Файл: Оценка готовности детей к школе ( ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И, во время них, ребенку не только потребуется тихо сидеть, но и концентрироваться на получении знаний. Другая сторона медали — это пассивность ребёнка. Не активные дети, часто обидчивы и сложно уживаются в коллективе. Поэтому, родителям нужно адекватно оценить физическую активность и помочь в ее нормализации

Умственные способности. Школа предъявляет целый ряд требований к знаниям и умениям детей, которые поступают в школу. Поэтому, заранее нужно определить, в каких сферах ребенок отстает. И, по возможности, наверстать упущенное

Эмоциональная стабильность. Чтобы чувствовать себя комфортно в школе, ребенок должен быть срессоустойчивым и коммуникабельным. Нужно учит ребёнка правилам поведения в коллективе, навыкам общению при конфликтных ситуациях

Диагностику нужно проводить, как минимум за год до того, как ребенок отправится в школу. Чтобы было время исправить недостатки. [16]

Для работы со старшими дошкольниками используется диагностический инструментарий, представляющий собой тесты, которые разделяются на группы по следующим основным признакам: индивидуальные и групповые (коллективные), вербальные и невербальные, количественные и качественные, градуальные и альтернативные, общие и специальные.

Индивидуальные тесты предназначены для работы с каждым испытуемым в отдельности; групповые допускают одновременное тестирование нескольких испытуемых. Вербальные тесты основаны на анализе собственных высказываний испытуемых, невербальные используют для обобщений и выводов иные признаки, кроме речи. Количественные тесты позволяют получать числовые показатели степени развитости изучаемого свойства, а качественные – давать его развернутую описательную характеристику. Градуальные тесты дают возможность выразить в цифрах степень развитости изучаемого свойства при помощи определенной шкалы; альтернативные допускают только два взаимоисключающих вывода типа «да» или «нет». Общие тесты предназначены для исследования какого-либо психологического свойства общего характера, например общего интеллекта. Специальные тесты оценивают некоторое особенное свойство, отличающее человека от других людей, например вербальное или образное мышление.

В педагогике доминируют групповые тесты, так как они являются наиболее экономными для специалиста. Следует, однако, помнить, что данные групповых тестов никогда не бывают абсолютно достоверными, особенно в случае низкого результата. Существует множество причин, приводящих к неадекватному снижению тестовых показателей: неблагоприятное нервно-психическое состояние ребенка в момент обследования (растерянность, возбуждение или беспокойство, связанное с обследованием, с пребыванием в новой обстановке или вызванное предшествующими случайными впечатлениями, у ребенка может именно в этот день болеть голова, он может быть чем-то расстроен и т.п.); случайные отвлечения внимания, вызванные поведением других детей, и др. Следовательно, на основе результатов тестирования не должны делаться окончательные выводы, отрицательно характеризующие оцениваемый уровень.


Практика определения «готовности» и отбора детей не должна содержать в качестве критериев диагностики только комплекс показателей, характеризующих запас сведений, знаний, операциональных умений, помноженных на скорость реакции. В свою очередь методики должны оценивать не только «наученность» («обученность»). Использование подобных методик дает двойной негативный эффект: во-первых, нацеливает родителей и воспитателей «на активную дрессуру», а во-вторых, для большинства детей создает ситуацию неадекватных требований. Методики психолого-педагогической диагностики должны быть адекватны конкретным задачам обследования и направлены, прежде всего, на дифференциацию качественного своеобразия индивидуального развития, а также выделение «факторов риска» в развитии, на комплексную оценку развития ребенка при сопоставлении данных наблюдений родителей и анализа деятельности ребенка при выполнении комплекса заданий.

Обследования могут проводиться в присутствии родителей. Исключение составляют только те методики, во время проведения которых недопустимо никакое, даже случайное влияние на выбор ребенка (например, определение доминирования познавательного или игрового мотива). В остальных случаях при выполнении заданий присутствие родителей желательно. Это придает большую уверенность малышам, и, кроме того, когда родители лично видят, какие задания выполняют их дети, у них не возникает сомнений в предвзятости и неадекватности обследования. В случае необходимости родителям даются рекомендации, какие игры, упражнения, мероприятия можно проводить дома для подготовки ребенка к школе.

