Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины(Предмет теории государства и права как науки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключение следует отметить, что «Теория государства и права» как общеюридическая дисциплина призвана заложить основы юридико- политического мышления у студентов как будущих юристов в различных отраслях права, понимание смысла политико-правовых процессов, в рам­ках которых происходит становление и развитие институтов государства и права, научить выделять государственно-правовые явления в общеистори­ческом процессе, дать навыки применения формально-юридического, ис- торико-правового, сравнительно-государственного и сравнительно- правового методов, а также сформировать у студентов активную граждан­скую позицию и профессиональные навыки работы в различных сферах юридической деятельности.

2.2 Значение дисциплины теории государства и права для профессиональной подготовки юриста

Основной задачей и функциональной обязанностью профессионального юриста является оказание квалифицированной помощи лицам, участвующим в урегулированных правом общественных отношениях, а также эффективная защита законных прав и интересов субъектов от различного рода противоправных посягательств.

Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в государственно-правовой жизни, обладающих надлежащей политической и правовой культурой. Узкопрофессиональная подготовка здесь неприемлема, поскольку она не только обедняет интеллектуальный потенциал юриста, но и не соответствует характеру его профессиональной деятельности как социально-публичной.

Понятно, что судьям, прокурорам, следователям, адвокатам надо хорошо знать то, что имеет значение для разрешения различных юридических дел, т.е. содержание конкретных законов, порядок осуществления юридических процедур и т.п. Но все это может быть по-настоящему понято и использовано только на базе глубоких научных представлений о государстве и праве в целом, необходимости господства права, закона во всех сферах жизни общества, торжества прав и свобод человека и гражданина. Уважение человеческого достоинства, полная, безусловная и незамедлительная защита прав и свобод личности, обеспечение условий для свободного развития граждан есть первейшая обязанность всех органов государства вообще и правоохранительных в частности. Отсюда ясно значение теории государства и права, которая на научной основе раскрывает мировоззренческий спектр государственно-правовой жизни и юридической деятельности.


Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права – учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права – науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины – доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки – приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

Теория государства и права – одна из наиболее сложных учебных дисциплин, изучаемых на первом курсе. Она насыщена обобщениями, абстрактными научными положениями, понятиями (категориями). Особое значение здесь приобретают научные определения (дефиниции), которые в сжатом виде отражают существо анализируемых явлений. Поэтому наряду с учебниками студентам надлежит самостоятельно и углубленно прорабатывать монографии, сборники ученых трудов, статьи в юридических журналах.

Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.

Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин – конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и др.

Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества.


При этом юрист в процессе служебной деятельности должен: — во-первых, знать, какие субъективные интересы граждан он защищать обязан, а какие нет; — во-вторых, четко представлять себе, какими средствами и способами ему надлежит пользоваться в процессе профессиональной деятельности; — в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей. Значение теории государства и права в процессе профессиональной подготовки юристов заключается прежде всего в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой юрист, независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности, должен понимать смысловое значение таких категорий, как право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т. д. Кроме того, изучение теории государства и права помогает уяснить будущим юристам содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная деятельность в сфере правового регулирования.

Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и задач, стоящих перед юридическим сообществом. Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у обучаемых высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважительного отношения к действующему законодательству и формируемому при помощи этого законодательства правопорядку.

Заключение

Теория государства и права - первая и самая важная юридическая наука, и профильная дисциплина, формирующая у будущих и настоящих специалистов и ученых наиболее общее представление о государстве и праве. Познание (на том или ином уровне) закономерностей и сущности государственно-правовых явлений относится к необходимым условиям со­циализации человека, становления его специализированной, либо доктри- нальной компетентности. В этой связи, можно выделить три уровня теоре­тического познания государственно-правовой действительности: обыден­ный, профессиональный и научный.

В современных условиях развития научного знания вопрос о струк­туре науки теории государства и права представляется весьма сложным в связи с тем, что многие из ее элементов (философия права, социология права, история и методологии юридической науки, сравнительное право­ведение, сравнительное государствоведение, юридическая антропология, юридическая конфликтология и мн. др.) в настоящее время стали призна­ваться в качестве самостоятельных правовых наук и исключаться из со­держания общей науки о государстве и праве.


