Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины(Предмет теории государства и права как науки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специальными целями преподавания теории государства и права выступают:

  1. создание у студентов четкой и непротиворечивой системы зна­ний об общих закономерностях возникновения, развития и функциониро­вания государства и права, иных государственно-правовых явлений;
  2. выработка у студентов комплексного представления об обще­теоретических моделях различных видов (формах) нормотворческой и правоприменительной деятельности, соответствующих правовых актах и правилах их составления, осуществления юридической работы в целом;
  3. формирование у студентов первичных навыков осуществления нормотворческой, правореализационной и экспертно-консультационной деятельности;
  4. воспитание студентов в духе уважения законности и надлежа­щего профессионального правосознания, разумной самостоятельности и инициативности[12].

В свою очередь, из целей преподавания учебного курса «Теория го­сударства и права» вытекают задачи изучения дисциплины, которые пред­полагают:

    1. изучение методологических основ научного понимания госу­дарства и права, государственно-правовых явлений;
    2. получение целостного представления о понятии, значении, роли и месте теории государства и права в системе гуманитарных наук и дисци­плин;
    3. анализ закономерностей исторического движения и функциони­рования государства и права;
    4. исследование взаимоотношений государства, права, государст­венно-правовых институтов с социальными явлениями и процессами;
    5. изучение понятийно-категориального аппарата теории государ­ства и права;
    6. изучение эволюции и соотношения современных правовых се­мей и систем;
    7. изучение основных проблем современного государство и право- понимания;
    8. анализ классических (традиционных) и современных политико- правовых доктрин;
    9. умение изучать и анализировать различные учебные, учебно- методические и научные источники по учебным темам теории государства и права.
    10. исследование взаимосвязи теории государства и права с юри­дической практикой;
    11. воспитание социально-активного индивидуального правосоз­нания в духе уважения закона, прав и свобод человека и гражданина, не­терпимости к любым проявлениям коррупции;
    12. формирование юридического мышления и способности ис­пользования полученных знаний при дальнейшем изучении юридических отраслевых дисциплин и на практике;
    13. исследование опыта разработки, принятия и применения пра­вовых актов в России и зарубежных странах;
    14. умение анализировать современные юридические, политиче­ские, экономические и иные социальные процессы в России и зарубежных странах;
    15. создание представления о взаимосвязи государственно- правового развития общества и формирования политических идеологий;
    16. воспитание социально значимых ценностных ориентаций в се- мейно-бытовой жизни и профессиональной деятельности.

К специальным задачам изучения учебного курса «Теория государ­ства и права» (авторы исходят из равнозначности понятий «теория госу­дарства и права» и «общая теория государства и права») можно отнести:

      1. приобретение умений и навыков обобщения материалов право­творческой, правоприменительной и иной социальной практики, конкрет­ных эмпирических данных;
      2. приобретение умений и навыков разработки, принятия и приме­нения правовых актов;
      3. свободное ориентирование в системе российского и междуна­родного права, отечественного и зарубежного законодательства, в их структуре и содержании;
      4. формирование умений и навыков ясно выражать и аргументиро­вать свою позицию по государственно-правовой проблематике;
      5. свободное оперирование юридическими понятиями и катего­риями на профессиональном и доктринальном уровне[13].

Студенты готовятся к осуществлению видов профессиональной деятельности, предполагающей наличие общетеоретических, системных знаний о государственно правовой действительности. Так, выполнение правотворческих функций должно основываться на знаниях о правотвор­честве и правотворческой технике, особенностях источников права. Эф­фективное осуществление правоприменительной деятельности без ком­плексных знаний о реализации и применении права невозможно. Равным образом это касается правоохранительной (судебной, прокурорской и т.д.), экспертно-консультационной, организационно-управленческой и даже на­учно-исследовательской и педагогической разновидностей деятельности.

