Файл: Формы правления в прошлом и настоящем (Особенности формы правления в современной России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы: Общество во все времена представляло собой сложную структуру, состоящую из совершенно разных типов людей. Изначально такого понятия, как социум, вообще не существовало. Потому что люди не были объединены в одной системе. На сегодняшний день все кардинально изменилось. Общество является не только основой деятельности на планете, но еще и главной составляющей любого государства. Последний элемент заслуживает отдельного внимания. Как и общество в целом, страны появились не сразу. Их созданию предшествовала родоплеменная община. Постепенное разрастание такой социальной формации вызвало потребность её расширения, что, собственно, и случилось.

При характеристике любого государства всегда обращается внимание на то, какие земельные территории в него входят, на количество и плотность населения, формы организационного правления, характер политического режима, уровень экономического развития.

Государство тем сильнее, чем стабильнее работает его экономика, чем теснее взаимодействие между властью и народом, чем выше обороноспособность страны и научно-техническая база, поставленная на службу экономики.

Понятие формы государства включает в себя множество всех его признаков, которые отображают как сам порядок образования и организации государственных органов, территориальный состав государства, так и те методы, приёмы, при помощи которых государственная власть осуществляется. Другими словами, это политическая власть, которая в стране является главной на данный момент, политический режим, который она установила. Понятие "форма государственного правления" считается одной из важнейших характеристик.

Степень научной разработанности исследуемой темы – в отечественной и зарубежной научной литературе нет единого, общепризнанного представления о форме правления государства. Высказываются самые разные точки зрения. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы правления государства.

И это доказывает то, что в данном направлении ведут фундаментальные исследования такие деятели науки как: Авилова О.Е., Безземельная О.А., Борискова И.В., Борисенков А.А., Дмитриев Ю.А., Ишанова М.В., Ищенко А.С., Карбакова Е.Н., Карпов А.В., Куканов А.З., Лапина К.А., Олейников В.В., Першина С.Р., Пиголкин А. С., Проценко Е.Д., Проценко Е.Д., Пушкарев С.В., Радько Т. Н., Сахно А.В., Смоленский М. Б., Султанбеков К.Ч., Хачатурян М.В., Чекашова М.Д. и другие, труды которых являются теоретической базой для написания данной работы.


Целью работы является уточнение сущности формы правления государства.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

  1. Раскрыть понятие формы правления государства;
  2. Определить сущность видов формы правления государства;
  3. Изучить форму правления в современной России.

Объект исследования – система отношений, возникающих при различных формах правления государства.

Предметом исследования являются особенности формы правления государства.

Теоретико – методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности формы правления государства.

Методология: Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение.

Структурно работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Сущность формы правления

1.1. Понятие формы правления

Для определения понятия формы правления государства следует рассмотреть что представляет собой сам термин «государство».

Юридическая литература содержит большое количество определений понятия «государство». Связано это с тем, что государство выполняет важнейшие задачи и функции, связанные с жизнедеятельностью общества. Помимо этого, государство – это достаточно сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление, прямо и непосредственно затрагивающее интересы таких категорий, как различные слои, классы общества, политические партии и движения. В связи с этим, решение актуальных проблем возможно лишь при исследовании государства в конкретных исторических условиях, в его взаимосвязях с жизнью общества (экономическая, социально-политическая и духовная), с максимальным использованием прошлых и настоящих народных достижений[1].

Следует определить понятие «государства»:

Государство является исторически развивающимся явлением, его роль и значение рассматриваются применительно к конкретному историческому периоду развития, с использованием объективных факторов, характерных для определенного периода.

Государство – это продукт общественного развития, по отношению к государственно-организованному обществу оно представляет основную управляющую систему.


Сторонниками марксистко-ленинской теории государство определялось в качестве организации политической власти экономически господствующего класса, для удержания в повиновении одному классу других подчиненных классов (Н.М. Коркунов, Е.Н. Трубецкой, Л. Гумилович).

В работе С.С. Алексеева содержится более современное определение государства, в качестве особой организации политической власти экономически господствующего класса (в социалистическом обществе –трудящиеся во главе с рабочим классом), государство имеет специальный аппарат принуждения и придает своим актам обязательную силу для населения страны[2].

Необходимо отметить, что количество определений государства достаточно значительно, общим является то, что по мнению ученых, любое государство должно изучаться в его историческом аспекте, исходя из определенного времени.

