Файл: Особенности биологической обратной связи как метода психотерапии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем взаимодействие метода БОС с разными психотерапевтическими методами представляется перспективным направлением для выявления и изучения общих, неспецифических факторов пси­хотерапевтического процесса.

2.2. Метод БОС в клиентцентрированной терапии

Содействуя улучшению восприятия внутреннего опыта, БОС способствует расширению осознания физиологических процессов организма.

Акцентируя вни­мание испытуемого на определенных ас­пектах динамического огранизмического опыта, БОС позволяет в пределе сделать достоянием сознания все богатство его це­лостного переживания. Равным образом, в клиентоцентрированной психотерапии усилия психотерапевта направлены на соединение разрозненных и фрагментарных частиц опыта клиента в одном «интегрирующем впечатлении», которое выступает катализатором для организации собственных переживаний клиента на новом уровне сознания. Таким образом, результатом обеих практик может стать «интеграция изоли­рованных и взаимоотчужденных аспектов (инстанций) внутреннего мира клиента/ пациента» [8].

С расширением сферы осознаваемого и увеличением способности к самоконт­ролю участники обеих практик открывают возможности произвольного обращения с собственными состояниями. Стоит от­метить, что подобное расширение сферы осознаваемого сопряжено с процессами когнитивной переработки ранее недоступ­ной информации, принятие или отверже­ние которой, оставаясь «на усмотрение» клиента, зависит от того, будет ли данная информация доступна для «расшифровки» и включения в непротиворечивые отноше­ния со структурой Я.

Закономерным следствием подобно­го включения будет являться тенденция к означению клиентом своих внутренних состояний [8]. Так, по мере продвижения по континууму психотерапевтических изменений, кли­енты склонны проявлять возрастающее стремление к поиску слов для точного вы­ражения собственного опыта и большей дифференциации чувств, конструктов и личностных смыслов. Означение клиентом собственного опыта составляет содержание внутренней ра­боты, результаты которой, как правило, разделяются с терапевтом в психотерапев­тической сессии, но остаются без внима­ния экспериментатора в процедуре БОС. Тем не менее при усилении «голоса тела» в «диалоге» человека с обычно недоступной осознанию физиологической составляю­щей внутреннего опыта последний должен быть «назван по имени». Упорядочение имеющейся и поступающей информации составляет содержание процесса категори­зации, при котором внутренний опыт «на­кладывается на ранее сложившуюся кан­ву» [11]. При этом движение к оптимуму «полноценного функциони­рования» осуществляется в направлении, противоположном попыткам искусствен­ного придания опыту «структуры, которой он не обладает». По мере продвижения человека по континууму психотерапевтических изменений попыт­ки приведения опыта в соответствие с за­ранее заданной структурой Я сменяются возникновением структуры из опыта вмес­те с текущей и изменяющейся организаци­ей Я. В принимающей атмосфере психотерапевтического общения на смену оценке, ограничивающей, искажающей и фактически обесценивающей опыт, при­ходит «ценение» как безусловно принимающее отношение, отражающееся на результатах категоризации клиентом собственного опыта.


При успешном течении психотерапев­тического процесса закономерным явля­ется факт расслабления клиента. Природа психологической напряженности, согласно теории личности К. Роджерса, коренится в «несоответствии сенсорного и внутреннего опыта организма структуре самости», представляющей продукт «искаженного в сим­волизации социального опыта». Указанное несоответствие, схематично представленное на рис. 1, выра­жается в наличии дисбаланса между частью опыта, включенного в функционирование самости (I), и опытом, который не допуска­ется в сознание (III) по причине несовмес­тимости с ее ригидной структурой (II) [11].

Значительная часть опыта, не соответс­твующая структуре самости, является ис­точником потенциальной напряженности, актуализирующейся в зависимости от ок­ружающих условий. Согласно данным ис­следований, основанных на аппаратурной регистрации физиологических данных, Физиологические реакции человека обла­дают крайней степенью чувствительности к угрозе, переживаемой в ситуации меж­личностных отношений. Благодаря этому безопасные психотера­певтические отношения могут активно пользоваться клиентом для исследования различных, в том числе глубоко противоречивых сторон собственного опыта. При этом клиент зачастую сталкивается с осознанием разрыва между истинными реакциями своего организма и проявле­ниями, в действительности представлявшими собой «фасад», стену, за которой он прятался от жизни. Результатом самоисследования данной части опыта может стать его интеграция в структуру самости, и по мере подобного расшире­ния зоны осознаваемого опыта состояние психологической напряженности законо­мерным образом сменится состоянием то­тальной релаксации. Фактически на достижение той же цели ориентирован и метод БОС, направленный на редукцию психофизиологического напряжения [11].

Процедура БОС рассматривается М.С. Труновой и А.Б. Орловым сквозь призму теоретической модели «це­лостной личности» [11]. Вза­имодействие структуры самости и опыта в режиме биоуправления схематично пред­ставлено на рис. 1.

