Файл: Оценка готовности детей к школе ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, по оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой - как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности (Т.И. Бабаева, Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова и др.). [7]

Чтобы ученику было комфортно в школе, он должен знать и соблюдать отношения между учителем и учеником. Умение ребенка менять свое поведение, принять на себя конкретную роль говорит о взрослении. Ребенок должен выполнять требования учителя. Он должен уметь давать оценку результатов деятельности и искать пути воздействия при трудностях. Стремление родителей к тому, чтобы ребенок механически усвоил больший объем знаний перед школой, приводит к тому, что их чадо перегружено и не усваивает материал программы. Самое важное – это учить ребенка целенаправленной деятельности и сотрудничеству с взрослыми. Важно доводить начатое до конца, формировать навыки рассуждения, развивать повествовательную функцию речи. Нужно обращать внимание на то, чтобы ребенок сравнивал и обобщал полученные данные и делал разумнее выводы. Желание стать учеником, соблюдать правила поведения и обладать правами и обязанностями составляют основную позицию ученика, что важно для качественного обучения ребенка. Как бы идеально ребенок не мог считать и писать, он не будет хорошо учиться, если не знает, как общаться с людьми. Потому что требования поведения и новая обстановка будут ему в тягость. Ребенок может плохо себя вести на уроках, быть невнимательным, интересоваться только переменой. Может быть отрицательное отношение к учителю и товарищам.

Желание дошкольника учиться чему-то новому у взрослого, это хорошо. Желание идти в школу и обучаться новому отличаются друг от друга. Ребенок может собираться в школу, но важно знать почему. Иногда он хочет пойти в школу, чтобы общаться с ровесниками, а иногда потому что ожидает от родителей подарков. Стремление приобретать знания, учиться новому и узнавать неизвестное надо воспитывать. [12]

Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения, благоприятное профессиональное становление во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень подготовленности детей к школьному обучению. В современной психологии пока не существует единого и четкого определения понятия «готовности», или «школьной зрелости». В нашей стране изучение психологической готовности к школьному обучению имеет долгую историю. [1]


Специалистами выделяются следующие виды готовности к школьному обучению:

1.Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

2.Психологическая готовность

Рассмотрим виды психологической готовности к школе, которая охватывает несколько аспектов.

Интеллектуальная готовность. Интеллектуальная подготовка к поступлению в школу является необходимым условием для успешного овладения учебной программой.

Считается, что в 6-7 лет ребенок должен знать наизусть свой адрес и название города, а также имена родителей и близких родственников, знать места их работы. Так же ребенок должен ориентироваться в днях недели и временах года, знать их последовательность, а еще отличать основные виды деревьев, цветов, животных и птиц своего города. Хорошо, если ребенок ориентируется еще и в названиях месяцев, пространстве и социальном окружении. Когда дети наблюдают природу и события окружающего мира, они находят в этом временные и причинно-следственные отношения, делают выводы и обобщают. В этом возрасте это чаще всего происходит стихийно, из предыдущего опыта, и в связи с этим взрослые начинают думать, что здесь не требуется специального обучения, хотя это и не так.

Социальная готовность. Первый год в школе для ребенка достаточно сложный и переходный момент в жизни. Меняется его распорядок дня, уклад жизни, растет нагрузка и психологическая, и эмоциональная. Беззаботные игры сменяются ежедневными занятиями.

Современная действительность предъявляет жесткие и строгие требования к ребенку-первокласснику. Здесь очень важна правильная подготовка ребенока к школе. Раньше считали, что дети должны получать знания и умения только с первого класса. Однако сейчас все стало сложнее. Современные школы набирают детей только после проведения с ними предварительного собеседования, а также тестирования. Они помогают учителям и психологам узнать способности и умения будущих первоклассников. Сейчас ребенок, поступая в школу обязательно должен уметь читать по слогам и писать , но печатными буквами. Уметь знать цифры и считать до десяти, иметь представления об окружающем мире. Также в школах проверяю логическое мышление ребенка, память и внимание. Прохождение тестирования становится стрессом для семьи. И конечно обязательно необходимо готовить к этому ребенка заранее. Но это является только одной стороны.


При поступлении ребенка в первый класс учитывается социальная, психологическая и коммуникативная готовность ребенка к учебному заведению. Усложняющиеся с каждым годом программы и школьное обучение меняет жизнь ребенка кардинально. Меняется самооценка ребенка и отношения как к взрослым, так и к сверстникам. Первый год обучения требует от ребенка требуется напряженного умственного труда, сосредоточенная работа на уроках. Ребенок сталкивается с новыми детьми и взрослыми. Ему необходимо установить контакты с одноклассниками, учителем, выполнять требования дисциплины. Опыт показывает, к этому готовые не все дети. Для многих первоклассников трудна социальная адаптация, поскольку ребенок вначале не может сразу адаптироваться к школьному режиму, школьным нормам поведения и брать на себя школьные обязанности.