В современном мире насчитывается свыше 200 государств. Каждое из них заметно отличается от остальных по особенностям и принципам своей внутренней организации, что отражается в понятии «форма государства».

Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.

Исследовать государство с точки зрения его сущности означает выявить, волю и интересы каких слоев общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает.

Рассмотреть государство под углом зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно при этом действует.

Изучить же государство с точки зрения его формы — это значит, в первую очередь, изучить его строение, его основные составные части, его внутреннюю структуру, основные методы осуществления государственной власти[3].

В отечественной и зарубежной научной литературе нет единого общепризнанного представления о том, что такое форма государства.

Форма государства – это совокупность основных и структурообразующих внешних признаков организации и функционирования государственной власти. Категория «форма государства» отвечает на следующие вопросы: кто и как управляет в обществе, как устроены и работают в нем государственно-властные институты, каким образом население связано через различные политические структуры с государством, при помощи каких методов реализуется политическая власть.

Форма государства – это определенная структура устройства страны, которая включает в себя территориальную организацию, способы образования и взаимодействия государственных органов, методы осуществления власти, что позволяет проводить государственную политику.


Совокупность указанных элементов дает возможность отличить одно государство от другого.

Существует обширное количество форм государств, что обусловлено влиянием многих факторов (исторических, политических, экономических). Среди них особо следует выделить:

- Традиции развития, которые сложились исторически в государстве,

- Общественные силы в государстве,

- Уровень жизни,

- Менталитет жителей,

- Национальность жителей,

- Зависимость от иных государств,

- Применение зарубежного опыта[4].

Формы государства напрямую зависят от задач, которые стоят перед государством и от выполняемых им функций.

Категория «форма государственного правления» дает ответ на вопрос, кто руководит в государстве. Или иными слова, кто реализует в нём высшую (т.е. верховную) власть.

Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Форма правления в узком смысле — это собственно организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).

Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Для характеристики сущности формы правления нужно рассмотреть следующие аспекты:

- строение высших органов государственной власти (т.е. их состав, компетенцию и принципы взаимодействия);

- особенности взаимоотношений между верховными государственными органами и иными органами государства, а также населением;

- порядок и механизм образования государственных органов;

- степень и масштаб участия населения в формировании властных органов.

Форма правления является старейшим элементом, характеризующим устройство государства, который начали изучать ещё в Древней Греции. В различных периодах истории форма правления имела различный смысл. Так, в аграрном обществе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства — в порядке наследования или путём выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному обществу, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного представительства, формы правления стали развиваться. Наибольшую значимость приобрело не то, как происходит передача власти — наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правительством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, — словом, как устроено разделение властей.


В литературе принято выделять две главные формы государственного правления: монархию и республику.

Вывод: Форма государства – это определенная структура устройства страны, которая включает в себя территориальную организацию, способы образования и взаимодействия государственных органов, методы осуществления власти, что позволяет проводить государственную политику. Одним из элементов формы государства является форма правления. Форма правления представляет собой систему организации органов государственной власти, а также порядок их формирования, взаимоотношений между собой. 

1.2. Особенности формы правления в современной России

Многие считают, что в России смешанная республика. Но исходя из весьма значительных полномочий, которыми по Конституции РФ наделен Президент РФ, то можно с уверенностью сказать, что в Российской Федерации президентская республика. Например, немецкий политолог Э. Шнайдер считает, что России, скорее, соответствует модель президентской системы.

Единственное обстоятельство, указывающее на парламентский характер российской формы правления, по его мнению, заключается в том, что Государственная Дума может добиться роспуска Правительства.

Правда, она лимитирована определенным сроком: если дважды в течение трех месяцев выразит недоверие правительству или откажет ему в доверии по его запросу.

Эта процедура может иметь место лишь в течение первого года после выборов или в полгода до президентских выборов, ибо в эти сроки Президент не имеет права распускать Государственную Думу. Именно это обстоятельство позволяет некоторым исследователям (В. Стеффани) обозначить политическую систему России как «парламентскую форму правления с доминированием президента».

Такого мнения придерживается и О. Зазнаев, который считает форму правления в РФ президентской, взяв за основу не то, что закреплено в законе, а фактическое сочетание сил. В качестве факторов, обусловивших появление такой модели, он называет увеличение контролируемых президентом властных ресурсов; повышение его автономии от других органов власти и от политических партий. Оба этих явления - характерные черты президентской модели[5].

Наиболее интересна позиция И. Шаблинского. Он считает, что изначально предполагалось создание скорее парламентарной модели.