Рис. 2. «Личность» в режиме биоуправления

Источник: М.С. Трунова Метод биологической обратной связи: психотерапевтическая перспектива / М.С. Трунова, А.Б. Орлов // Вопросы психологии.- 2014.- № 6.- С. 40

Выхватывая отдельное висцераль­ное событие (а) из потока внутреннего, организмического опыта, символизация (означение) которого затруднена в силу естественной слабости интероцептивных раздражений (область, ограниченная пунктирной линией), процедура БОС возвращает его испытуемому в виде обога­щенного оценочным компонентом потока внешнего сенсорного опыта, осознаваемо­го в этом качестве (а’). При этом целостное переживание (моментом которого являет­ся улавливаемое аппаратурой висцераль­ное событие) потенциально доступно как осознанию и точной символизации (Ь), так и искажению (с) в силу искажения связи исходного висцерального события (а) и его репрезентации на основании информации, полученной по каналу обратной связи (а’). Систематическое искажение сенсорных данных под действием ригидных частей Я-концепции может иметь критическое значение для обращения с опытом как внутри, так и за пределами рассмотренной ситуации. Данное искажение определяет­ся внешней оценкой внутреннего опыта, которая по мере «усвоения» становится условием его ценности. Так, в процессе со­циализации в обращении с собственным опытом все большее значение приобрета­ют интернализированные нормы («условия ценности»), под действием которых самопринятие, изначально основанное на автономном «организмическом ценност­ном процессе», становится зависимым от внешних условий. Об­ратные изменения, составляющие суть клиентоцентрированной психотерапии, возможны, когда во взаимоотношени­ях между людьми существует атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного самовыражения [11].


В процедуре БОС висцеральное со­бытие, оцениваемое сначала эксперимен­татором, а затем и испытуемым как выхо­дящее за рамки подкрепляемого целевого диапазона, будет восприниматься как не­допустимое, что на физиологическом уровне приведет к отказу от его пере- и проживания. Навыки произвольной само­регуляции выступят средством создания «физиологического фасада» и, как следс­твие, рассогласования между состоянием физиологического расслабления и пси­хологической напряженности. Напротив, при безусловном ценении опыта, по мере улучшения восприятия висцеральных про­цессов, «событие», даже будучи антиподом целевого изменения, получает возмож­ность означения. Результатом развития навыков произвольной саморегуляции становится формирование «доминанты» на собственном организмическом процес­се. Подобное отношение может быть оп­ределено как доверие организму, представ­ляющее одну из ключевых характеристик «полноценно функционирующего чело­века», конечного итога максимально ус­пешной и максимально продолжительной клиентоцентрированной психотерапии.

Отмеченные особенности разнонаправ­ленной динамики состояний испытуемого в процедуре БОС М.С. Трунова и А.Б. Орлов рассматривают как альтернативы, заключенные в самой про­цедуре [11].

На рис. 2 представлена схема возмож­ной динамики процедуры БОС, включа­ющая два полярных по своему психотера­певтическому содержанию направления. Данные направления задают полюса кон­тинуума, образуемого всей совокупностью

Рис. 2. Схема психологической динамики БОС

Источник: М.С. Трунова Метод биологической обратной связи: психотерапевтическая перспектива / М.С. Трунова, А.Б. Орлов // Вопросы психологии.- 2014.- № 6.- С. 41

Задаваемые инструкциями «условия» при взаимодействии с опытом испытуемых актуализируют в случае «оценки» (1) — интроецированные ценности, в случае «ценения» (2) — организмический ценностный процесс эмпирических случаев. Согласно предлага­емой схеме, процедура БОС обеспечивает формирование навыков произвольной са­морегуляции за счет обращения внимания ручающегося на свое состояние и одно­временного усиления той части организмического опыта, которая обычно находится за пределами осознания. БОС передает информацию о физиологической функции на всем диапазоне, однако ее направлен­ное изменение требует «подкрепления», т.е. оценки, выраженность которой можно варьировать с помощью экспериментальной инструкции. Установка испытуемого на определенное (либо оценочное, либо безоценочное) отношение к собственно­му организмическому опыту, задаваемая и контролируемая посредством инструкции, модулирует возможность интеграции по­ступающей информации в структуру са­мости, определяя либо контртерапевтиче­ский, либо психотерапевтический характер последующих изменений.


В предельном случае «оптимально функ­ционирующей личности» успешное совладание с собой в различных ситуациях будет сопровождаться постепенным образовани­ем «психофизиологического фасада», обес­печивающего игнорирование значительной части внутреннего опыта, крайне затрудня­ющего процессы самоисследования и, в конечном счете, блокирующего обраще­ние к внутренним ресурсам. Эффектив­ное достижение социально поощряемых целей ценой отказа от всего многообразия собственного организмического опыта угрожает усугублением психологических проблем в силу принятия ошибочных ре­шений на основании искаженной и подав­ляемой информации. Напротив, в случае «полноценно функционирующего человека» путь «проживания», заключающийся «не в стремлении человека “быть личностью”, но в его стремлении быть самим собой» [8], связан с принятием решений на основании тотальной откры­тости всему внутреннему опыту, и резуль­татом его безусловного ценения становит­ся доверие человека своему организму.