Возраст детей при обследовании должен быть не менее 5 лет 6 месяцев. Процедура определения готовности к школе проводится в первой половине дня в период с 9 до 12 часов, желательно во вторник или среду, когда наблюдается максимальный в течение недели уровень работоспособности детей. Общая продолжительность работы детей на одном занятии - не более 40-45 минут. Задания, которые дети не успели выполнить за это время, переносятся на второе занятие. Если ребенок не справляется с общим темпом работы или отказывается ее выполнять при фронтальном обследовании, рекомендуется подвергнуть его индивидуальной проверке.

Обязательным условием успешного проведения диагностического обследования является переход взрослого с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель - научить, добиться правильного ответа в данный момент, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные о состоянии готовности ребенка к школе.


В настоящее время оценка готовности ребёнка к школе проводится по такой следовательности:

1. Начинают с особенностей личности. На каждого ребёнка заводится отдельная карта, куда, со слов родителей, вносятся сведения из медицинского обследования (отклонения в здоровье, осложнения при родах, группа здоровья, когда пошёл, во сколько начал говорить, часто ли болел и т. д.). Информированность ребёнка о себе, семье, родителях, легковозбудимый, раздражительный, поведение в детском коллективе, отношение с детьми (дружелюбный, драчлив, спокойный, дисциплинированный, ленивый, характеристика дневного и ночного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, страдает ли энурезом, навыки опрятности (неряшлив, аккуратен, владеет ли навыками самообслуживания).

2. Работоспособен ли ребёнок во время занятий, работает целеустремлённо на протяжении всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбуждён, быстро утомляется, занимается ли посторонними делами.

3. Состояние и характер памяти: хорошая, плохая, зрительная, слуховая.

4.Особенности мышления: воспринимает материал на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, обобщает, сравнивает, синтез – аналитические способности, анализ целого, деление целого составные части, пространственное воображение. (КУБИКИ КАОСА)

5. Развитие речи: произносит ли правильно все звуки, заикание, заикание при рассказе текста, употребление распространённых предложений, понимает ли смысл картинки или рассказа, односложная или бедная речь.

6. Тест Керна – Иразека (нарисовать фигуру человека, скопировать незнакомую комбинацию штрихов «он ел суп» или «ей дан чай», скопировать десять нарисованных точек расположив их одну под другой на равном расстоянии по горизонтали и вертикали). Этот тест проводит и интерпретирует только специалист.

Тестирование проводится индивидуально – главное, чтобы ребенок сидел за столом один.

Тест даёт представление об уровне общего развития ребёнка и различных его способностях.

7. Сведения об имеющихся хронических заболеваниях. «Правша» или «левша».

8. Проверка выполнения инструкций, умение «слушать и слышать» - рисование по клеткам в разных направлениях. Например: 2 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо и т. д. – а теперь продолжи рисунок сам. Трудности в выполнении таких заданий показывают плохое развитие моторики, недостаточное развитие механизмов координации движений, плохую пространственную ориентацию. Нужно обратить особое внимание на темп работы.


9. Очень важно для успешного обучения уровень развития памяти. Проверить механическую память довольно просто. Сложность в том, что её нельзя проводить со всеми вместе сразу, а индивидуально, в спокойной обстановке.

Инструкция: «Постарайся запомнить слова, которые я назову, а затем повтори их». Ровным голосом произносятся слова: «год, лес, мёд, брат, слон, мяч, окно, мыло, сын, рука». Попросить повторить слова, а затем это же задание сделать ещё 3 – 4 раза. Если после первого запоминания вспомнил не менее 5 – слов, а после повтора 9 – 10, то память очень хорошая и наоборот.