Объем и содержание учебной дисциплины «Теория государства и права» значительно меньше, чем у теории государства и права как юриди­ческой науки, что определяется направлением и профилем подготовки студента, а также объемом часов, отводимых основной образовательной программой высшего учебного заведения для изучения данной дисципли­ны.

Тем не менее, на учебных занятиях по теории государства и права, любой студент юридического факультета, независимо от особенностей ВУЗа и количества часов лекционных или практических занятий, в соот­ветствии с Федеральным государственным образовательным стандартом получает базовые знания: о природе и сущности государства и права; ос­новных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права; исторических типах и формах государства и права, их сущности и функции; механизме государства; системе права; механизме и средствах правового регулирования; реализации права; особенности госу­дарственного и правового развития России; роли государства и права в по­литической системе общества, в общественной жизни.


Как уже указывалось выше учебная дисциплина «Теория государ­ства и права» относится к базовой части основной образовательной про­граммы и изучается параллельно с такими юридическими дисциплинами: История отечественного государства и права, История государства и права зарубежных стран, Правоохранительные органы.

В системе юридических дисциплин теория государства и права вы­ступает общеюридической дисциплиной, то есть общей (базовой) для от­раслевых, межотраслевых, прикладных (специальных) и международно- правовых юридических дисциплин, предоставляя студентам научную ме­тодологию, понятийно-категориальный аппарат, знания о государстве и праве, а также об основных государственно-правовых институтах, явлени­ях, процессах, необходимых для изучения соответствующих учебных кур­сов.

Так, например, для изучения дисциплин истории отечественного государства и права, а также истории государства и права зарубежных стран теория государства и права предоставляет формально-юридический, сравнительно-правовой и сравнительно-государственный научные методы, тем самым, позволяя анализировать различные памятники права, систему права и законодательства, форму государства и другие государственно- правовые институты в России и зарубежных странах на различных истори­ческих этапах (например, эволюция российской государственности от Ки­евской Руси до Российской Федерации: форма правления, форма государ­ственного устройства, форма политического режима, функции государст­ва, механизм государственной власти и др.). В свою очередь история госу­дарства и права обогащает методологический инструментарий теории го­сударства и права за счет историко-правового и историко-сравнительного научных методов, а также дополняет теоретические основы российской и зарубежной исторической практикой возникновения, становления, разви­тия государства и права.

Не менее тесная связь теории государства и права с отраслевыми дисциплинами такими, как конституционное право, административное право, уголовное право, уголовный процесс, гражданское право, граждан­ский процесс, трудовое право, арбитражный процесс и др.

В частности, изучение отраслевых дисциплин невозможно без зна­ния общей теории права, преподаваемой в рамках теории государства и права. Так, например, такие базовые понятия и категории как норма права, источник права, система права, правовые отношения, правонарушение и юридическая ответственность, предмет и метод правового регулирования, механизм правового регулирования и др., позволяют успешно осваивать учебные курсы отраслевых юридических дисциплин.


В свою очередь, отраслевые юридические дисциплины в силу своей взаимосвязи с теорией государства и права, предоставляют ей необходи­мый учебный и практический материал, для иллюстрации и более глубоко­го изучения отдельных учебных тем и государственно-правовых понятий, институтов, явлений, процессов. Например, уголовное право дает более глубокое знание и информацию: о составе правонарушения (объект, субъ­ект, объективная сторона, субъективная сторона преступлений), видах на­казаний как составной части юридической ответственности (смертная казнь, лишение свободы, исправительные работы, лишение права занимать определенные должности и заниматься определенным видим деятельно­сти), мерах государственного принуждения, применяемых к виновным (принудительные меры медицинского характера, принудительные меры медицинского характера, ответственность несовершеннолетних); граждан­ское право, предпринимательское право и семейное право: о правовых обычаях как источниках права (правила делового оборота), видах объектов правоотношений (личные неимущественные права, интеллектуальная соб­ственность и др.), применении аналогии права и аналогии закона, субсиди­арном применении права.

