Файл: Адаптация ребенка к школе (педагогические условия адаптации первоклассников к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наилучший эффект достигается, по-видимому, взаимопроникновением смежных ступеней социального существования детей. Переход из детского сада в школу должен быть облегчен как за счет создания элементов школы в последней группе детского сада, так и за счет сохранения элементов детского сада в 1-м классе школы.

Если ровное, доброжелательное поведение - это необходимое требование профессиональной этики во всех классах школы, то в 1-м классе оно приобретает ни с чем несравнимое значение, так как психика первоклассников особенно ранима. Его роль во много раз возрастает по отношению к детям из не очень благоприятных микросоциальных условий (низкий образовательный уровень родителей, злоупотребление спиртным, конфликты в семье), приводящих к социально-педагогической запущенности детей, задержке умственного становления, формированию нежелательных личностных свойств и затрудняющих адаптацию к школе.

В тех классах, где учитель по собственным педагогическим установкам ближе всего к воспитателю детского сада, обычно самая высокая групповая сплоченность и самая благоприятная картина межличностных отношений среди учеников.

Среди факторов, влияющих на адаптацию детей к обучению в школе, следует отметить состояние здоровья.

У детей с хронической интоксикацией уровень работоспособности значительно ниже по сравнению со здоровыми, а функциональные сдвиги со стороны центральной нервной и сердечно-сосудистой системы, а также мышечной работоспособности более существенны.

Тщательный медицинский осмотр детей за год до поступления в школу позволяет выделить группу риска неготовности к школьному обучению по состоянию здоровья. Она включает детей:

  1. с отставанием в биологическом развитии;
  2. с функциональными отклонениями (невротические реакции, логоневрозы, гипертрофия миндалин), часто болеющих, длительно болеющих;
  3. с хроническими заболеваниями.

Кропотливый медицинский осмотр позволяет не только своевременно выявить таких детей, но и провести соответствующее лечение и оздоровительные мероприятия. Таким образом, удается улучшить состояние здоровья детей, поступающих в среднее учебное заведение и, следовательно, упростить им адаптацию к ней.

К показателям, наиболее полно характеризующим поведение первоклассников на общеобразовательных уроках, относится: степень беспокойности (неусидчивости), стремительность нарастания утомления, реакция на невысокие оценки, тревожность в стрессовых ситуациях (на контрольных работах, при необходимости быстро выполнить задание), уровень концентрации внимания, враждебность, уровень подготовленности к занятиям (наличие учебников, тетрадей, карандашей).


На первом месте показатель быстроты нарастания - утомление. В начале обучения первоклассникам непросто поддерживать на уроке высокую концентрацию внимания долгое время. Тревожность в стрессовых ситуациях - довольно распространенное явление. В случае если с ним не бороться, то в последующем оно может привести к нежелательным явлениям, вплоть до совершенного отказа от усвоения учебного материала. Несколько реже проявляется качество неусидчивости. Нередко, но все же встречаются первоклассники с увеличенной злостью. Все замечания (как учителя, так и товарищей) они встречают "в штыки". Как правило это дети с повышенной возбудимостью, зачастую с отклонениями в состоянии самочувствия. Им необходим особый комплекс профилактических мероприятий. Малое количество первоклассников страдают отсутствием правильно подготовиться к занятиям. Это связано, прежде всего, с отсутствием умения концентрировать внимание на своей деятельности. Негативная реакция на низкие оценки у первоклассников - явление не типичное, хотя бы потому, что оценки им не выставляются и значимость оценки для них на этом этапе школьной жизни небольшая. Для них характерны несколько иные ценности - общение, познание нового, игра и развлечение.

Таким образом, можно отметить главные моменты, оказывающие воздействие на адаптацию первоклассников к школе: недостающий уровень активной готовности детского организма к школьному обучению, невысокий степень биологического становления, содержание обучения и методика преподавания, предварительное пребывание малышей в детском саду, состояние здоровья.

Выводы по первой главе

Адаптация – это процесс и итог внутренних перемен, внешнего активного приспособления и самоизменения индивидуума к новым условиям существования.

Поступление в учебное заведение ведет к кардинальному изменению в системе социальных отношений и деятельности ребенка и совпадает с периодом второго физиологического кризиса, приходящегося на возраст 6-7 лет.

Готовность ребенка к систематическому обучению в школе считается одним из наиглавнейших результатов психологического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.

Несформированность одного из компонентов школьной готовности считается неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.


Глава 2. Исследование уровня адаптации первоклассников к школе

Базой исследования являлась средняя общеобразовательная школа г.о. Подольск Московской области, 1 класс.

Цель исследования: выявление уровня адаптации первоклассников к школе и разработка педагогических условий успешной адаптации.

Задачи:

1. Подобрать методики и выявить уровень адаптации первоклассников к школе.

2. Проанализировать результаты диагностики уровня адаптации первоклассников к школе.

3. Разработать педагогические условия адаптации первоклассников к школе.

2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе

В начале работы необходимо выявить цель и задачи данного исследования.

Цель: выявление уровня адаптации первоклассников к школе.

Задачи:

1. Подобрать методики выявления уровня адаптации первоклассников к школе.

