Файл: Формирование электронного государства в современной России.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 12
Введение
Актуальность темы. Сегодня официальные правительственные сайты стали важным источником информации о деятельности органов государственного управления и местного самоуправления. Полная реализация концепции «электронного государства» позволяет не только повысить эффективность самого правительства, но и помочь решить проблему доступа граждан к государственным информационным ресурсам, сделать правительство прозрачным по отношению к обществу и увеличить социальная ответственность чиновников, которая неизбежно должна оказывать положительное влияние на качество жизни граждан.
По содержанию официальных сайтов государственных органов можно судить об уровне открытости или закрытости отдельных ведомств или государства в целом, о возможностях получения гражданами доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, прозрачность управленческих решений и административных процедур, а также предрасположенность конкретного департамента к коррупции.
Внедрение информационных технологий в деятельность государственных органов стало одним из приоритетных направлений информационной политики для развития общества во многих странах. Очевидно, что информационные технологии могут стать связующим звеном во взаимодействии государства и общества, обеспечить открытость государственных органов и дать возможность общественному контролю за деятельностью государства. Другими словами, реальная гарантия прав граждан на свободный поиск и получение информации является одним из важнейших условий развития демократии и верховенства закона.
В настоящее время Интернет является наиболее эффективным средством реализации взаимодействия между государственными органами и населением, наиболее оптимальным, быстрым и наиболее экономически эффективным способом распространения информации о деятельности государственных органов и доведения их официальных взглядов по определенным вопросам до внимание общественности. Создание единого информационного пространства при реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)» явилось важным шагом в обеспечении равного доступа граждан и организаций к общедоступным информационным ресурсам независимо от места их проживания и местонахождения.
Предмет исследования – электронное государство. Объект исследования – современная Россия. Цель данной работы – изучить формирование электронного государства в современной России. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
1. Определить сущность и особенности информации
2. Изучить развитие электронного правительства России
3. Рассмотреть электронное государство и правительство
4. Проанализировать проект «Электронная Россия»
5. Охарактеризовать Время порталов
При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Создание электронного государства в России
1.1 Сущность и особенности информации
Под информацией мы должны понимать структуру внешнего мира, которая воспринимается и понимается людьми, разнообразную и неоднозначную, которая формируется в процессе его познания. Информация является отражением движений материальных объектов во внешнем мире, записывается в мозге человека и используется им для адаптации к изменениям во внешней среде. Наиболее важные характеристики информации:
- Информация является нематериальным субъектом.
- Невозможно физически отделить информацию от человека, которым она принадлежит.
- Отделение информации от ее владельца.
- Информация неисчерпаема.
Информация делится на:
- Информация, которая распространяется без ограничений.
- Информация для узкого круга людей, состоящих в договорных отношениях.
- Информация распространяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Информационное общество - это общество, в котором большинство трудоспособного населения занимается производством, хранением, обработкой и передачей информационных данных[1].
Признаками такого сообщества являются:
- Понимание приоритета информации над другими продуктами, созданными людьми.
- Основой во всех сферах труда людей (экономика, производство, образование, политика, наука, культура) является информация.
- Равные права доступа к информации для всех слоев населения. Программа «Электронная Россия»
В работе российских государственных органов по созданию информационного сообщества на государственном уровне в нашей стране существует несколько периодов. Сначала (в 1991-1994 гг.) Были сформированы основные положения в области информационных технологий и общей информатизации. Вторым этапом можно считать период с 1994 по 1998 год, в течение которого произошла переориентация с информатизации на формирование полноценной информационной политики.
Следующий, третий этап продолжается и по сей день. Он заключается в построении информационного сообщества. В 2002 году российские власти приняли Федеральную целевую программу «Электронная Россия с 2002 по 2010 годы»[2]. Эта программа достигла значительных успехов в построении региональных информационных обществ в России.
Чтобы гарантировать безопасность и анонимность биометрических данных граждан, Российская Федерация одной из первых разработала стандарты для их защиты. Другие развитые страны еще не разработали стандарты для анализа биометрических данных людей и разработки персональных криптографических ключей на этой основе, и, вероятно, российский опыт может послужить основой для разработки общих международных стандартов. Затем была разработана следующая программа: «Электронная Россия: период с 2011 по 2020 годы»[3].
Ее главная цель - широкое развитие технологий электронного правительства. Это означает, что все граждане России и различные учреждения смогут воспользоваться всеми возможностями информационных и телекоммуникационных технологий. В основном можно выделить следующие задачи: Обеспечить доступ всех граждан и учреждений России к услугам на основе информационных технологий. Развивать технологическую и техническую базу для формирования информационного общества. Обеспечение полной безопасности в информационном обществе. В качестве показателя успешности программы используются следующие показатели: международный рейтинг России по степени прогресса в области информационных и телекоммуникационных технологий систем. Процент граждан, которые пользуются «электронными» государственными услугами и не относятся к ним.
