Файл: Оценка готовности детей к школе ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.
При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.
Общее физическое развитие. Определяется по наличию основных физических качеств:
- ловкость;
- скорость;
- сила;
- скоординированность движений.
Уровень развития основных видов движений:
- бег;
- прыжки;
- наклоны;
- приседания;
- ползание.
- Развитие мелкой моторики рук:
- держать ручку или карандаш;
- проводить четкие линии;
- перекладывать мелкие предметы;
- складывать лист бумаги.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:
- умываться;
- чистить зубы;
- мыть руки;
- пользоваться туалетом;
- одеваться;
- застегиваться и завязывать шнурки;
- следить за своим внешним видом;
- пользоваться столовыми приборами;
- убирать за собой посуду;
- организовывать рабочее место;
- собирать, складывать и убирать свои вещи.
Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:
- важности быть здоровым;
- необходимости беречь здоровье;
- режиме дня;
- значимости занятий спортом.
Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок. Чтобы физически подготовить ребенка к школе, нужен комплексный подход. Нужно выполнять утреннюю зарядку, проводить закаливание. Также, необходимо развивать мелкую моторику рук: собирать конструкторы, заниматься лепкой и вышиванием. Следует морально подготовить ребенока, что в школе ему нужно будет сосредотачиваться на длительное время. Еще до школы можно поручать ответственные задания, которые требуют тишины и концентрации.
2.Критерии интеллектуальной готовности. Основные показатели интелактуальной готовности ребенка к школе — это:
Умение мыслить и способность к воображению. Перед тем, как идти в школу, ребенок уже должен уметь логично отвечать на некоторые несложные вопросы, анализировать предложенную ситуацию. Также, он должен уметь придумать историю или небольшой рассказ. Есть множество занятий в игровой фоме, которые помогают развить мыслительные способности
Знание букв и умение читать. Даже 20 лет назад, детей брали в школу, «начиная с нуля». Теперь, ситуация поменялась. В наш информационный век темпы развития детей ускорились. Поэтому, согласно программе, дети дошкольного возраста должны быть знакомы с буквами и уметь читать, хотя бы по слогам
Начальные навыки письма. Чтобы ребенок научился писать быстро и без проблем, его рука должна быть подготовлена к школе. Он должен уверенно держать ручку, уметь рисовать ею геометрические фигуры
Правильная речь. Умение говорить правильно, не картавить и не шепелявить, очень важно для готовности к школе. Также, ребенок должен уметь формулировать свои мысли, составлять логичные предложения.
Интелектуальная готовность включает:
- достаточный багаж знаний об окружающем мире;
- умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
- любознательность, потребность в получении новых знаний;
- уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
- наличие словесно-логического и образного мышления;
- развитую речь, достаточный словарный запас;
- сформированные сенсорные навыки;
- устойчивое внимание;
- крепкую память.
Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.
3.Критерии социальной готовности. Социальная готовность базируется на таких компонентах:
коммуникативность;
- стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
- умение уступать в споре и делиться, быть толерантным;
- умение выслушивать собеседника;
- готовность соблюдать очередь;
- готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
- понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших.
Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.
4.Критерии личностной готовности. Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему. Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.
К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.
5. Критерии эмоционально-волевой готовности. Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:
- радостное ожидание поступления в школу;
- принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
- способность подчинять свои мотивы коллективным;
- умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
- стремление преодолевать трудности;
- стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
- сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
- присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.
Чтобы чувствовать себя комфортно в школе, ребенок должен быть срессоустойчивым и коммуникабельным. Нужно учит ребёнка правилам поведения в коллективе, навыкам общению при конфликтных ситуациях
Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.
6.Критерии специальной готовности. Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:
- называть буквы;
- читать слоги или слова;
- считать, прибавлять и отнимать в пределах 10;
- писать отдельные элементы;
- рисовать простые предметы;
- выполнять несложные физические упражнения. [9]
В дошкольных подготовительных группах педагоги и психологи проводят диагностику речевых способностей ребёнка. Согласно этой диагностике, дети в возрасте 6-7 лет должны:
- правильно выговаривать все буквы алфавита;
- различать отдельные звуки и называть слова с ними, а также определять местоположение нужного звука в начале, середине или конце слова;
- делить на слоги простые слова (мама, рама, собака, ракета) и составлять из отдельно взятых слогов целые слова;
- производить звуко-буквенный анализ простых слов;
- самостоятельно составлять предложения, согласовывая в них слова по роду, падежу и числу;
- уметь подбирать к словам синонимы (слова с одинаковым значением: собака-пёс, рисунок-картинка) , антонимы (слова с противоположным значением: острый-тупой, тяжёлый-лёгкий) , а также описывать основные свойства предметов (машинка маленькая, пластмассовая, зелёная) ;
- уметь пересказать любимую сказку, запомнить наизусть маленькое стихотворение, составлять рассказ из предложенной серии картинок;
- владеть достаточным словарным запасом речи, связно составлять повествование;
- уметь образовывать уменьшительно ласкательные формы слов (кот-котик, мама-мамочка), находить звуковые различия в словах (конец-гонец, ножка-ложка) , формировать прилагательные из существительных (зима-зимний, яблоко-яблочный) .