10. Оценка психосоциальной зрелости:

Тест в свое время предложил Банков С. А. Суть метода очень проста. Ребенку задается группа вопросов, которые оцениваются в определенное количество баллов. Сами вопросы очень просты: «Сколько ты знаешь видов птиц?», «Хочешь ли в школу?», «Как ты действуешь, если вдруг ломаешь чужую вещь?» и так далее. Полученные баллы суммируются, и выдается результат — готов ребенок к школе или нет.

11. Ориентационный тест:

С его помощью можно определить уровень мышления ребенока, его умение слушать и выполнять поручения. Тест имеет четыре основные части — рисунок мужской фигуры, копирование словосочетания, рисование точек и опросник:

рисунок мужской фигуры ребенок выполняет так, как понимает. При этом взрослый в процесс не вмешивается. Если все части фигуры на месте, то дается 1 балл. Если не нарисованы три каких-либо элемента (к примеру, пальцы, волосы и шея), то 2 балла. Есть основные элементы (туловище, голова, шея и так далее), но нет остального — 3 балла. В случае если туловище различимо, но ноги и руки прорисованы плохо — 4 балла. Если же вообще сложно что-либо распознать на рисунке — 5 баллов;

копирование словосочетания — простое задание для ребенока этого возраста. Необходимо показать ему какую-либо фразу, и дать задание ее переписать на чистом листе так, как ребенок сумеет. Если образец получилось хорошо скопировать с явно различимой заглавной буквой — 1 балл. Образец скопирован разборчиво, но все буквы имеют одинаковый размер — 2 балла. В надписи нет части букв — 3 балла. Выпало несколько букв — 4 балла. Если каракули совсем не разборчивы, то 5 баллов;

на одном листе нарисованы точки. Необходимо дать задание ребенку нарисовать рядом такие же. В образце обычно находится десять точек. В зависимости от успеха оценка также производится в диапазоне от 1 до 5 баллов.

Если по сумме трех заданий ваш ребенок набрал 3–6 баллов, то он готов к школе, 7–12 баллов — его уровень подготовки находится на среднем уровне; 13–15 баллов — необходимо дополнительное обследование психического развития и интеллекта.


Есть список умений и знаний, которыми должен обладать современный ребенок в возрасте 5 лет:

Решать простые логические задачи

Уметь слушать и пересказывать

Уметь выучить детское стихотворение

Уметь пользоваться ручкой, рисовать геометрические фигуры

Обладать навыками рисования и лепки

Знать буквы и уметь читать по слогам

В 6 лет, требования к школьнику увеличиваются. Теперь, он должен уметь читать более свободно небольшие рассказы. Уметь самостоятельно пересказать прочитанное. Также, ребенок должен освоить написание букв и уметь рисовать прямые линии и правильные фигуры.

Математические знания: знать названия геометрических фигур, знать цифры

Логически навыки: уметь отгадывать загадки, уметь находить отличия и сходства

Речевые функции: уметь внятно выражать свои мысли и строить предложения. Уметь рассказать небольшую историю. Например, «Кем работают родители» или «Как я провел лето»

Знание окружающего мира: знать профессии, названия животных и растений.

Бытовые навыки: должен уметь самостоятельно одеваться, застегивать молнию, аккуратно складывать или вешать вещи.[4]

Таким образом, готовность к школе показатель комплексный и каждая методика даёт представление лишь об определённой стороне готовности. Использование этих тестов может помочь учителю, но предостерегаем от выноса приговора ребёнку и родителю, а тем более решать вопрос единолично о возможности и невозможности обучения в школе. Надо корректно объяснить, как родители могут ликвидировать пробелы «готовности», которые выяснились при тестировании. Неудовлетворительные результаты тестирования в 7 лет - это повод для немедленной консультации с врачом – специалистом и только он имеет право решать вопрос об обучении, а тем более ставить диагноз.

2.2. Критерии подготовленности ребенка к школе

Такие психологи как Е.Сушкова, Е.Бугрименко, К.Поливанова, А.Венгер выделяют несколько основных критериев готовности ребенка к школе.

1.Критерии физической готовности. Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

Уровень биологического развития:

  • рост;
  • масса;
  • работоспособность;
  • утомляемость;
  • система условных словесных реакций;
  • зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.