Файл: Особенности биологической обратной связи как метода психотерапии.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 126
Скачиваний: 2
Благодаря своей универсальности БОС-терапия находит успешное применение при лечении головных болей различной этиологии, эпилепсии и эпилептических синдромов, постинсультных и посттравматических нарушений, рассеянного внимания у детей в сочетании с гиперактивностью, заикания, бруксизма, фибромиалгии, гипергидроза, постоперационных нарушений двигательной функции, мышечной активности, сколиоза, рассеянного склероза, дизартрии, гипертонии, бронхиальной астмы, ревматоидного артрита, гиперфункции щитовидной железы, сахарного диабета, язвы желудка и 12-перстной кишки, хронических колитов и гастритов, недержания мочи у взрослых и ночного энуреза у детей, импотенции, острого предменструального синдрома, бессонницы, депрессивных, тревожных состояний.
Высокая эффективность метода БОС отмечена в борьбе с алкоголизмом, наркоманией, никотинозависимостью. Противопоказано проведение БОС-терапии пациентам, находящимся в состоянии острого психоза, страдающих фотосенситивной эпилепсией, выраженным слабоумием.
Каждое занятие БОС начинается с беседы. На первой встрече врач (или тренер, обучившийся на курсах, если цель БОС не лечение) объясняет цель занятий, сущность методики и принцип действия устройства БОС-ИП. Для повышения мотивации пациентов к лечению нужно разъяснить, что это даст каждому из них. В начале следующих занятий проводится короткий опрос пациентов о самочувствии, успешности освоения методики.
Занятия проводятся в положении пациента сидя или лежа. Предпочтительно проведение занятий в положении сидя, поскольку в этом случае приобретенные навыки релаксации легче используются пациентами в реальных жизненных ситуациях.
Сеанс БОС-терапии строится по принципу чередования периодов работы и отдыха, что позволяет избежать переутомления и утраты интереса к занятию. Периоды работы длятся от 3 до 10 мин в зависимости от особенностей пациента и цели конкретного вида тренировки. Первый самый длительный и интенсивный курс БОС-терапии составляет обычно 30-40 сеансов с частотой посещения 2-3 раза в неделю. Каждый сеанс длится 30 - 60 минут в зависимости от того, как строится занятие (из каких видов БОС-терапии оно состоит) [11].
Выводы по первой главе
В первой главе рассмотрены понятие биологической обратной связи и принципы работы метода БОС. Биологическая обратная связь понимается как технология, включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов. Также как метод развития осознанного управления неосознаваемыми физиологическими процессами за счет представления их динамики в форме сигналов, доступных восприятию и пониманию обучающегося.
Основной задачей метола биологической обратной связи является обучение саморегуляции поведения. Метод основывается на принципе перевода информации, получаемой при помощи специальных датчиков, от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук - сигналы обратной связи.
2. Психотерапевтические возможности метода БОС
2.1. Особенности применения метода БОС в психотерапии
БОС — это метод развития осознанного управления неосознаваемыми физиологическими процессами за счет представления их динамики в форме сигналов, доступных восприятию и пониманию обучающегося. Управление сигналами обратной связи, переходящее в целенаправленное воздействие на уровень психофизиологической активации, способствует постепенному становлению навыков произвольной саморегуляции [6].
В основе БОС терапии лежит принцип целесообразного саморегулирования непроизвольных функций с использованием систем внешней обратной связи. Человеку предоставляется информация о текущем состоянии какой-либо функциональной системы его организма. При этом БОС терапия обладает рядом признаков, присущих психотерапии в широком смысле. Это метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организма в сферах психической и соматической деятельности; это метод оказания воздействия, активирующего процесс научения; его можно рассматривать как комплекс явлений, происходящих в ходе взаимодействия и общения людей.
Так, например, есть основания рассматривать БОС терапию в русле телесноориентированной психотерапии. Тогда можно заметить, что этот метод открывает доступ к гораздо более информативным, и, что принципиально, объективным данным, отражающим особенности глубинного реагирования индивида, чем традиционные телесноориентированные подходы. Познание личности через познание тела, суть телесноориентированной терапии, переходит здесь на новый психофизиологический уровень, приводит к значимому увеличению пространства самоосознавания [5].
