Файл: Оценка готовности детей к школе ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Современная действительность предъявляет жесткие и строгие требования к ребенку-первокласснику. Здесь очень важна правильная подготовка ребенка к школе. Подготовка детей к успешному обучению в школе является приоритетной проблемой, которая в современной ситуации приобретает особую актуальность и интерес, к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Это связано с постоянным совершенствованием системы школьного образования, с усложнением учебных требований.
Новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, - все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности феномена "готовность к школе" и подходы к его дальнейшему изучению. Готовность ребенка к современному школьному образованию выступает как совокупный результат системы воспитания, направленный на полноценное личностное развитие каждого дошкольника.
Оценить готовность ребёнка к обучению в школе – это вершина творчества как дошкольного психолога, так и дошкольного педагога (воспитателя). Ошибки в оценках возможностей, способностей и задатков ребёнка чреваты очень большими последствиями в развитии его как личности, а в последствии – как гражданина. Поэтому весьма важно то, какими концептуальными подходами руководствуются специалисты по детской психологии и педагогике, чем они руководствуются в своей работе – сиюминутными успехами (пускай даже неожиданными или «фантастическими») или научно обоснованным прогнозом, одной лишь интуицией или практическим опытом, личными мотивами (включая и родительско-семейные мотивы) или общественной значимостью своей профессии.
Исследователи в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).
Можно с полным основанием сказать, что на сегодняшний день общепризнанно, что готовностью к школьному обучению является многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.
Проблема оценки является ключевой в определении готовности детей лет к обучению в школе, а также возможных прогнозов адаптации. Она волнует сегодня не только родителей, чьи дети поступают в первый класс, но и педагогов образовательных учреждений.
С приходом в школу ребенок попадает в новую для него социальную ситуацию развития и сталкивается с новой деятельностью, которая становится главной. От того, насколько успешно он включится в ситуацию систематического обучения, будет зависеть успешность не только в школе, но и в последующей жизни. Комплексная оценка развития детей для прогнозирования дезадаптационных рисков (рисков школьных трудностей); выявление причин, затрудняющих продвижение дошкольника на более высокий уровень развития; выбор наиболее адекватной программы и условий обучения, а также разработки рекомендаций для педагогов и родителей по снижению рисков дезадаптации являются основной целью диагностического обследования.
Исходя из актуальности проблемы была определена тема курсовой работы: «Оценка готовности детей к школе».
Целью данной работы является изучение особенности оценки готовности к школьному обучению у старших дошкольников.
Объект исследования: готовность к школьному обучению.
Предмет исследования: оценка готовности к школьному обучению.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую готовность в психолого-педагогических исследованиях;
2. Изучить основные компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе;
3. Теоретически обосновать психолого-педагогическую модель оценки психологической готовности к школьному обучению у старших дошкольников;
4. Изучить критерии готовности к школьному обучению.
Методы и методики исследования: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы, моделирование.
Работа состоит из двух глав, введения и заключения, в конце представлен список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Проблема психологической готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной педагогике и психологии
Проблема готовности ребенка к началу систематического школьного обучения изучалась в отечественной психологии и педагогике в различных аспектах (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Г. Салмина, В.В. Холмовская, Д.Б. Эльконин и др.). Авторы выделяют общую и специальную готовность детей к школьному обучению. Общая готовность состоит из таких компонентов, как: интеллектуальный, личностный, физический и социальнопсихологический [19].
Одним из первых обратился к этой проблеме К.Д. Ушинский. Изучая психологические и логические основы обучения, он рассмотрел процессы внимания, памяти, воображения, мышления и установил, что успешность обучения достигается при определенных показателях развития этих психических функций. В качестве «противопоказания» к началу обучения К.Д. Ушинский выделил: слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой "выговор слов" [3].
В исследованиях Л.И. Божович, посвященных психологической готовности к школе, в качестве низшего актуального уровня психического развития, необходимого и достаточного для начала обучения в школе, было предложено новообразование, названное ею "внутренняя позиция школьника". Это психологическое новообразование возникает на границе дошкольного и полной забот и ответственности: младшего школьного возраста, или в период кризиса 7 9 лет, и представляет собой слияние двух потребностей - познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне. Только при сочетании этих двух потребностей, ребенку возможно включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности. Это выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или произвольном поведении ученика [8].
По мнению исследователей, комплекс психологических свойств и качеств, определяющих психологическую готовность к школьному обучению, должны составлять определенный уровень развития познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, опосредованная школьная мотивация (желание учиться), внутренние этические инстанции, самооценка. Данное направление даже при всех своих положительных сторонах, при рассмотрении готовности к школе не учитывает наличия предпосылок и источников наличия учебной деятельности в дошкольном возрасте [7].
Говоря о готовности к школьному обучению, Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова, выделяют ее комплексный характер. Авторы считают, что структурирование этой готовности идет не по пути дифференциации общего психического развития ребенка на интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы, а виды готовности.
Таким образом, авторы рассматривают психологическую готовность к школе, как систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром, а также выделяют ее показатели, связанные с развитием различных видов взаимодействий ребенка с окружающим миром. В данном случае основные стороны психологической готовности к школьному обучению протекают в трех направлениях: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе.
1.2. Основные компоненты психологической готовности ребенка к обучению в школе
Начиная с двадцатых годов нашего века, психологическая готовность к обучению выступала как предмет специального обучения, так и попутного рассмотрения в ходе исследования смежных вопросов.
По мнению А.Анастази, понятие школьной зрелости – это овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками [2].
Школьная зрелость, по определению Й.Шванцара, это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении. В качестве компонентов готовности к школьному обучению он выделял умственный, социальный и эмоциональный компоненты [2].
С точки зрения Л.И.Божович, готовность к школьному обучению складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника [7].
Психологическая готовность к школе состоит из трех взаимосвязанных между собой компонентов, которые во время дошкольного детства развиваются. Успешное обучение и комфортное эмоциональное состояние в школе зависит от интеллектуального развития, от познавательного развития, от развития личностного и социальных навыков – умения вести себя в коллективе сверстников. Желание учиться, познавать что-то новое абсолютно необходимо. Чаще всего именно развитию интеллекта родители уделяют много сил и времени. Не только количество навыков и знаний поможет ребенку в школе усваивать новое от взрослых. Важно, чтобы ребенок умел внимательно слушать и выполнять задания, ориентироваться на образец и контролировать качество выполнения операции и последовательность действий. Волевая сфера и личностное отношение к обучению определяет устойчивость умственной деятельности и социальной адаптации.
Многие родители считают, что ребенка можно отправлять в школу, если он знает буквы, цифры и название цветов радуги. Однако общая картина «школьной зрелости» является многогранным и комплексным понятием, которое включает различные виды готовности детей к школе.
Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:
морфологических;
психологических;
личностных.
Степень их сформированности зависит от:
правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
уровня развития его психических процессов;
социальной среды, в которой ребенок воспитывался;
личностных качеств, которые у него выработались;
наличия основных универсальных учебных умений. [19]
В таблице 1 представим основные компоненты готовности к обучению в школе и их характеристики.
Таблица 1. Основные компоненты готовности к обучению в школе и их характеристики
Физическая |
Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья. |
|
Психологическая |
Интеллектуальная |
Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию. |
Социальная |
Готовность взаимодействовать с окружающим социумом. |
|
Личностная |
Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника. |
|
Эмоционально-волевая |
Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок. |
|
Специальная |
Основные учебные умения |