Все науки традиционно принято делить на две большие группы - естественные, изучающие природу и ее явления, а также гуманитарные, исследующие социальные закономерности, такие как общество, государст­во, социальные нормы, право и иные социальные явления.

Теория государства и права, являясь наукой гуманитарной, нахо­дится в тесной связи и взаимодействии с общественными науками, по­скольку в той или иной степени они также изучают государство и право, исследование определенных их свойств и признаков входит в предмет этих наук. Выводы общественных наук служат методологической, принципи­альной базой для изучения государства и права, закладывают основу их теоретического осмысления. Это в первую очередь касается философии, экономика, социологии, политологии, культурологии и герменевтики.

Роль науки теории государства и права в развитии общественной жизни и юридической практики проявляется в ее функциях. В научной и учебной литературе отсутствует единство взглядов, относительно того, ка­кие функции выполняет наука теории государства и права.

Назовем основные функции, которые тео­рия государства и права как наука должна выполнять.

- онтологическая функция.

-гносеологическая (эпистемологиеческая, познавательная) функция

-праксеологическая (практико-организационная, прикладная) функ­ция отражает роль теории государства и права в обеспечении функциони­рования и совершенствования современного государства и права.

-идеологическая (ценностно-ориентационная) функция.

-методологическая функция показывает особую роль теории госу­дарства и права в системе юридических наук

-прогностическая функция заключается в возможности теории го­сударства и права предвидеть (прогнозировать) те или иные изменения в государственно-правовой действительности, определять тенденции их раз­вития и выдвигать научные гипотезы, относительно состояния государства и права в будущем.

Учебная дисциплина «Теория государства и пра­ва» относится к базовой части основной образовательной программы, со­ставленной в соответствии с специализированным Федеральным госу­дарственным образовательным стандартом высшего образования.

Теория государства и права как юридическая дисциплина дает сту­дентам фундаментальные знания о государстве и механизме осуществле­ния государственной власти, а также об основных институтах и отраслях системы права, их взаимосвязи с личностью, обществом, политикой, эко­номикой, культурой.


Кроме того, учебная дисциплина «Теория государства и права» зна­комит студентов с различными научными подходами, школами, концеп­циями, теориями, точками зрения в области правоведения и государство- ведения, способствуя получению последними не только юридических зна­ний, но и развитию у них аналитических навыков необходимых для фор­мирования профессионального и доктринального правосознания, умений и навыков в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Объем и содержание учебной дисциплины «Теория государства и права» значительно меньше, чем у теории государства и права как юриди­ческой науки, что определяется направлением и профилем подготовки студента, а также объемом часов, отводимых основной образовательной программой высшего учебного заведения для изучения данной дисципли­ны.

На учебных занятиях по теории государства и права, любой студент юридического факультета, независимо от особенностей ВУЗа и количества часов лекционных или практических занятий, в соот­ветствии с Федеральным государственным образовательным стандартом получает базовые знания: о природе и сущности государства и права; ос­новных закономерностях возникновения, функционирования и развития государства и права; исторических типах и формах государства и права, их сущности и функции; механизме государства; системе права; механизме и средствах правового регулирования; реализации права; особенности госу­дарственного и правового развития России; роли государства и права в по­литической системе общества, в общественной жизни.

Как учебная дисциплина теория государства и права выполняет две основные функции: вводит студентов в юридическое образование и обеспечивает их надлежащую общетеоретическую подготовку.

Первая функция реализуется, когда изучаются основы теории государства и права. Здесь студенты знакомятся с исходными понятиями и положениями государствоведения и правоведения, что позволяет им перейти к изучению отраслевых юридических дисциплин – конституционного, гражданского, трудового, административного, уголовного права и др.

Вторая функция – развитие у студентов абстрактного, аналитического мышления, формирование политической и правовой культуры. Реализация ее начинается на первом курсе, а завершается на последнем, когда подводятся теоретические итоги всему обучению и студенты уже готовы к восприятию целостной картины юридической действительности, к уяснению возможностей права и правового регулирования в решении экономических, социальных и других проблем общества.