2. Проанализировать результаты проведенных методик.

В процессе изучения процесса адаптации были использованы следующие методики:

1. Схема - характеристика класса.

2. Анкетирование родителей.

3. Методика «Краски».

4. Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой).

Диагностическая и коррекционно-развивающая направленность процесса обучения означает основательное исследование персональных индивидуальностей ребят, а также всесторонний высококачественный учет результатов их учебной деятельности, реального продвижения в развитии и усвоении познаний. Лишь только на базе такого познания вероятны понимания характера и причин учебных трудностей, реальная помощь в их преодолении.

Переход от дошкольного детства к школьному обучению буквально ни у одного ребенка не совершается плавно.

Таким образом, анализируя реакцию детей на школьную нагрузку, можно воспользоваться такими методами, как: анализ характера и результатов учебной деятельности детей, беседы с ними, и их родителями, анкетирование родителей, повседневное наблюдение за детьми в различных ситуациях их школьной жизни – на уроках, на переменах, на прогулках и экскурсиях, в свободном общении со взрослыми и сверстниками.


Особое внимание в наблюдениях за школьниками уделяется тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени показывают характер их адаптации к школьной среде.

Фиксируемые в ходе наблюдений признаки неблагополучия, которые отличают отдельных обучающихся от других детей класса, рассматриваются педагогом с позиции адаптационных нарушений.

С целью систематизации материалов наблюдений учитель в конце каждой четверти в первом классе, составляет обобщенную характеристику класса. С такой же периодичностью педагог обращается к родителям за информацией о характере адаптации детей к школе. Вполне уместно в этом случае воспользоваться методом анкетирования (приложение 1, 2).

Анализ данных, содержащихся в схеме-характеристике класса, результатов анкетирования родителей позволяет оценить характер школьной адаптации у каждого из учеников, взять на заметку тех, кто получил наиболее низкие обобщенные результаты. К таким детям внимание учителя должно многократно увеличиться.

Чтобы подтянуть все неготовые функции организма ребенка до необходимого уровня, предстоит обеспечить их активное упражнение в доступной, посильной, интересной для детей деятельности – в той деятельности, которой они были почему-либо обделены в дошкольный период. Эту цель и преследуют коррекционные задания, построенные на неучебном материале.

Методика «Краски»

Цель: определение эмоционального отношения к школьному обучению.

Оборудование: набор красок или цветных карандашей (чем больше цветов, тем лучше); альбомные листы, на каждом из которых нарисовано по 10 кружков, — в каждый кружок вписаны слова, которые будут связанные со школой: звонок, учебник, учитель, портфель, класс, физкультура, одноклассники, урок, домашнее задание, тетрадь.

Инструкция: обучающимся раздаются листы с просьбой их внимательно прочитать слова, написанные в кружках. Читайте слова написанные в кружках по порядку и каждый кружок закрасьте в какой-либо цвет. Необязательно закрашивать кружки разными цветами. Выбирайте каждый раз тот цвет, который хочется.

Анализ результатов: если ребенок окрашивает большинство кружков в темные (фиолетовый, синий, лиловый, серый, черный) цвета, — это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.

Методика «Краски» позволила получить следующие результаты:

Алиса З.

Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «физкультура», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.


Катя П.

В тёмные цвета окрасила слова «учитель», «класс», «физкультура». Боится учителя, тяжело привыкает к новой обстановке. В целом положительно воспринимает процесс обучения.

Карина Д.

Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «урок», «тетрадь», «домашнее задание», «одноклассники»). Слово «учитель» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.

София Р.

В тёмные цвета окрасила слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «урок», «книга». Слово «класс» закрашено красным цветом, что говорит об агрессии. Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.

Никита А.

Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.

Максим К.

Большинство кружков окрашены в тёмные тона («звонок», «класс», «тетрадь», «домашнее задание»). В целом ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению.

Ваня С.

В тёмные цвета окрасил слова «звонок», «домашнее задание», «тетрадь», «книга». Ребёнок испытывает негативные эмоции по отношению к школьному обучению в целом.

Сережа Ж.

Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «домашнее задание», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.

Рома Р.

В тёмные тона окрасил кружки «класс», «тетрадь», «одноклассники». В целом обучение не вызывает сильных негативных отношений, за исключением некоторых понятий, которые вызывают небольшое напряжение.

Захар П.

Выявлено негативное отношение к таким понятиям, как «звонок», «тетрадь». В целом положительное отношение к обучению.

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н.Г. Лускановой) использовался с целью выявления отношения обучающихся к школе и мотивационную готовность детей к процессу обучения в школе.

Инструкция: «Ребята, нарисуйте, что вам больше всего нравится в школе. Рисовать можно все, что хотите. Рисуйте, как сможете, оценки выставляться не будут».

Оборудование: стандартный лист бумаги для рисования форматом А4, карандаш и ластик.

Анализ и оценка рисунков.

1. Несоответствие теме указывает на:

а) отсутствие школьной мотивации и преобладание других мотивов, чаще всего игровых. В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры. Свидетельствует о мотивационной незрелости;

б) детский негативизм. В этом случае ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований;