Файл: Психолингвистика как наука.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В контексте современного общества наблюдается стремительное развитие научной области, где отдельное внимание занимает психолингвистика. Психолингвистика представляет собой науку, направленную на изучение особенностей языка и речи. Представленная наука находится на стыке психологии и лингвистики, что отражается сущность данной науки в контексте ее содержательного аспекта. Как и любая наука, психолингвистика имеет конкретные методы исследования деловой документации и переписки. Под методами понимается систематизированная совокупность шагов, направленных на исследование определенного объекта или явления. Психолингвистика в контексте ее методов исследования часто применяется для проведения анализа деловой документации и переписки. Учитывая, что деловая документация и переписка представляют собой текстовый материал, то стоит обратить внимание на то, что методы психолингвистики позволяет проанализировать текст с позиции его многогранности, многоаспектности и разнообразности с целью определения главной мысли, второстепенных идей, что позволяет создать конкретизированную картину для достижения поставленных целей и задач. Проблема исследования отражается в работах следующих авторов: В. М. Алпатов, Н. Д. Арутюнова, Ф. М. Березин, Т. И. Вендина, Б. М. Гаспаров, В. А. Звегинцев, В. В. Иванов, Е. Д. Поливанов, А. А. Реформатский, Ю. С. Степанов, В. Н. Топоров, Ю. Эделынтейн и т.д.

Объект – методы психолингвистики.

Предмет – психолингвистические методы анализа деловой документации и переписки.

Цель - теоретически обосновать особенности применения психолингвистических методов для анализа деловой документации и переписки.

Задачи:

1) Рассмотреть понятие и сущность психолингвистики.

2) Выделить виды психолингвистических методов.

3) Определить особенности психолингвистических методов анализа деловой документации и переписки.

4) Проанализировать психолингвистические методы анализа деловой документации и переписки.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Глава 1 Психолингвистика как наука

Основным термином в понимании темы курсовой работы является психолингвистика. Термин «психолингвистика» впервые употребил Н. Пронко в статье, озаглавленной «Язык и психолингвистика», которая была опубликована в США в 1946 г. Но вошел в научный обиход этот термин лишь в 1953 г. на межуниверситетском исследовательском семинаре в г. Блумингтоне (штат Индиана, США), организованном известными американскими психологами Дж. Кэрроллом (J. Carroll) и Чарлзом Осгудом (Charles Osgood), а также лингвистом и этнографом Томасом Сибеоком (Т. Sibeok).[1]


Предметом психолингвистики является процесс функционирования знаковой системы, а именно, процесс создания и восприятия знаков языка людьми. Тем самым психолингвистика по объекту совпадает с лингвистикой, а по предмету различается с ней. Психолингвистика по используемым методам ближе к психологии, которая изучает порождение функционирование и строение механизма отражения реальности.[2] Психолингвистика, в том числе и по используемым методам ближе к психологии, которая изучает порождение, функционирование и строение механизма отражения реальности.[]

Психолингвистика имеет разные подходы к пониманию предмета — речевой деятельности. Трансформационно-генеративная грамматика предполагает, что человек строит речь по правилам комбинаторики. Бихевиоризм анализирует речь в модели «стимул — реакция». Термин «психолингвистика» состоит из двух частей: психо — душа[3] и лингвистика – наука о языке.[4] []

В настоящее время существует достаточно много определений психолингвистики. Пожалуй, самое первое определение дал в 1954 г. основатель американской психолингвистики Ч. Осгуд: «Психолингвистика изучает те процессы, в которых интенции говорящих преобразуются в сигналы принятого в данной культуре кода, и эти сигналы преобразуются в интерпретации слушающих. Другими словами, психолингвистика имеет дело с процессами кодирования и декодирования, поскольку они соотносят состояние сообщений с состоянием участников коммуникации».[5] При таком подходе предметом психолингвистики могут быть процессы производства текста и восприятия речи, в их соотнесённости с физиологическим и психическим состоянием участников коммуникации. Тут предполагается процессы речи, производство текстовых документов соотносить не с системой языка, а с человеком, с его психикой. Другое определение, данное также Ч. Осгудом, выглядит следующим образом: «Психолингвистика занимается в широком смысле соотношением структуры сообщений и характеристик человеческих индивидов, производящих и получающих эти сообщения, т.е. психолингвистика есть наука о процессах кодирования и декодирования в индивидуальных участниках коммуникации».[6] С. Эрвин-Трипп и Д. Слобин в своё время кратко определили психолингвистику как «науку об усвоении и использовании структуры языка».[7] Европейские исследователи дают сходные определения. Так, П. Фресс пишет: «Психолингвистика есть учение об отношениях между нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам предоставляет язык».[8] Т. Слама-Казаку предлагает такую формулировку: «Предметом психолингвистики является влияние ситуации общения на сообщения», предлагая анализировать и контекст, в котором происходит речевое взаимодействие, и цели общения.[9] []


Основателю отечественной психолингвистики А.А. Леонтьеву также принадлежит несколько определений этой науки. Первое из них обобщало понимание психолингвистики другими учёными: «Психолингвистика — это наука, предметом которой является отношение между системой языка и языковой способностью».[10] Другое было таким: «Предметом психолингвистики является речевая деятельность как целое и закономерности её комплексного моделирования».[11] Именно поэтому в отечественной науке в качестве синонима термина «психолингвистика» нередко употребляется словосочетание «теория речевой деятельности». В 1989 г. А.А. Леонтьев считал, что «предметом психолингвистики является структура процессов речепроизводства и речевосприятия в их соотношении со структурой языка (любого или определённого национального)».[]

Психолингвистические исследования направлены на анализ языковой способности человека в её отношении к речевой деятельности, с одной стороны, и к системе языка — с другой. Сходным образом оценивала предмет психолингвистики и лингвист E.С. Кубрякова: «В психолингвистике... в фокусе постоянно находится связь между содержанием, мотивом и формой речевой деятельности, с одной стороны, и между структурой и элементами языка, использованными в речевом высказывании, с другой».[12] Частью этой дисциплины, — сказано там, — являются экспериментальные исследования кратковременной и долговременной памяти, стратегий восприятия и восприятия речи, основанные на лингвистических моделях. В Большом энциклопедическом словаре сказано очень коротко: «Психолингвистика — это наука о закономерностях порождения и восприятия речевых высказываний».[13] []

Психолингвистика возникла как дисциплина, ориентированная на практическую систему взглядов. В том числе в рамках психолингвистики есть исследуются аспекты взаимодействия языкознания и психологии, проблемы знаковости мышления. Выбор той или иной концептуальной системы научных взглядов в психолингвистике нередко до сих пор является личностным выбором исследователя. Связи психолингвистики (как теории речевой деятельности) с другими науками многообразны, поскольку речевая деятельность непосредственно связана со всеми видами неречевой деятельности человека, а человек, как и его многообразная и многогранная деятельность, – объект очень многих наук. Отметим наиболее значимые и часто осуществляемые на практике связи. Психолингвистика «органически», неразрывно связана:


• с философией, которая способствует общему направлению исследования;

• с психологией (общей, возрастной, социальной, специальной психологией и многими другими ее областями). Без данных практической психологии психолингвистика, как считают некоторые исследователи (А.А. Леонтьев, Л.В. Сахарный, P.M. Фрумкина и др.), не может быть достаточно состоятельной наукой;

• с лингвистикой (общим языкознанием, философией языка, грамматикой определенного языка, социолингвистикой, этнолингвистикой и др. разделами лингвистики).

• с семиотикой – наукой о знаках языка и их значении (интересующий нас язык как средство осуществления РД как раз и представляет собой целостную знаковую систему);

• с логикой (при этом исследователь проблем психолингвистики чаще всего сам избирает для себя ту или иную логику проведения научного исследования);

• с социологией. Здесь следует упомянуть, в частности, изучение в рамках психолингвистики очень значимых для личности отношений: речевая деятельность – разные уровни социализации личности (персональный, групповой, глобальный и др.);

• с медициной, преимущественно с неврологией, которая немало способствовала изучению патологии и норм речи, а также с психиатрией, оториноларингологией и рядом других медицинских наук, с логопатологией, логопедией и другими науками логопатологического круга, поставляющими много ценных данных для понимания процессов порождения и восприятия речи;

• с некоторыми техническими науками (в частности, с теми, которые делают возможным аппаратное и компьютерное обеспечение исследований речевой деятельности и языковых знаков); с акустикой и психоакустикой и др.

Психолингвистика как раз призвана - выявлять и изучать то, что стоит для каждого читателя за текстом. Именно такой возможностью абстрактной реальности, определяющей смысловое восприятие информации. Этим психолингвистический анализ отличается от информационного.

Глава 2. Психолингвистический анализ документации

и деловой переписки

В данной работе речь будет идти о психолингвистическом анализе текста. Поскольку деловая переписка и документация частный случай текста. В свою очередь текст это сложное семантическое (Семантика - смысловая сторона языка слов)[14] образование обладает рядом психолингвистических характеристик, отсутствующих у слова, словосочетания или фразы. К их числу относятся цельность, связность, креолизованность


( образование языка благодаря взаимодействию двух языков , который стал средством общения в данном коллективе),[15] прецедентность (случай имевший ранее место и служащий примером или оправданием для последующих случаев),[16] скважность.[]

Кроме того, в тексте сохраняются следы невербального поведения участников коммуникации, и он обладает большой степенью интерпретативности (реципиенты могут извлечь из него много смыслов). Обращение к семантике текста при анализе речевого общения является объективным и закономерным явлением, поскольку основано на всеобщей связи и взаимодействии языковых единиц в процессе их функционирования. Результатом такого взаимодействия языковых единиц является то обстоятельство, что при определении содержательной стороны языковых единиц деловой документации и переписки требуется обращение к единицам более высокого уровня вплоть до текста. А текст является в данном случае предельной (высшей) единицей общения на знаковом уровне. Всё это делает необходимым при определении смысла деловой документации, в том числе и переписки, учитывать сферу употребления, функционирования языковых единиц, т.е. текст. Одно из самых удачных определений текста принадлежит отечественному филологу И.Р. Гальперину: «Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку».[17] Если говорить метафорически, то текст можно представить как готовую картинку, «снимок» (своего рода, «чистый» пример такого подхода) – это понимание текста И.Р. Гальпериным и его последователями. [] Текст является единицей коммуникации, особо и многократно подчеркивали психолингвисты.[18][] «Коммуникация - понятие, близкое к понятию общения, но расширенное. Это связь, в ходе коей происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Коммуникативный акт анализируется и оценивается по следующим компонентам:

адресант — субъект коммуникации;
адресат — кому направлено сообщение;
сообщение — передаваемое содержание;
код — средства передачи сообщения;
канал связи;
результат — то, что достигнуто в итоге коммуникации.»[19]