Файл: Адаптация ребенка к школе (педагогические условия адаптации первоклассников к школе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе
Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе
Введение
Адаптация в первом классе – особый и трудный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль учащегося, новый вид деятельности — учебную; меняется общественное окружение, появляются одноклассники, учителя, школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок; наконец, изменяется уклад его жизни. У шести-семилетнего ребенка есть уже основные предпосылки учения: способы познавательной деятельности, мотивация. Становление его как ученика происходит лишь в процессе обучения и всей школьной жизни. Процесс такого становления при благоприятных условиях обхватывает первое полугодие первого года обучения в школе.
Поступление в среднее учебное заведение – переломный момент в жизни малыша. Отличительная особенность положения ученика, состоит в том, что его обучение является обязательной, общественно-значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей.
Адаптация к школе это особо важная и серьезная проблема, так как ситуация неопределенности всегда волнительна, а перед школой каждый ребенок испытывает чрезвычайное беспокойствие. Он вступает в новые по сравнению с детским садом условия. Может случиться и так, что ребенок в младших классах будет подчиняться большинству вопреки собственному желанию. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его самому отвечать за свои поступки. Не без основания можно сказать, что положительные пути, которыми осуществляется адаптация, ведут к успешному обучению в школе.
Проблемой адаптации к школе занимались и занимаются ученые, педагоги, школьные гигиенисты, психологи, физиологи, медики. Среди них Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких.
Дальнейшая успешность обучающегося во многом будет зависеть от того, как он начнёт обучаться. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе не теряет своей актуальности, требуя постоянного пристального внимания и последующего раскрытия.
Цель исследования: изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в первом классе средней общеобразовательной школы.
Предмет исследования: процесс адаптации первоклассников к обучению в школе.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть сущность процесса адаптации первоклассников к школе на основе изученной научной литературы.
- Выявить уровень адаптации первоклассников к школе.
- Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
Структура курсовой работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении дано обоснование актуальности выбранной темы, определены объект и предмет исследования, сформулированы задачи и цели исследования.
В первой главе представлены теоретические основы процесса адаптации, сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования, характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста, факторы, влияющие на адаптацию детей к школе.
Во второй главе изучается уровень адаптации первоклассников к школьному обучению на основе диагностических методик изучения этого процесса, а также описаны педагогические условия адаптации первоклассников к школе.
В заключении обобщены и изложены основные теоретические положения и общие выводы проведенного исследования.
В приложении дается описание диагностических методик, использованных в работе, программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению «Здравствуй школа!»
Глава 1. Теоретические основы процесса адаптации первоклассника к обучению в школе
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования
Термин «адаптация» произошел от позднелатинского «adaptio» (приспособление) и изначально широко использовался в биологических науках для описания феномена и механизмов приспособительного поведения индивидов в животном мире, эволюции различных форм жизни.
В биологии общая приспособленность живых организмов к условиям существования формируется из большого количества отдельных адаптаций самого различного масштаба. Все адаптации возникают в ходе эволюции в результате естественного отбора наследственных мутаций и их комбинаций. Эти мутации всякий раз появляются в любой популяции живых организмов в большом количестве, причём большая их часть не проявляется, а находится в генофонде в скрытом виде. Натуральный отбор подхватывает оказавшиеся полезными в данных условиях наследственные мутации. Шаг за шагом, из поколения в поколение посредством преимущественного размножения особей – носителей таких полезных изменений новые свойства становятся характерными для вида. Так возникает адаптация.
Таким образом, адаптация – это процесс, а так же результат приспособления строения и функции организмов и их органов к условиям среды обитания.
С философской точки зрения, адаптация как приспособление. Приспособлением является изменение живого существа под воздействием внешней среды и результат этого изменения. Приспособление может быть непосредственным, в случае если оно вызвано воздействием самих условий существования как таковых, и косвенным, если то, что не приспособлено к данным условиям, уничтожается путём отбора, а то, что приспособлено, «сохраняется». Приспособление бывает: функциональным, если изменения жизнедеятельности организма содействуют изменению форм существования; обоюдным, если два различных организма или органа приспосабливаются друг к другу; пассивным, если в организме происходят изменения без его участия; активным, если приспособление имеет место благодаря деятельности организма.
С точки зрения психологии адаптация – это приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сбережение гомеостаза. Понятие адаптация обширно используется в качестве теоретического понятия в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальтпсихологии и теории интеллектуального развития швейцарского психолога Ж. Пиаже, подразумевают под собой взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания.
Сдвиги, сопровождающие адаптацию затрагивают все уровни организма: от молекулярного до уровней психологической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и нравственно положение человека.
В педагогике выделяют психическую и социальную адаптацию.
Психическая адаптация – это приспособление человека как личности к существованию в обществе и его требованиям с собственными потребностями и интересами.
Социальная адаптация делится на три группы:
- активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных социальных средств, которое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на становление отношений с окружающими.
- оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентаций, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в её ролевую структуру.
- процесс и результат освоения ребёнком новых для него социальных ролей и позиций, значимых для самого ребёнка и его социального окружения – родителей, учителей, сверстников, других людей, всего социума.
Следствием адаптации выступает адаптированность – степень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствие его общественного статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек имеет возможность быть гармоничен, и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован.
Адаптированности ребёнка может содействовать адаптивная модель учебного заведения и адаптивность образовательной среды.
Адаптивная модель школы – это свежая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором различных классов и образовательных услуг, открытой для ребят различных возможностей и способностей вне зависимости от их личных психологических особенностей здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.
Адаптивность образовательной среды – это способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных людей, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических работников, управленческого и обслуживающего персонала. Адаптивность образовательной среды для каждого ребёнка и взрослого проявляется в открытом и дружеском характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития. Определение понятия «адаптация» представляет собой трудную философскую и методологическую делему.
На базе сравнительного анализа большего количества определений адаптации, все понятия могут быть соединены в следующие три группы:
- так именуемые тавтологические определения, в которых понятие адаптация интерпретируется как точный перевод латинского «adaptio» в значении приспособления организмов к среде, то есть «адаптация – процесс и итог приспособления строения и функций организма к условиям среды»;
- определения сквозь «главный признак». Здесь адаптация определяется через выраженность главного аспекта структурно-функциональной организации личности. Эти ключевые аспекты выделяются на следующих уровнях: биохимическом, морфологическом, физическом, поведенческом;
- полисемантические определения, которые подчеркивают неоднозначный, многоаспектный нрав самого явления адаптации, и прежде всего выделение адаптации как процесса и адаптации как результата.
Более трудные аспекты явления адаптации проявляются в многогранной человеческой деятельности, в которой можно выделить психофизиологические, поведенческие, когнитивные и субъектно-личностные компоненты адаптационного процесса.
Таким образом, адаптация - это процесс и результат внутренних перемен, внешнего активного приспособления и самоизменения индивидума к новым условиям жизни.
1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)
К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. Он отдаёт для себя отчёт в том, какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт обучаться в школу), он раскрывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К данному периоду он уже многое достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже осознает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В данном возрасте важным достижением в развитии личности ребёнка выступает доминирование мотива «я должен» над мотивом «я хочу».
Начало школьного обучения буквально совпадает с периодом кризиса семи лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребёнка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением.
Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребёнка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Всё это производит впечатление странного немотивированного поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения).