и оценки формирования и распределения прибыли предприятия. Так, в теоретической главе предполагается определить такие понятия, как прибыль и рентабельность, раскрыть их значение для деятельности предприятия, рассмотреть показатели прибыли и рентабельности и порядок их расчета, а также раскрыть методику проведения анализа прибыли и рентабельности предприятия на основе изучения теоретического материала.

Вторая глава является практической. В данной главе теоретические материалы применяются для практического анализа на примере ООО «Диарит». Поэтому, во второй главе приводится общая экономическая характеристика деятельности предприятия ООО «Диарит» для ознакомления с деятельностью предприятия, а затем будет проведен анализ показателей прибыли и рентабельности на основе отчетности предприятия.

Также во второй главе будут приведены рекомендации по увеличению прибыли предприятия.

При написании курсовой работы использованы нормативно-правовые акты, учебники и учебные пособия, периодические издания, а также формы отчетности и данные синтетического и аналитического учета ООО «Диарит» за 2015-2018 гг.

Глава 1 Теоретические АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРИБЫЛИ предприятия


1.1 Понятие, сущность и значение прибыли

Прибыль организации формируется в основном за счёт реализации товаров и услуг, и иных видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных биржах и т.д.).

По словам Г.В.Савицкой «прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции». По её же мнению, из этого вытекает: «чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции» [18, с.117].

Объем реализации и величина получаемых предприятием финансовых результатов находятся в зависимости от отдельных направлений деятельности предприятия, а не только от производственной деятельности и организации управления финансами. Учитываются такие направления деятельности, как организация снабжения, маркетинговая деятельность – финансовые результаты характеризуют все сферы деятельности предприятия.

С количественной точки зрения прибыль, по мнению А.И.Попова: «разница между валовыми доходами от продажи товаров и валовыми издержками производства. Обычно экономисты различают бухгалтерскую и экономическую прибыль» [15, с.198].

Бухгалтерская прибыль в соответствии с методологией бухгалтерского учета представляет собой разницу между полученными предприятием валовыми доходами и осуществленными предприятием выплатами, которые называются внешними издержками. Во внешние издержки включаются такие выплаты, как оплата за потребленное сырье и материалы, которые приобретены у основных поставщиков предприятия.

Что касается экономической прибыль, то она представляет собой разницу между выручкой и себестоимостью, которая включает не только внешние, но и внутренние издержки предприятия, в том числе и заключенную в издержках прибыль от реализации.

Рентабельность, в ее обширном определении, означает прибыльность (доходность) деятельности предприятия, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг. Рентабельность может применяться как к отдельным вида продукции, так и ко всей ее совокупности, так и к предприятиям и организация в целом. Также выделяется макроуровень рентабельности – рентабельность отраслей экономики.


В отличие от прибыли, рентабельность является относительным показателем и измеряется в процентах. Но при этом взаимосвязь прибыли и рентабельности заключается в следующем: для расчета показателя рентабельности необходимо использование показателя прибыли.

Таким образом, рентабельность – показатель эффективности единовременных затрат. В общем виде рентабельность определяется отношением прибыли к единовременным или текущим затратам, благодаря которым получена эта прибыль. Кроме того рентабельность является одной из категорий, характеризующих полученный доход. Доход может принимать неодинаковые формы, а значит и рентабельность может рассматриваться в различных значениях. В широком смысле рентабельность отражает любой доход, получаемый в результате хозяйственной деятельности человека. Что касается узкого понимания, то рентабельность понимается в качестве прибыльности. То есть если предприятие получает прибыль, следовательно, оно рентабельно.

Таким образом, как прибыль, так и рентабельность являются важными показателями эффективности деятельности коммерческого предприятия.

1.2 Порядок формирования и распределения прибыли предприятия

Формирование общего финансового результата деятельности можно представить схематически с помощью рисунка 1.

Выручка от реализации продукции (товаров, работ и услуг) в продажных ценах без НДС и иных косвенных налогов и платежей (нетто-выручка)

Производственная себестоимость реализованной продукции (прямые материальные и трудовые расходы и общепроизводственные расходы)

Валовая прибыль

(брутто-прибыль)

Текущие периодические расходы

(коммерческие и управленческие)

Финансовый результат

от реализации продукции

Операционные доходы и расходы

(проценты, доходы от участия, результат прочей реализации и др.)

Финансовый результат от финансово-хозяйственной деятельности

Внереализационные доходы

и расходы

Финансовый результат отчетного

периода (прибыль до налогообложения

или бухгалтерская)

Налог на прибыль

Прибыль, оставшаяся в распоряжении

организации, или чистая прибыль

(нетто-прибыль)

Отвлеченные средства из чистой

прибыли (по расчетам с бюджетом

и внебюджетными фондами)

Нераспределенный финансовый

результат отчетного года


Рис.1. Формирование показателей прибыли предприятия

Общий финансовый результат деятельности организации представленный на рисунке 1, бухгалтерская прибыль или убыток, представляет собой алгебраическую сумму результата (прибыли или убытка) от реализации продукции, товаров (работ, услуг), результата (прибыли или убытка) от финансовой деятельности (процентов полученных и уплаченных), операционной деятельности (доходов и расходов), доходов и расходов от прочих внереализационных операций.

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии.

Законодательно распределение прибыли регулируется в той се части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам [13, с. 327].

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).