Файл: Формирование электронного государства в современной России.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 12
Неудивительно, что государственные органы взаимодействуют чаще и с большим количеством граждан, предприятий и других государственных органов, чем любой другой субъект современного общества. На этом объективно сложном пути трудно избежать ошибок, потери времени и конфликтных ситуаций.
Но самый большой резерв для улучшения социальной структуры также сосредоточен здесь. Сегодня признано, что наиболее эффективным способом организации работы государственного учреждения, а также обеспечения его взаимодействия с заинтересованными гражданами и организациями, является создание информационного портала.
Концепция информационного портала появилась не так давно - с широким развитием Интернета, но, безусловно, получила широкое распространение. Первые информационные порталы были «единой точкой входа» в Интернет для пользователей, интересующихся определенной темой. Создатели порталов стремились собрать и представить в систематической и удобной форме как можно больше полезных информационных ресурсов, распределяя их для удобства по категориям (рубрикам). Некоторые ресурсы были представлены на порталах непосредственно с их собственными материалами, и большинство из них были гиперссылки[20].
Со временем концепция порталов разрабатывалась и совершенствовалась. Сегодня существуют интернет-порталы, предназначенные для широкого круга пользователей, и интранет-порталы (или корпоративные информационные порталы), предназначенные для повышения производительности труда сотрудников одного или нескольких учреждений. Конечно, у каждого типа портала есть своя специфика. Для их создания используются разные программные продукты.
Интернет-порталы позволяют создавать персонализированные рабочие места для сотрудников учреждения с учетом их служебных обязанностей, прав доступа и задач. Такие рабочие места позволяют практически мгновенно получить доступ ко всем необходимым внутренним и внешним источникам информации, отдавать и получать заказы, контролировать выполнение, назначать и проводить совещания и многое другое.
Интернет-порталы позволяют широкому кругу пользователей находить необходимую информацию наиболее удобным способом, задавать вопросы / запросы и получать ответы от организации-владельца портала в режиме 365x24x7 (365 дней в году, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю). Современные интернет-порталы способны «приспосабливаться» к каждому пользователю, «доставляя» ему в первую очередь, интересующую его информацию и помогая избежать ошибок и недоразумений.
На первом этапе Программы «Электронная Россия» под руководством «Обеспечение прозрачности и открытости государства для гражданского общества, создание условий для эффективного взаимодействия государства и граждан на основе широкого использования ИКТ» была проведена серия практические занятия по созданию интернет-порталов органов государственной власти и местного самоуправления[21].
Таким образом, создание интернет-порталов государственных органов становится практичным в России. При этом преследуются следующие общие цели государственного строительства:
- укрепление сотрудничества между обществом и государством;
- содействие экономическому и социальному развитию;
- эффективный ответ на меняющиеся условия;
- оптимизация бюджетных расходов на управление;
- развитие кадровой структуры органов управления;
- поощрение инициативы.
Разумеется, каждый орган управления при создании портала, наряду с общими целями, преследует вполне конкретные задачи. Например, для федерального министерства может быть приоритетной задачей информировать как всех сотрудников на местах, так и граждан по всей стране об изменениях в законодательстве. Для администрации федерального субъекта может быть наиболее важным донести его потенциал и возможности до потенциальных партнеров отрасли региона, тем самым повышая его инвестиционную привлекательность.
Орган местного самоуправления должен знать мнение жителей о конкретных инициативах - новых зданиях, изменениях транспортных маршрутов и т. д. Это напрямую влияет на архитектуру и состав программного обеспечения, используемого для создания портала. Особое значение имеет правильный дизайн портала, который позволяет решать задачи быстрее, проще и дешевле.
Эксперты, которые привыкли к точной формулировке, осторожно относятся к использованию термина «электронное правительство». Действительно, информационные и коммуникационные технологии не имеют ничего общего с созданием каких-либо параллельных или дополнительных структур или рычагов власти. Но ИКТ настолько глубоко проникают в практику государственного строительства и позволяют настолько существенно оптимизировать работу различных государственных органов, что современное правительство, ответственно подходящее для задач, возложенных на него обществом, просто обязано стать частично «электронным»[22].