Предполагалось, что программа будет реализована в два этапа. Первый этап уже завершен, это был 2011 -2014 годы. Второй этап близок к завершению, его сроки - 2015-2020 годы. Предполагается, что в результате полной реализации данной программы мы получим: Современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру во всех регионах России. Полная техническая и технологическая независимость России в области информационно-коммуникационных технологий. Более быстрый рост российского рынка информационных и коммуникационных технологий относительно мирового уровня[4].
Развитие публичных и разнообразных почтовых услуг. Значительное снижение затрат на различные транзакции в экономике за счет стандартных методов и средств информационных и телекоммуникационных технологий. Повышение качества электронных государственных услуг, выполнение практически всех юридических сделок в электронном виде.
Всеобщее уважение прав человека, включая основное право на доступ к информации. Развитая социальная самоорганизация и социальное взаимодействие государственных органов, промышленности и граждан на основе использования информационных и коммуникационных технологий. Устранение «цифрового неравенства» среди российских регионов, предотвращение изоляции отдельных лиц и социальных сообществ.
Появление разнообразных услуг на основе информационных и коммуникационных технологий в культурной, образовательной и медицинской сферах. Увеличение числа самостоятельно занятых граждан обусловлено возможностью работать удаленно. Будет достигнут самый высокий уровень технической защиты информационных данных, который обеспечит невозможность проникновения в частную жизнь людей, сохранения личных и семейных секретов и неприкосновенности данных с ограниченным доступом. Россия во многом интегрируется в мировое информационное сообщество.
1.2 Развитие электронного правительства России
Концепция создания электронного правительства появилась в самом начале 1990-х годов, но на самом деле к концу этого десятилетия она была реализована лишь частично. Электронное правительство было впервые сформировано в промышленно развитых странах. В настоящее время многие страны мира выпустили проекты электронного правительства; более экономически развитые страны имеют самые передовые электронные ресурсы, которые позволяют развивать электронное правительство на этой основе.
Электронное правительство обычно понимается как инновационная форма организации деятельности органов государственной власти, которая обеспечивает качественно новый, более высокий уровень эффективности и удобства для организаций и граждан в получении государственных услуг и информации о результатах деятельности государства органы через широкое использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Основная цель проекта электронного правительства:
- обеспечение прозрачности и открытости деятельности правительства; установление интерактивного диалога между обществом и властью.
- создание российского электронного правительства
- создание электронного правительства означает перевод жизни правительства в онлайн.
Цель этого преобразования аналогична цели перевода деятельности частной компании в Интернет и состоит в повышении уровня эффективности. Концепция электронного правительства заключается в упрощении доступа всех граждан к большому количеству различной информации. Что касается пользы для общества, электронное правительство позволяет упростить взаимодействие граждан с исполнительными органами государства.
Скорость обмена информацией между гражданами и чиновниками резко возрастает. Основной характеристикой такого электронного правительства является его интерактивность[5].
Формирование электронного правительства состоит из нескольких этапов:
- создание правовой базы, регулирующей отношения в сфере онлайн-услуг, предоставляемых государственными органами, а также улучшение защиты от киберпреступности;
- создание муниципальных, региональных и федеральных сайтов, на которых будет размещаться информация, предназначенная для граждан;
- превращение сайтов в интерактивные, которые будут быстро публиковать ответы на часто задаваемые вопросы и давать гражданам советы;
- создание на сайтах системы, которая позволит гражданам принимать участие в опросах и участвовать в форумах;
- предоставление онлайн-сервисов для оплаты штрафов, налогов, а также услуг, связанных с продлением лицензий, регистрацией юридических лиц и т. д.
На заключительном этапе развития все муниципальные, региональные и федеральные веб-сайты объединяются в единый государственный портал, предлагающий широкий спектр услуг для населения. Портал позволяет гражданам: участвовать в онлайн-дискуссиях; предложить законодательные поправки; принять участие в онлайн-голосовании; и другие возможности, способствующие демократии.
При реализации концепции электронного правительства в реальности в окончательном формате оно должно выполнять несколько важных функций: оказание помощи населению в повседневной жизни и обеспечение участия населения в демократических процессах. Эти две функции не идентичны, и они не могут заменить друг друга в процессе формирования электронного правительства.
С одной стороны, электронное правительство - это инструмент для лучшего управления, а также для улучшения коммуникации между бизнесом, правительством и гражданами. С другой стороны, некоторые эксперты считают, что использование ИТ в управлении может изменить отношение в обществе, повлиять на достижение реальной демократии, что скажется на сознании людей[6].
Развитие электронного правительства в России на данный момент, Россия находится на пятой стадии создания электронного правительства, но готова ли она перейти на электронные формы реализации власти в важнейших сферах государственной деятельности - государственном управлении и обеспечении конституционного гражданского права. Российская Федерация завершает развитие электронного правительства.