Файл: Адаптация ребенка к школе (педагогические условия адаптации первоклассников к школе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За данными наружно негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребёнка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса семи лет.

Согласно Л.С. Выготсткому, основой данных перемен считается потеря детской непосредственности. Ребёнок, вступивший в полосу кризиса, утрачивает детскую наивность во всех собственных проявлениях: в поведении, в отношениях с окружающими, он становится не таким понятным как прежде. Ныне по поведению ребёнка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, испытывает, переживает, чего действительно желает. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, недосягаемая находящимся вокруг.

Черты опосредованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь малыша. В случае если прежде, в дошкольном детстве, он имел возможность вести себя более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребёнка и распространяется на всевозможные сферы жизнедеятельности.

Наряду с этим происходят и немаловажные изменения в эмоционально- мотивационной сфере. В первый раз появляется обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребёнком в каких-либо ситуациях (учеба, общение), приводят к формированию стойких комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства личной значимости, умелости, компетентности.

Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребёнка. У него в первый раз появляется понимание собственного пространства в системе человеческих отношений. По словам Л.И.Божович, кризис 7 лет считается периодом рождения социального «Я». Ход психологического становления малыша приводит к тому, что на этапе дошкольного и младшего школьного возраста у ребят появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности. Данный новый степень становления самосознания связан с выходом в свет внутренней позиции. Это центральное личностное воспитание, которое ныне начинает предопределять всю систему отношений малыша: к себе, к другим людям, к миру в целом.

В критериях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к общественной позиции школьника и к выполнению работы, обеспечивающей реализацию данной позиции – учению.


Кризис 7 лет, как и всякий возрастной кризис, не содержит четко выраженных пределов и не связан с формальным достижением ребенком соответственного паспортного возраста. Психические изучения демонстрируют, что у современных детей верхняя грань кризиса сдвигается к 6 годам, в следствие этого равномерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, этап упадка может не совпадать по времени. Это имеет возможность быть связано с особенностями совместного психологического и психофизического становления малыша, характером его общественного окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути, ещё являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения особыми познаниями, умениями и способностями, важными для обучения в школе. Эти навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или же чтение, копирование букв, пересказ содержания текста и т.д.

Безусловно, владение всеми этими способностями и умениями может упростить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не имеет возможность гарантировать достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Зачастую доводится, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не испытывают себя настоящими школьниками: они не готовы исполнять простые дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, без труда справляются с требованиями школы и благополучно овладевают учебной программой.

Психологическая готовность к школе это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных свойств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, умственного и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Становление всех данных свойств в их единстве до определенного уровня, способного гарантировать освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.


В качестве ведущих компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность ребенка к школьному обучению во многом зависит от того, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки, желание получать отметки. И лишь позднее появляется желание учиться, узнавать в школе что-то новое.

Достаточно необходимой стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение благополучно веси взаимодействие со сверстниками имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути является коллективной.

Волевая готовность плотно связана с уровнем развития способности контролировать поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, воспринимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.

Таким образом, волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он обязан уметь отличать в предмете его отдельные стороны, собственно что считается незаменимым условием перехода к предметному обучению. Для этого ребенку нужно обладать определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь ассоциировать, обобщать).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность к школе – это сложное, всеохватывающее воспитание, которое является результатом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостающий уровень становления какого-либо одного или же нескольких параметров психологической готовности говорит о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.


Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность ориентируется специалистом по психологии, в постановлении которого есть особые диагностические программы.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и специалистом по психологии с тем, чтобы они имели возможность общими стараниями выработать стратегию работы с любым учащимся, беря во внимание его личные особенности.

Таким образом, выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности считается негативным вариантом становления и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.

1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе

Существует ряд причин, затрудняющих адаптацию детей к школе. Одной из таких причин многие исследователи называют несоответствие функциональных возможностей детей требованиям, предъявляемым в учебных занятиях и всем режимом школы, или, иначе говоря, недостающий степень функциональной готовности детского организма к школьному обучению, отсутствие так называемой школьной зрелости.

Под функциональной готовностью понимают такой уровень развития и функционального состояния отдельных систем, который способен обеспечить адекватный ответ организма на определенное влияние среды. Недостаточная функциональная готовность к обучению в школе чаще всего определяется не общим отставанием в развитии организма, а выборочной незрелостью некоторых функций, непосредственно связанных с обучением.

В особом внимании нуждаются те дети, которые компенсируют собственную неготовность к школе чрезвычайным интеллектуальным напряжением, в следствии этого не попадают к количеству неуспевающих. Как правило, учебные успехи у таких школьников достигаются ценой их здоровья. Чаще всего это приводит к нервному истощению, а временами и неврозу.

Из-за имеющихся осложнений у детей формируется плохое отношение к школе. Становление негативных личных качеств позволяет отнести их к группе риска возникновения нервно-психической патологии.

По сведениям В.С. Мухина, у пятидесяти процентов "незрелых" детей с неплохой успеваемостью и работоспособностью в первом классе ухудшался неврологический статус. Особенно отчетливо неблагоприятное воздействие учебной нагрузки на активное положение и здоровье таких школьников проявлялось во 2-м учебном году.


Степень готовности к школе неразрывно связана с общим уровнем развития организма. Это хорошо демонстрируется несовпадением уровня школьной зрелости у детей одного паспортного возраста, но оказавшихся на различных ступенях биологического развития. Так, по сведениям Г.А. Цукермана и К.Н. Поливановой, процесс адаптации к школе протекает в более короткий срок и с наименьшим напряжением физиологических функций у детей, биологический возраст которых соответствует паспортному или опережает его, по сравнению с детьми, имеющими невысокий уровень биологического развития.

Совершенно естественно, что количество детей, обнаруживающих функциональную неготовность к школе, выше у 6-летних по сопоставлению с 7-летними.

Этим объясняется и большая длительность адаптации к учебной деятельности у 6-летних детей по сравнению с 7-летними. У младших наблюдается более высокое напряжение систем вегетативного обеспечения. Следовательно, нужно упростить детям 6-летнего возраста адаптацию к школе. Одним из средств для этого явилось бы несколько более позднее поступление в школу.

Год, отделяющий 6-летнего малыша от 7-летнего, очень важен для психического развития, так как "именно в этот год быстро формируются многие важнейшие психологические новообразования: активно развивается произвольная регуляция собственного поведения, ориентация на социальные нормы и требования; закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий. Все это служит благоприятными предпосылками для успешного перехода к учебной деятельности, в следствии этого поступление в школу в возрасте 6-7 лет значительно облегчило бы адаптацию к школе.

Но и без этого далеко не все возможности облегчения детям адаптации к школе исчерпаны. Так, известно, что существенное условие, облегчающее растущему организму адаптацию к новым воздействиям, - это ступенчатость, постепенное увеличение интенсивности данных воздействий.

Адаптация детей к школе в значимой степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Отбирая программный материал, следует в полной мере принимать во внимание возрастные способности детей. Практика экспериментального изучения зарекомендовала, собственно что при сохранении той же учебной программы, что и для 7-летних школьников, учение оказывалось достаточно утомительным для ребят 6 лет, не обращая внимания даже на облегченный режим учебных занятий.

В известной степени упрощает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. М.Н Ильина показывает, собственно что на становление и направление адаптационного процесса воздействует нрав воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий.