Файл: Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности, ее назначение и содержание.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что начиная с бухгалтерской отчетности за 2011 год организации должны отчитываться по новым формам (утв. Приказом Минфина РФ от 02.07.2010 г. №66н). В приказе № 66н нет требования представлять пояснительную записку. По новым правилам её должны заменить Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Пояснения могу быть составлены в табличной и (или) текстовой форме. При этом организация сама может определить состав данных, оформленных в табличной форме. [20]

2 Нормативное регулирование составления пояснительной записки.

Одним из главных документов в законодательстве Российской Федерации, регулирующих ведение бухгалтерского учета в целом и, частности, наличие, назначение и состав пояснительной записки, является Федеральный закон от 21 ноября 1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

На основе вышестоящего закона все организации обязаны составлять бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета. Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных и общественных организаций, состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, предусмотренных нормативными актами; аудиторского заключения; и пояснительной записки. Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций определяется Минфином России. Для общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по реализации товаров (работ, услуг), действует упрощенный вариант годовой бухгалтерской отчетности, т.е. данные организации могут не составлять пояснительную записку. [1, ст.13]

Данный закон твердит о том, что пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенные сведения об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему периоды, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.

В пояснительной записке должны быть отражены факты неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации, и даны соответствующие объяснения. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.


Указанные аспекты нашли свое развитие в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» от 6 июля 1999г. №43н. В пояснительной записке должна быть приведена информация о данных, требование о раскрытии которых определено в данном Положении, а также в других Положениях по бухгалтерскому учету:

· об изменениях учетной политики организации;

· сведения об операциях в иностранной валюте:

· о материально-производственных запасах, основных средствах, об имуществе,

· значения показателей отчетности в нетто-оценке: по нематериальным активам, основным средствам

· о доходах и расходах организации

· о событиях после отчетной даты и условных фактах хозяйственной жизни;

· об информации по аффилированным лицам;

· об информации по операционным и географическим сегментам и пр. и т.д. [1, ст.13]

Вопросы дополнительного раскрытия информации в бухгалтерской отчетности представлены в следующих нормативных актах:

1. ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» от 25 ноября 1998г. №56н;

2. ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» от 28 ноября 2001г. №96н. 3. ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах» от 13 января 2000г. №5н.

Отдельным вопросам формирования сводной отчетности посвящено ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» от 27 января 2000г. №11н

Так же главным нормативно регулирующим документом составления пояснительной записки является приказ Минфина России от 22.07.2003 № 67Н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», который является в 2011 году переходным периодом по Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";

Бухгалтерская отчетность, начиная с отчета за 2020 год, должна представляться в соответствии с новыми формами.

Министерство финансов в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций (за исключением кредитных организаций, государственных (муниципальных) учреждений) и в соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 приказало:

1. Утвердить формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках согласно приложению N 1 к настоящему Приказу.

2. Утвердить следующие формы приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках согласно приложению N 2 к настоящему Приказу:

а) форму отчета об изменениях капитала;

б) форму отчета о движении денежных средств;


в) форму отчета о целевом использовании полученных средств, включаемого в состав бухгалтерской отчетности общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг). [5]

3. Установить, что организации самостоятельно определяют детализацию показателей по статьям отчетов, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящего Приказа.

4. Установить, что иные приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках:

а) оформляются в табличной и (или) текстовой форме;

б) содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к настоящему Приказу.

Рекомендовать некоммерческим организациям, за исключением общественных организаций (объединений), не осуществляющих предпринимательской деятельности и не имеющих кроме выбывшего имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), применять форму отчета о целевом использовании полученных средств при формировании соответствующих пояснений.

5. Установить, что в бухгалтерской отчетности, представляемой в органы государственной статистики и другие органы исполнительной власти, после графы "Наименование показателя" приводится графа "Код". В графе "Код" указываются коды показателей согласно приложению N 4 к настоящему Приказу.

6. Установить, что организации - субъекты малого предпринимательства формируют бухгалтерскую отчетность по следующей упрощенной системе:

а) в бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);

б) в приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Организации - субъекты малого предпринимательства вправе формировать представляемую бухгалтерскую отчетность в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящего Приказа. [5]

3. Техника составления пояснительной записки и ее содержание.

Поскольку установленной структуры пояснительной записки не существует, то для отражения состояния организации на отчетную дату во всех существенных аспектах, информация может быть представлена в следующем порядке:


  • Раздел 1 «Сведения об организации»;
  • Раздел 2 «Информация об учетной политике»;
  • Раздел 3 «Сведения об отдельных активах и обязательствах»;
  • Раздел 4 «Информация о доходах и расходах организации»;
  • Раздел 5 «Прочая информация»;
  • Раздел 6 «Информация о связанных сторонах»;
  • Раздел 7 «Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации».

Бухгалтерская отчетность считается достоверной и полной, если она сформирована исходя из правил, установленных российскими ПБУ. Поэтому в Пояснительной записке должно быть это указано (п. 25 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации"). Если допущены отступления от общих правил, то организация обязана раскрыть в пояснительной записке все случаи таких отступлений с указанием их причин. Кроме того, необходимо привести количественную оценку изменений в отчетности, которые произошли по этой причине (п. 4 ст. 13 Закона о бухгалтерском учете, подп. 25 и 37 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации").

Также указывается, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествовавших отчетному, скорректированы.

Остановимся на каждом разделе пояснительной записки более подробно.

Раздел 1. Сведения об организации.

В соответствии с пунктом 31 ПБУ 4/99 в этом разделе приводят: юридический адрес организации; основные виды деятельности; среднегодовую численность работающих за отчетный период или на отчетную дату; состав (фамилии и должности) членов исполнительных и контрольных органов организации. Также указывается наименование организации (полное и сокращенное), ее организационно-правовая форма, сведения об учредителях, размер указанного в учредительных документах уставного (складочного) капитала. Приводятся сведения об аудиторе, оценщике, товарном знаке или знаке обслуживания, наличие лицензий, сроки их выдачи, телефоны и т.п.

Если годовой отчет подготавливается акционерным обществом, то в этом разделе следует привести данные о количестве акций, выпущенных и полностью оплаченных; количестве акций, выпушенных, но не оплаченных или оплаченных частично; номинальной стоимости акций, находящихся в собственности самого акционерного общества, дочерних и зависимых обществ.

Если акционерное общество выпустило дополнительную эмиссию акций, следует указать цель дополнительного выпуска, дату и основные условия выпуска, сведения о количестве дополнительных обыкновенных и привилегированных акций и сумму средств, полученных от размещения акций.


В этом разделе пояснительной записки отражается также информация: о наличии, месте нахождения, наименовании и направлениях деятельности дочерних (зависимых) организаций в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой составляющих. [17, стр. 12-13] Покажем это на примере ОАО «Метро».

В соответствии с Уставом общество осуществляет следующие виды деятельности: оптовую, розничную и комиссионную торговлю товарами производственно – технического назначения, продуктами питания, оказание платных услуг юридическим и физическим лицам.

В 2018 году общее руководство деятельностью общества осуществлялось советом директоров, избранным общим собранием акционеров в марте 2018 года в составе 5 человек:

- Дударев А.П. – заместитель генерального директора;

- Сенчеков В.В. – советник Общества;

- Павленко В.П. – главный экономист;

- Корченова Н.С. – специалист по работе с ценными бумагами;

- Сенчеков Вл.Вл. – генеральный директор.

Председателем совета директоров избран Сенчеков В.В. Единоличный исполнительный орган общества в 2018 году возглавлял генеральный директор Сенчеков Вл.Вл.

Уставной капитал общества составляет 786405 рублей, (полностью оплачен) и состоит из 786405 обыкновенных акций номинальной стоимостью 1 рубль каждая. Количество акционеров общества – 139, в т.ч. физических лиц – 139.

Общество не имеет дочерних предприятий. Организация подлежит обязательному аудиту, т.к. подпадает под критерии, установленные статьей 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307 – ФЗ «Об аудиторской деятельности». Среднесписочная численность работников на 01.01.2011 г. составила 42 человека.

Раздел 2. Учетная политика организации.

Раздел, посвященный учетной политике организации, состоит из двух подразделов. В первом приводится информация об учетной политике, во втором – о произошедших в ней изменениях.

В первом подразделе согласно пункту 17 ПБУ 1/2008 необходимо отразить методы ведения бухучета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Во втором подразделе согласно пункту 21 ПБУ 1/2008 в случае изменения учетной политики организация должна пояснить:

  • содержание изменения учетной политики;
  • причины изменения;
  • порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов. А если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, – также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию;
  • сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, – до той степени подробности, до которой это практически возможно.