Обычно такие умения формируются в ходе специальных занятий, которые проводятся в детском саду. Их наличие необходимо для изучения школьных предметов, предусмотренных учебным планом. [8]
Таким образом, готовность - целостное образование. Отставание в развитии одного компонента рано или поздно влечет за собой отставание или искажение в развитии других. Комплексные отклонения наблюдаются и в тех случаях, когда исходная психологическая готовность к школьному обучению может быть достаточно высокой, но в силу некоторых личностных особенностей дети испытывают значительные трудности в учении. Психологическая готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности
Выводы по главе 2
В данной главе были рассмотрены особенности оценки готовности детей к обучению в школе. Стоит отметить, что важно учитывать при комплексной оценке готовности ребенка к школе: физическое состояние (активность или пассивность), психическое состояние (наличие или отсутствие различных отклонений от нормы, эмоциональное состояние – стабильность или же нестабильность), умственные способности (уровень интеллекта, особенности мышления). Таким образом, только комплексно изучая все вышеописанные компоненты готовности, можно определить ее уровень в той или иной степени, а также то, что будет способствовать его улучшению или же наоборот, что мешает достигнуть необходимого уровня готовности.
На основе изученной литературы были выявлены наиболее валидные и качественные методы и способы оценки готовности ребенка к школе, такие как индивидуальны и групповые тесты, различные проективные методики. Так же была определенна последовательность изучения отдельных компонентов готовности ребенка и собственно критерии готовности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате анализ психолого-педагогической литературы, мы заключили следующее:
Готовность к школе – это не только запас знаний, которые нужны для благополучного использования на практике, но и восприимчивость к совместной деятельности, прохождение различных трудностей и благоприятное соотношение учёбы и школы в целом. Готовность к школе – дает возможность к дальнейшему продуктивному обучению в целом.
Педагогам, родителям и, конечно, педагогу-психологу необходимо внимательно наблюдать эмоции и чувства ребёнка, когда происходит ответственный этап в его жизни, и помочь, ведь это дополнительно увеличивает его готовность к школе. И в свою очередь своевременно оказать необходимую помощь и поддержку, в зависимости от конкретной индивидуальной ситуации.
Психологическую готовность – это в первую очередь ответственность педагога-психолога. В годовой план работы входит проверка уровня готовности ребенка к школе еще до поступления с помощью профессионального инструментария. А также комплексная оценка развития детей для прогнозирования дезадаптационных рисков (рисков школьных трудностей); выявление причин, затрудняющих продвижение дошкольника на более высокий уровень развития; выбор наиболее адекватной программы и условий обучения, а также разработки рекомендаций для педагогов и родителей по снижению рисков дезадаптации являются основной целью диагностического обследования.
Благодаря своевременному выявлению тех или иных трудностей возможно оказание необходимой помощи ребенку и создание для него необходимых условий обучения.
Таким образом готовность к школе неотъемлемая часть работы педагога-психолога заключающая в себе фундаментальную важность для всего образовательного процесса в целом.
Список литературы
1.Анастази А. Психологическое тестирование. М.: Педагогика, 1982. — с. 535.
2.Божович Л.И. Личность ребенка и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Академия, 1968. — с.217.
3.Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. «Психологическая готовность ребенка к обучению в школе». — М.: Академический Проект, 2005. — с.23.
4.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. СПб, 2004. — 270 с.
5.Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. М.: Педагогика, 1980. — с. 167.
6.Каменская В.Г. «Детская психология с элементами психофизиологии. М.:ФОРУМ, 2005.- с. 223.
7.Косякова О.О. Психология раннего и дошкольного детства. Ростов-на-Дону: Феникс. 2007. — с. 175.
8.Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Академия, 1991. — с.152.
9.Кулагина И. Ю. Личность школьника. М.: Сфера, 2001. — с. 107−110.
10.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М., 2002., С.122−123.
11.Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. М.: Сфера, 2001. — с. 158.