Формирование «электронного правительства» началось с присутствия государственных служб и организаций в Интернете. В то же время распространение бумажных документов постепенно заменяется их публикацией на информационных сайтах. Граждане и сотрудники других организаций могут найти большой объем информации о рабочем времени организации, ответственных лицах, ознакомиться с нормативными документами и комментариями к ним.
Второй этап развития электронного правительства начинается с внедрения электронных форм и процедур обмена информацией. Они превращают информационный веб-сайт в инструмент для взаимодействия с гражданами и организациями, позволяя перенести в Интернет многие процессы, которые ранее были решены только путем личного посещения учреждения.
На этом этапе проблема идентификации пользователей становится важной для государственных служб. Сегодня для этой цели можно использовать пароли, цифровые сертификаты и смарт-карты. Как правило, веб-сайты государственных органов, созданные в это время, имеют средства персонализации и аутентификации пользователей, поиска и категоризации, обратной связи и, таким образом, являются интернет -порталами в современном понимании.
На третьем этапе формируется «информационная экономика», характеризующаяся тем, что наиболее сложные управленческие операции с участием многих государственных учреждений, предприятий и граждан выполняются исключительно в электронном виде. Для того чтобы банковские, промышленные, социальные, образовательные, медицинские и другие информационные системы «находили общий язык» и в то же время четко и удобно взаимодействовали с людьми, используется специальный стандарт - универсальный язык разметки информации XML. Сегодня развитые страны находятся на стадии перехода от второй к третьей стадии развития электронного правительства.
Таким образом, наиболее продуктивных средств продвижения правовой информации с использованием новых информационных и коммуникационных технологий является использование автоматизированных механизмов поиска информации и правовых справочных систем.
Признаки автоматизированных информационных технологий. Опыт создания этих систем в России имеет ряд отличий:
- они используют только изобретенные отдельно программные технологии и схемы обслуживания;
- сильная конкуренция отечественных фирм и активное формирование эталонных правовых систем на протяжении более 15 лет обеспечили производительность этих систем и вывели информационное обслуживание на самый высокий уровень услуг в этой области;
- большинство правовых справочных систем, используемых в России, считаются продуктами отечественных неправительственных организаций.
Заключение
Современный портал позволяет пользователю в определенной степени настраивать содержимое просматриваемых страниц для удобства восприятия. Кроме того, портал может анализировать и, с согласия пользователя, накапливать в так называемых «профилях» некоторую информацию об их интересах, что позволяет сосредоточиться на наиболее важной для них информации.
Портал организации, руководители и сотрудники которой несут ответственность за выполнение своих функций, должен, если иное не предусмотрено спецификой учреждения, содержать разделы, в которых отдельные граждане или представители юридических лиц могут обращаться к уполномоченным сотрудникам для решения своих проблем. В то же время следует обратить внимание на то, чтобы вопросы обрабатывались быстро и эффективно. Современные портальные решения предлагают широкий спектр инструментов для маршрутизации запросов, помогают готовить ответы и регистрировать сроки.
Большинство агентств также могут размещать на своих порталах объявления о тендерах на закупки для государственных нужд, а некоторые также о конкурентной продаже ограниченных ресурсов (квоты на вылов, полосы радиочастот и т. д.). Если во всех органах власти будут созданы качественные веб-сайты, отвечающие нормативным требованиям, населению будет гораздо проще взаимодействовать с властями. Процесс взаимодействия станет более эффективным, снизит уровень бюрократии и коррупции и повысит эффективность. Предоставление свободного и бесплатного доступа к правовой информации поможет устранить правовую неграмотность граждан и поможет обеспечить более широкое участие общественности в управлении государством.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"//Консультант Плюс
2. Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс
3. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
4. Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс
5. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"//Консультант Плюс
6. Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р (ред. от 26.12.2013) "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" //Консультант Плюс
7. Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"//Консультант Плюс
Научная литература
8. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении / А.Г. Ивасенко - М.: КноРус, 2015. - 266 с.
9. Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении / И.К. Корнеев - М.: ИНФРА-М, 2015. - 248 с.
10. Кулева О.В. Обзор основных направлений исследований сайтов / О.В. Кулева // Библиосфера. - 2016. - №3. – 256с.
11. Кулева О.В. Разработка системы оценки качества сайтов / О.В. Кулева // Библиосфера. - 2017. - №3. – 167с.
12. Лаврик О.Л. Использование новейших технологий для реализации информационной функции / О.Л. Лаврик // Библиосфера. - 2016. - №1. - С. 35-41.
13. Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / В.В. Трофимов - М.: Высшее образование, 2017. - 480 с.
14. Шевердяев С.Н. Методика оценки сайтов российских органов власти / C.Н Шевердяев М.: Препринт WP8/2007/02. - М.: ГУ ВШЭ. 2017. - 168 с.
15. Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web- ресурсах./ Щербаков А.Ю. – М.: Книжный мир, 2018. –280 с.
Электронные ресурсы
16. Сайт по предоставлению государственных услуг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru/ru/ (дата обращения 04.06.2020)
17. Рейтинг электронного правительства ООН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения 04.06.2020)
-
Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении / А.Г. Ивасенко - М.: КноРус, 2015. - 137 с. ↑
-
Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 N 721 "О внесении изменений в федеральную целевую программу "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)"//Консультант Плюс ↑
-
Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р (ред. от 26.12.2013) "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" //Консультант Плюс ↑
-
Кулева О.В. Обзор основных направлений исследований сайтов / О.В. Кулева // Библиосфера. - 2016. - №3. – 149с. ↑
-
Лаврик О.Л. Использование новейших технологий для реализации информационной функции / О.Л. Лаврик // Библиосфера. - 2016. - №1. – 37 с. ↑
-
Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении / И.К. Корнеев - М.: ИНФРА-М, 2015. - 156 с. ↑
-
Рейтинг электронного правительства ООН [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения 04.06.2020) ↑
-
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"//Консультант Плюс ↑
-
Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" от 27.07.2010 N 210-ФЗ (последняя редакция)//Консультант Плюс ↑
-
Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс ↑
-
Федеральный закон "Об электронной подписи" от 06.04.2011 N 63-ФЗ (последняя редакция) //Консультант Плюс ↑
-
Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления"//Консультант Плюс ↑
-
Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 N 1815-р (ред. от 26.12.2013) "О государственной программе Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)" //Консультант Плюс ↑
-
Шевердяев С.Н. Методика оценки сайтов российских органов власти / C.Н Шевердяев М.: Препринт WP8/2007/02. - М.: ГУ ВШЭ. 2017. - 126с. ↑
-
Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении / И.К. Корнеев - М.: ИНФРА-М, 2015. - 167с. ↑
-
Щербаков А.Ю. Интернет-аналитика. Поиск и оценка информации в web- ресурсах./ Щербаков А.Ю. – М.: Книжный мир, 2018. –172 с. ↑
-
Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / В.В. Трофимов - М.: Высшее образование, 2017. - 315 с. ↑
-
Корнеев И.К. Информационные технологии в управлении / И.К. Корнеев - М.: ИНФРА-М, 2015. - 147 с. ↑
-
Сайт по предоставлению государственных услуг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gosuslugi.ru/ru/ (дата обращения 04.06.2020) ↑
-
Кулева О.В. Разработка системы оценки качества сайтов / О.В. Кулева // Библиосфера. - 2017. - №3. – 109с. ↑
-
Кулева О.В. Разработка системы оценки качества сайтов / О.В. Кулева // Библиосфера. - 2017. - №3. – 117с. ↑
-
Трофимов В.В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении / В.В. Трофимов - М.: Высшее образование, 2017. - 324 с. ↑