Однако наиболее обширный обмен знаниями и информацией про­исходит у теории государства и права с юридическими дисциплинами го­сударственно-правового цикла, отрасли права, которых относятся к пуб­личному праву: конституционное право, административное право, муни­ципальное право. Поскольку наравне с общей теорией права, при изучении учебных тем активно применяются знания из теории государства (форма государства: форма правления, форма государственного устройства, форма политического режима; функции государства; механизм государственной власти; государственный аппарат; понятие, структура, содержание и сущ­ность государственных органов; государственная власть).

Между тем, конституционное право обогащает теорию государства и права как юридическую дисциплину учебным материалом и конкретной информацией: о монархической и республиканской формах правления; фе­деративной и унитарной форме государственного устройства; демократии и демократическом политическом режиме; системе органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти; правах и свободах человека и гражданина; институте гражданства и др. Административное право допол­няет теорию государства и права учебными знаниями о государственном управлении и сущности государственной власти, деятельности органов ис­полнительной власти в механизме государства, особенностях администра­тивной ответственности и т. д. Муниципальное право: о государственном управлении на местном уровне; местном самоуправлении как форме демо­кратии, форме социального управления, праве человека и гражданина; дея­тельности органов местного самоуправления в механизме государственной власти.


Являясь общей (фундаментальной) дисциплиной для других учеб­ных дисциплин юридического профиля, теория государства и права также взаимодействует с межотраслевыми, прикладными и международно- правовыми юридическими дисциплинами. При этом степень и характер взаимодействия между учебными курсами постепенно снижается.

Так, если с межотраслевыми юридическими дисциплинами (Проку­рорский надзор, Правоохранительные органы) у теории государства и пра­ва еще сохраняется значительное взаимодействие в рамках тем и вопросов по общей части учебных курсов (источники права, система законодатель­ства, предмет и метод правового регулирования, виды правоотношений и др.), то взаимоотношения и обмен учебной информацией с прикладными юридическими дисциплинами (Криминалистика, Судебная медицина, Су­дебная психиатрия, Судебная бухгалтерия и др.) является минимальным, что связано со спецификой учебных курсов и предмета дисциплины (так­тика проведения следственных действий, порядок проведения дактилоско­пической, баллистической, судебно-медицинской, судебно- психиатрической и иных судебных экспертиз, структура и содержание экспертных заключений, а также научная, техническая и иная информация, необходимая для выводов экспертов, следователей, дознавателей, опера­тивных работников).

Однако, несмотря на специфику прикладных юридических дисцип­лин, теория государства и права предоставляет им образовательный мате­риал и информацию по таким важным вопросам профессиональной дея­тельности как структура и содержание актов применения права (постанов­ления следователей и дознавателей, заключения и справки экспертов, иные правоприменительные акты), юридическая техника (принципы, стиль, пра­вила, способы составления служебных документов) и, безусловно, научная методология, используемая следователями, экспертами, оперативными ра­ботниками при принятии решений и составлении правоприменительных актов (логический метод, системный метод, структурно-функциональный метод, сравнительно-правовой метод, метод моделирования, кибернетиче­ский метод и др.).

Наконец, международно-правовым дисциплинам теория государст­ва и права дает базовый учебный материал по вопросам о соотношении международного и национального права, источникам права, правовом ста­тусе личности, юридической ответственности и др., получая взамен ин­формацию о правах и свободах человека и гражданина, получивших меж­дународное признание; деятельности межгосударственных и международ­ных организаций, оказывающих влияние на государственную власть и ме­ханизм государства на национальном уровне (Организация Объединенных Наций, Совет безопасности ООН, Европейский суд по правам человека, Международный уголовный суд и др.), международных правовых актах (декларации, договоры, конвенции, пакты и др.) как источниках права, имеющих прямое действие на всей территории страны, являющейся чле­ном межгосударственной (международной) организации (Всеобщая декла­рация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и поли­тических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.).