Выводы по второй главе

Во второй главе рассмотрены особенности применения метода БОС в психотерапии. Отдельно рассматривается использование БОС в клиентцентрированной терапии.

БОС как метод психотерапии обладает рядом признаков, присущих психотерапии в ши­роком смысле. Это и метод лечения, влияющий на состояние и функционирование организ­ма в сферах психической и соматической деятельности, и метод оказания воздействия, активирующего процесс научения, и комплекс явлений, про­исходящих в ходе взаимодействия и общения людей.

Преимущество БОС перед традици­онным лечением состоит в возможностях превращения пациента из пассивного объ­екта врачебных манипуляций в активного субъекта лечебно-реабилитационного про­цесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, биологическая обратная связь — это технология, включающая в себя комплекс исследовательских, немедицинских, физиологических, профилактических и лечебных процедур, в ходе которых человеку посредством внешней цепи обратной связи, организованной преимущественно с помощью микропроцессорной или компьютерной техники, предъявляется информация о состоянии и изменении тех или иных собственных физиологических процессов. Это метод развития осо­знанного управления неосознаваемыми физиологическими процессами за счет представления их динамики в форме сигналов, доступных восприятию и по­ниманию обучающегося.


Биологическая обратная связь является нефармакологическим методом лечения с использованием специальной аппаратуры для регистрации, усиления и «обратного возврата» пациенту физиологической информации. Основной задачей метода является обучение саморегуляции, обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю.

Основной принцип метода обратной связи – перевод информации, получаемой при помощи специальных датчиков, от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук - сигналы обратной связи. 

Выделяют две сферы применения БОС-технологий: клиническую - при лечении различных хронических заболеваний (гипертоническая болезнь, эпилепсия, синдром нарушения внимания и гиперактивность у детей и подростков, ночной и дневной энурез, мигрень, бронхиальная астма и др.) и при предотвращении развития болезни (депрессия, патологическая тревога, панические атаки и др.) и
- неклиническую (применение БОС-технологий для повышения показателей в большом спорте, искусстве, а также в любой деятельности, требующей длительных усилий, а также большой ответственности;
коррекции так наз. пограничных состояний, вызванных неконтролируемым влиянием хронического стресса; повышения эффективности обучения, развития творческих способностей и др.).

Метод биологической обратной связи широко применяют в психотерапии. Обязательным условием БОС-терапии является мотивация пациента на достижение результата. Использование биологической обратной связи превращает пациента из объекта врачебных вмешательств в активного и заинтересованно участника лечебного процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Астахова А.И. БОС тренинг как инструмент терапевтического контакта / Астахова А.И., Кицина ТА. // Из­вестия Южного федерального университета. Технические науки. - 2008. - № 83 (6). - С. 49-53.
  2. Боксер О.Я. К истории создания учения, аппаратуры и методов формирования биологической обратной связи / Боксер О. Я.//Медицинская техника. – 1999.- №4. - С. 44-46.
  3. Вартанова Т.С. Очерк истории развития биологической обратной связи как метода медицинской реабилитации / Вартанова Т.С., Сметанкин А.А. // Общие вопросы применения метода БОС / Под ред. Н.М. Яковлева. - СПб.: ЗАО «Биосвязь», 2008. - С. 3—19.
  4. Ивановский Ю.В. Принципы использования метода биологической обратной связи в системе медицинской реабилита­ции / Ивановский Ю.В., Сметанкин А.А. // Биологическая обратная связь.- 2000.- № 3.- С. 2—9.
  5. Козьяков Р.В. Психофизиология профессиональной деятельности / Р.В. Козьяков.- М.: Директ-Медиа, 2013.- 242 с.
  6. Мельникова М.С. Психотерапевтический потенциал биологической обратной связи: эмпирическое исследование / М. С. Мельникова, А. Б. Орлов // Вопросы психологии. – 2016.- № 2. - С. 91-97.
  7. Метод биологической обратной связи в клинической практике / Н. Л. Кунельская и др. // Журнал неврологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. – 2014.- № 8. - С. 46-50.
  8. Орлов А.Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и поли­тике (к 100-летию со дня рождения К. Роджер­са) / А.Б. Орлов // Вопросы психологии.- 2002.- № 2. - С. 64-84.
  9. Рыбников О.Н. Психофизиология профессиональной деятельности : учебник / О.Н. Рыбников. - Москва : Академия, 2010. - 317 с. 
  10. Свойства нервных процессов и эффективность бос-тренинга / Е.В. Асланян и др. // Психологический журнал. – 2013.- № 2.- С. 108-116.
  11. Трунова М.С. Метод биологической обратной связи: психотерапевтическая перспектива / М.С. Трунова, А.Б. Орлов // Вопросы психологии.- 2014.- № 6.- С. 33-43.