Гуманистическое направление применительно к БОС терапии интересно, прежде всего, своим фокусом на позитивных личностных изменениях клиента, а не просто на устранении симптома. Такой взгляд помещает в поле внимания терапевта не только успешность или неуспешность клиента в обучении навыкам саморегуляции, т.е. качество образования новых условно-рефлекторных контуров регуляции и позитивные изменения в проявлениях симптома, но и все богатство персонального опыта клиента, с которым связаны проявления симптома и процесс его изменения. Здесь ценность биоуправления также в возможности непосредственного взаимодействия с психосоматическими феноменами клиента и в осуществлении личностного роста через осознавание себя в теле. Информация о взаимовлиянии психики и функциональных систем, предъявляемая в режиме реального времени, дает уникальный материал для целостного и объективного определения значения того или иного факта, формирующего запрос клиента вне его вербального описания. Появляется возможность работать с психологическими защитами на психофизиологическом уровне: определять, какие системы организма оказываются заинтересованы в этих процессах, как они реагируют на психотерапевтическое вмешательство и т.п.
Согласно теории инструментального научения, принципы которой легли в основу метода БОС, условием закрепления навыка выступает наличие следующего за действием подкрепления. Так, неудачная попытка вынуждает человека отказаться от неэффективной стратегии, тогда как сам факт успешного выполнения служит подкреплением для продолжения «движения» в избранном направлении. Каждое новое повторение строится с учетом информации о предшествующих результатах, отраженных «зеркалом» обратной связи [10].
Повседневный опыт человека пронизан множеством обратных связей, непрерывно поступающих как извне, так и изнутри организма. Однако поскольку в отношении всего спектра психофизиологических реакций «разрешающая способность» человеческого восприятия весьма ограниченна, информация об изменениях вегетативных функций остается, как правило, за пределами осознания. Попытки произвольного управления ими можно сравнить с попытками слепого стрелка поразить мишень. Однако точное измерение актуального состояния физиологических функций и преобразование данной информации в доступные восприятию сигналы позволяют преодолеть подобную «слепоту» путем создания дополнительной «петли» обратной связи, делая «видимым» то, что в норме не покидает пределы смутных проприоцептивных ощущений. Обратная связь, организованная таким образом, и была названа биологической [6].
Метод БОС хорошо зарекомендовал себя в терапии широкого спектра расстройств. Неизменное преимущество БОС перед традиционным лечением состоит в возможностях превращения пациента «из пассивного объекта врачебных манипуляций в активного субъекта лечебно-реабилитационного процесса. Однако определение данного метода исключительно в медицинском статусе грозит недооценкой той пользы, которую он мог бы принести вне своего сугубо медицинского применения. Не удивительно, что авторы, обеспокоенные излишней «медикализацией» метода БОС, настаивают на обращении к ценностям его создателей [11].
Очевидно, что применение БОС выходит далеко за рамки компенсации того или иного «дефекта», обеспечивая принципиально новые, ранее не задействованные человеком способы и формы саморегуляции, ведущие, в первую очередь, не столько к телесному здоровью, сколько к полноценному психологическому функционированию и жизненному благополучию. Эта идея получила свои конкретные, практические воплощения при использовании БОС в профилактике стресса, оптимизации различных аспектов когнитивной деятельности, фасилитации профессиональных достижений в сфере искусства и спорта. Благодаря развитию механизмов саморегуляции и расширению адаптационных резервов организма метод БОС позволяет научиться максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил по требованию ситуации и быстрому восстановлению после нагрузки, которые характеризуют состояние «оптимального функционирования» или «пика формы». Тем самым было показано, что метод БОС может внести существенный вклад в раскрытие человеческого потенциала и способствовать достижению самоактуализации [11].
Подготовка и проведение процедуры БОС предполагают активное взаимодействие испытуемого и экспериментатора. Не удивительно, что подобное взаимодействие активизирует формы мотивации, включающие элемент социального подкрепления [3]. Другими словами, использование метода БОС имеет очевидный коммуникативный контекст. Основная цель данной коммуникации состоит в обеспечении испытуемого информацией, необходимой и достаточной для продуктивного использования метода. Так, осуществляя комплекс подготовительных мероприятий, включающий размещение приборов на поверхности тела испытуемого, экспериментатор последовательно раскрывает содержание своих действий, разъясняет смысл измеряемых сигналов и демонстрирует их чувствительность к направленным воздействиям испытуемого. Сама инструкция, получаемая испытуемым, является важнейшей составляющей межличностной коммуникации.
Однако следует отметить, что по мере становления метода БОС доля внимания к коммуникативной составляющей процедуры постепенно изменялась. Первоначально экспериментатор выполнял функции техника, своеобразного «придатка» психофизиологического оборудования, и у него не было необходимости общаться с испытуемым, субъективные переживания которого попросту игнорировались, поскольку определяющим условием достижения позитивного эффекта считалось достаточное число повторений. С развитием метода взаимодействие экспериментатора с испытуемым пополнилось элементом активного обучения (тренинга) произвольным поведенческим паттернам, опосредствующим достижение требуемого эффекта. Впоследствии полномочия экспериментатора были еще более расширены за счет его интерпретаций когнитивных и эмоциональных проявлений испытуемого, составляющих субъективный контекст объективно наблюдаемых физиологических изменений. Таким образом, закономерным следствием развития метода БОС стало усиление его коммуникативной составляющей — общения экспериментатора и испытуемого[11].
Более того, по мнению ряда авторов, дальнейшая эволюция метода БОС связана с использованием регуляторных возможностей самих межличностных отношений, складывающихся между экспериментатором и испытуемым. Этот тренд был оформлен в идее диадической БОС. Данная теоретическая модель предполагает использование нескольких «физиологических мониторов» БОС, транслирующих состояние партнеров по общению. Подобное усиление физиологической составляющей опыта, изменяющегося в процессе межличностного взаимодействия, мыслилось как фасилитация «ко-регуляции» его участников, при которой саморегуляция состояния выступает естественной производной отношений между партнерами по общению. Процедура диадической БОС призвана в режиме реального времени «тренировать» межличностное взаимодействие ее участников. Тем самым данная модель БОС акцентирует потенциал межличностного взаимодействия. При этом на смену идее гомеостаза приходит предположение о существовании оптимального уровня напряжения, в связи с чем, в отличие от целенаправленного овладения техниками, сосредоточенными на достижении расслабления, целью диадической ко-регуляции является поддержание психофизиологической активации на уровне, оптимальном для живого и творческого межличностного взаимодействия [11].
Осознание значимости регуляторных возможностей межличностных отношений в процедуре БОС сближает ее с психотерапевтической практикой, намечает формы их активного взаимодействия, ставит вопрос о «психотерапевтической» составляющей метода БОС.
Возможности метода БОС, позволяющие обогащать терапевтическую работу дополнительными психофизиологическими данными, стимулируют его интеграцию в психотерапевтический процесс. Так, еще в работе М. Тумим и X. Тумим было показано, что в ходе психотерапевтической беседы обратная связь по кожно-гальванической реакции оптимизирует идентификацию релевантных содержаний, включая связанный с сопротивлением клиента «вытесненный» психологический материал. Сходным образом, непрерывный мониторинг физиологических процессов в формате БОС позволяет активизировать ресурсы осознания связи тела и психики, обеспечивая условия для самоисследования и прямой модификации дисфункциональных паттернов психофизиологической активности [6].
Отмеченные преимущества метода БОС предоставляют обоснования для его включения в психотерапевтическую практику в рамках психодинамического, гуманистического, феноменологического и когнитивно-бихевиоралъного подходов. Возможные сценарии развития взаимоотношений между психотерапией и методом БОС предполагают два варианта, подразумевающих либо психотерапию, либо метод БОС в качестве платформы для последующей интеграции. По замечанию Д. Хэмиеля и А. Родника, эффективность того или иного варианта интеграции будет зависеть как от специфики решаемой проблемы, так и от индивидуальных особенностей клиента (включая его готовность к установлению и построению терапевтического отношения) [11].
Однако, в какие бы взаимоотношения ни вступали психотерапия и метод БОС как самостоятельные практики, влияние характера межличностного общения на осуществление процедуры БОС является экспериментально доказанным фактом, широко признаваемым ведущими исследователями в данной области. Несомненно, что даже в условиях строгого контроля над характером и количеством речевой активности экспериментатора (и даже ее ограничения рамками унифицированной экспериментальной инструкции) коммуникативное «послание» экспериментатора испытуемому включает в себя установки и оценочные суждения, с неизбежностью вовлекающиеся в разворачивающийся коммуникативный процесс и модифицирующие его.
Взаимодействие метода БОС и психотерапии может рассматриваться двояко: как внешнее взаимодействие между разными процедурами (практиками) и как внутреннее взаимодействие, при котором в самом методе БОС выявляются такие особенности, которые могут служить раскрытию его собственного психотерапевтического потенциала. Более того, принимая во внимание взаимовлияние коммуникативных и аутокоммуниктивных процессов, следует подчеркнуть, что эксплицируемая методом БОС психофизиологическая информация обогащает в первую очередь аутокоммуникацию, оказывая непосредственное влияние на общение человека с самим собой. Отмеченная особенность данной процедуры обеспечивает принципиальную возможность использования метода БОС в качестве полноценного эквивалента психотерапевтической практики.