Файл: Характеристика общей теории права и государства как науки и учебной дисциплины(Предмет теории государства и права как науки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Право (позитивное право) создается или санкционируется государ­ством посредством деятельности компетентных правотворческих органов, обеспечивается в своем осуществлении принудительной силой государст­ва, применением государственными правоохранительными органами пра­вовых санкций в случае нарушения юридических норм. Государство также организует исполнение правовых предписаний, обеспечивает реальность их действия, создает эффективный механизм правореализации.

Как верно отмечается в научной литературе извечная проблема раз­граничения предмета теории государства и права и предмета конституци­онного права (конституционного права зарубежных стран) не разрешена, в результате чего целый комплекс категорий теории государства и права (го­сударственная власть, государственное управление, формы государства, правовые режимы и др.) зачастую относят к вопросам конституционно - правовой доктрины.

1.2 Структура науки теории государства и права

Структура науки теории государства и права определяет внутреннее строение и взаимосвязь ее элементов. Стоит начать с того, что содержание науки теории государства и права очень объемно и разнообразно, что обу­славливает сложность единого подхода к ее описанию и разграничению.

Значительная часть авторов, в зависимости от предмета, предла­гает выделять теорию государства и теорию права. Несмотря на свою схожесть и близость, государство (как политическая организация) и право (как система общеобязательных норм поведения) являются несовпадаю­щими категориями. В теории государства изучаются процессы происхож­дения и функционирования государства, понимания его сущности и основ­ных признаков, государственная власть и государственное управление, формы государства (и др.)[6].

Теория права ориентирована на изучение про­цессов происхождения и функционирования (реализации) права, понима­ния его сущности и основных признаков, источников права, правового ре­гулирования, толкования права, правовых системы и др. Вместе с тем, предложенное различие является весьма условным, поскольку многие из категорий, исследуемых теорией государства и права, не могут быть одно­значно отнесены к теории государства или теории права (например, право­вое государство, государственно-правовое регулирование, государственно- правовой режим)[7].


Менее распространен подход, при котором науку теорию государ­ства разделяют на элементы по аналогии с любой фундаментальной (об­щеметодологической) наукой. В числе данных элементов фигурируют за­коны науки, категории науки, частные теории, научные факты и научные гипотезы.

Законы науки - это открытые наукой и достоверно подтвержден­ные, доказанные наиболее устойчивые связи (взаимовлияния) каких-либо явлений и процессов объективной реальности. Теория государства и права, постигая свой предмет, устанавливает наиболее общие связи государства и права между собой, а также с иными социальными явлениями и лично­стью, в которых проявляется суть и основное предназначение соответст­вующих феноменов и «цементирует» открытые связи в законах науки. За­коны науки выступают отправным началом в любых теоретико-правовых исследованиях. Примером закона науки теории государства и права явля­ется положение, согласно которому «государство не способно существо­вать без позитивного права и наоборот»[8].

Категории науки представляют собой базовые научные понятия, отражающие наиболее характерные и важные стороны (свойства) объек­тивно-существующих явлений действительности. В теории государства и права к категориям науки обычно относят государство, позитивное право, государственную власть, государственное управление, правовое регулиро­вание и т. д.

Частные теории рассматриваются как обособленные элементы общей теории государства и права, аккумулирующие в себе знания о кате­гориях науки. В структуре науки принято выделять такие частные теории, как теорию государственной власти, теорию правоотношений, теорию пра­вового регулирования, теорию толкования права и многие другие. По сво­ему внутреннему содержанию любая частная теория - это уникальная со­вокупность научных фактов и научных гипотез, объединенная по задан­ным критериям в рамках единого подхода к пониманию той или иной пра­вовой категории.

Научные факты - достоверные знания о фактах объективной ре­альности, доказательно обоснованные и подтвержденные необходимыми доказательствами. В своей совокупности группы научных фактов объяс­няют тот или иной закон науки, а каждый из них в отдельности - является частным проявлением закона науки. Государственно-правовые феномены (закономерности возникновения, развития и функционирования которых входят в предмет теории государства и прав) являются объектами окру­жающей действительности, а достоверные знания о них, полученные юри­дической наукой - это научные факты. Примером научного факта может послужить положение о наличии неразрывной связи между государствен­ным принуждением и юридической ответственностью. Отдельными авто­рами даже предпринимаются попытки обосновать уже доказанные в теории государства и права научные факты для ее «подлинной» разработки .


Научные гипотезы (в отличие от научных фактов) являются пред­положительными, потенциальными знаниями о фактах объективной ре­альности, основанными на определенной доказательной базе. В ходе раз­вития науки теории государства и прав гипотезы могут опровергаться или доказываться (в последнем случае гипотезы переходят в разряд научных фактов). В качестве примера научной гипотезы можно назвать предполо­жение о наличии телеологического (целевого) способа толкования права.

Наиболее важным критерием разделения науки теории государства и права на элементы является сложившиеся в ней научные направления, к которым принято относить следующие: «Позитивная теория государства и права», «Философия государства и права», «Социология государства и права», «Сравнительное государствоведение», «Сравнительное правоведе­ние».

Позитивная теория государства и права (догма, энциклопедия го­сударства и права) - это ядро теории государства и права, изучающее го­сударство и право «в чистом» виде и выполняющее инструментальную функцию - раскрытие содержания юридических конструкций основных государственно-правовых явлений и процессов для их последующей прак­тической конкретизации. По своему подходу к познанию действительно­сти позитивная теория государства и права близка к теории нормативизма Г. Кельзена, поскольку она во многом игнорирует все «негосударственное» в государстве и «неправовое» в праве, оставляя в чистом остатке лишь са­мые общие знания о государстве и праве вне социального, политического, культурного и иных контекстов.

Философия государства и права выполняет ряд важнейших задач науки теории государства и права, связанных с познанием проблем госу­дарства и права, иных государственно-правовых явлений сквозь призму философских идей, принципов и категорий, обуславливает метанаучный (сверхнаучный) характер теории государства и права. Благодаря данному направлению теория государства и права получает возможность изучать проблемы ценности государства и права, истины в правоприменительной деятельности, справедливости в праве, соразмерности юридической ответ­ственности и наказаний, а также многое другое. Оценивая философию права и государства с позиции их разработанности, следует признать, что вторая существенно отстает от первой, поскольку вопросы философии го­сударства находятся в зоне внимания сравнительно небольшой группы правоведов (В. В. Иванов, Е. А. Попов, П. Е. Суслонов). Наибольший вклад зарубежных ученых в развитии идей философии права признается за Гейером, Р. Йерингом, М. Теббитом, Г. Хартом. В России глубинную проработку философско-правовой материи можно встретить в трудах Н. Н. Алексеева, С. С. Алексеева, Ю. Г. Ершова, Д. А. Керимова, Н. М. Коркунова, И. В. Михайловского, В. С. Нерсесянца, П. И. Новгородцева и многих других.


Социология государства и права является не менее значимым на­правлением в науке теории государства и права. Будучи наукой социаль­ной теория государства и права не может изучать свой предмет в отрыве от реальной социальной обстановки и закономерностей, в которых образуют­ся и функционируют различные государственно-правовые явления. Идеи, принципы и категории социологии находят свое отражение в теории госу­дарства и права, становятся ее практической основой и позволяют послед­ней изучать актуальные проблемы эффективности государственно- правовых институтов, процесса правообразования, социального механизма реализации права, борьбы с правонарушениями и т. д.

В структуре социологии государства и права сформировались такие направления исследователь­ской мысли как юридическая конфликтология (изучающая закономерности возникновения и развития, а также особенности и способы предотвраще­ния конфликтов в праве) и юридическая антропология (изучающая соци­ально-исторические этап жизни общества людей в рамках становления и развития правовых форм). Юридическая конфликтология в России во мно­гом сформировалась на основе идей общей (социальной) конфликтологии (Г. Зиммель, Л. Козер, Р. Дарендорф, Ф. Шеффер, В. А. Ядов) и, в своей основной части, отражена в трудах В. С. Жеребина, В. Н. Кудрявцева, Т. В. Худойкиной, Р. А. Ромашова и других авторов.

Существенное влия­ние на становление юридической антропологии оказали труды Ж. Ф. Лафито, Ш. Монтескье, С. Пуфендорфа, Н. Рулана, Ж. Ж. Руссо и мн. др.), в России известны юридико-антропологические исследования

  1. А. Дробышевского, В. Г. Богораза, М. М. Ковалевского, А. И. Ковлера, Н. Н. Миклухо-Маклая и мн. др.).

Сравнительное государствоведение и правоведение (компаративи­стика) в качестве одного из направлений науки теории государства и права нацелено на раскрытие закономерностей взаимодействия государственно- правовых феноменов, вследствие чего выявляются их сходные и различ­ные особенности, качественное состояние, а также достоинства и недос­татки. Зачастую сравнительное правоведение (государствоведение) ото­ждествляют с «механическим» сопоставлением изучаемых явлений, что является большой ошибкой и пренебрежением к богатой методологии сравнительно-правовых исследований . В России первенство в части изу­чения сравнительного государствоведения и правоведения на сегодняшний день принадлежит В. И. Лафитскому, А. Х. Саидову, Ю. А. Тихомирову и В. Е. Чиркину. Наиболее известными западными учеными, которые зани­мались вопросами сравнительного правоведения, признаются Р. Давид, М. А. Дамирли, Р. Леже и Ж.-С. Спинози.


В современных условиях развития научного знания вопрос о струк­туре науки теории государства и права представляется весьма сложным в связи с тем, что многие из ее элементов (философия права, социология права, история и методологии юридической науки, сравнительное право­ведение, сравнительное государствоведение, юридическая антропология, юридическая конфликтология и мн. др.) в настоящее время стали призна­ваться в качестве самостоятельных правовых наук и исключаться из со­держания общей науки о государстве и праве.

1.3 Место теории государства и права в системе наук

Все науки традиционно принято делить на две большие группы - естественные, изучающие природу и ее явления, а также гуманитарные, исследующие социальные закономерности, такие как общество, государст­во, социальные нормы, право и иные социальные явления.

В разряд гуманитарных наук принято включать такие науки как фи­лософия, социология, экономика, политология, религиоведение, психоло­гия, этика, эстетика и многие другие науки.

Известно, что слово «философия в переводе с древне­греческого означает «любовь к мудрости». Многие мыслители склонны рассматривать философию, даже не как отдельно взятую отрасль единой науки, а как способ миропонимания, распространяемый на все виды объек­тивного знания. В данном контексте, философия - это поиск ответов на главные вопросы бытия. Главное в философии - это философская рефлек­сия. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире[9].

Чаще, философия определяется как междисциплинарная наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и человече­ского познания, физического, социального и духовного бытия. Философия проникает во все виды естественных и гуманитарных сфер познания. Для теории государства и права наиболее близким является такой элемент фи­лософского знания, как социальная философия. Под социальной филосо­фией принято понимать автономную исследовательскую область филосо­фии, которая познает общество, историю и человека как субъекта деятель­ности, социальных и культурных взаимодействий. Философия формирует основные понятия, учит владению ими, помогает анализировать противо­речия объективной реальности, выделять характерные признаки исследуе­мых объектов и определять их сущность.