Социальная готовность ребенка к школе включает в себя готовность к совсем другому общению, другому отношению к себе, окружающему миру. Если ребенок перед приходом в школу не посещал детский сад и его общение сводилось только к общению с родителями он, конечно же, не будет знаком с правилами общения со сверстниками. Такой ребенок может сразу же стать изгоем в классе. Здесь задача социального развития заключается в формирование коммуникативных навыков посредством игры, учебы, бытовых ситуаций. Ребенок в первую очередь должен понять, что он больше не сможет следовать только по своему желанию. Важным компонентом социальной готовности является умение выслушивать других и воздержаться от собственных мыслей. Очень важно приучить ребенка слушать, а также выслушать до конца. Социальная готовность к школе заключается в том, чтобы ребенок знал правила поведения в школе, как необходимо общаться друг с другом. Жизнь класса не проходит без конфликтов. Здесь очень важно научить детей решать эти конфликтные ситуации. Учить их разговаривать друг с другом, совместно искать пути их решения и др. Формирование у ребенка принятия позиции школьника считается психологической подготовкой к школе. Психологическая готовность к школе в свою очередь обязывает занять особое положение в обществе. Такая готовность выражается в особом отношении ребенка, во-первых, к школе, затем к учителю и учебе, к сверстникам, родителям и близким, а также к себе. Особое отношение к учебному заведению включает в себя следование правилам школьного режима, то есть вовремя приходить на занятия, тщательно выполнять все школьные задания и домашнюю работу. Правильно воспринимать урок, истинный смысл действий преподавателя, его профессиональную роль.


Основы взаимоотношения ребенка с окружающим миром закладываются в семье и развиваются в процессе посещения дошкольного учреждения. «Домашние» дети труднее приспосабливаются к условиям школьного коллектива.

Личностная готовность. Личностная готовность к поступлению в школу связана со степенью формирования внутреннего настроя ребенка на то, что меняется его роль в обществе, меняется отношение взрослых и их система запросов к нему.

Первоклассник должен сознательно принимать позицию школьника и иметь устойчивую внутреннюю мотивацию к обучению. Важно, чтобы его положительная мотивация не базировалась на внешних аспектах (приобретение новой одежды, портфеля, обладание канцелярскими принадлежностями и т.д.), а на том, что посещая школу, он станет умнее, сможет развивать свои способности и навыки.

К тому же ребенок должен быть готов, что в семье его будут считать более взрослым и самостоятельным. Поэтому увеличится количество требований и семейных обязанностей. В этом плане особенно сложная ситуация складывается в семьях, где еще есть дети дошкольного возраста.

Эмоционально-волевая готовность. Высокий уровень эмоционально-волевой готовности к школе является ключом к успешному обучению. Ведь в таком случае, даже имея проблемы на начальном этапе школьной адаптации, ребенок сможет их преодолеть и не будет испытывать трудности в дальнейшем.

3.Специальная готовность

Специальная готовность к школьному обучению заключается в том, что ребенок обладает некоторыми универсальными учебными умениями:

Таким образом, важно, чтобы все основные виды готовности ребенка к школе были сформированы на достаточном уровне. Только в таком случае в условиях систематического обучения у ребенка не наступит ухудшение здоровья, он будет справляться с предъявляемыми требованиями, успешно усвоит школьную программу и социально-психологически адаптируется к школьной жизни.

Выводы по главе 1

Изучая различный теоретические источники, мы пришли к выводу, что готовность детей к успешному обучению в школе является приоритетной проблемой. Исследователи в области отечественной детской психологии и дошкольной педагогики, так или иначе затрагивали проблему готовности к школьному обучению, что обусловлено органичной связью данного феномена с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста и его индивидуальных особенностей.


Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Н.Н. Поддъяков, К.Н. Поливанова, Е.О. Смирнова и др.).

На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к школе, к обучению в целом является многокомпонентное образование, а оно в свою очередь требует комплексных психологических исследований.

Таким образом можно сделать вывод о том, что изучение качества и валидности тестов на выявление уровня готовности ребенка к школе является одой из приоритетных задач для школьного психолога, так как данная фундаментальная основа заключает в себе успешность всего дальнейшего обучения.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

2.1. Методы и способы оценки готовности ребенка к школе

Готовность к школе не измеряется одним показателем. Диагностику нужно проводить, основываясь на основных этапах развития дошкольника:

Следует отметить, что современный подход к рассмотрению проблемы диагностирования психолого-педагогической готовности к школе напрямую связан с проблемой обеспечения детям равных стартовых возможностей накануне поступления в школу. Начало обучения и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей развития детей. Шестилетний первоклассник по уровню психического развития остается дошкольником: особенности его мышления, внимания, памяти требуют использования адекватных технологий воспитания, обучения и развития в традиционных для него видах деятельности, с учетом специфических для дошкольников форм мышления. [11]

Применительно к обучению детей 5-тилетнего возраста, а также детей, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, эти позиции еще более актуальны. В этом случае можно говорить лишь о предпосылках к зарождению учебной деятельности. Ребенок должен доиграть, «созреть» для школьного обучения, то есть должен быть готовым к нему психологически.

Физическая активность. Нужно пронаблюдать, как часто ребенок двигается и может ли менять активный род деятельности на спокойный. В современном мире, родители часто сталкиваются с проблемой гиперактивности ребенка. В таком случае, ребёнку сложно сосредоточится и усидеть на одном месте. А ведь в школе, уроки будут длится долго