Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса(Семья и ее социальные функции.).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
А теперь подсчитайте набранные баллы:
Да-5 балл
Нет-1 балл
Иногда-2 балла
Никогда-1 балл
От 10 до 23 баллов: вероятно, вы неверно воспитываете своих детей. И чем меньше вы набрали очков, тем в большей степени это проявляется. Если вы в ближайшее время коренным образом не измените, методы своего воспитания, вполне может случиться, что ваш ребенок огорчит, будет постоянно огорчать вас или замкнется в себе.
От 24 до 37 баллов: ваши взгляды на воспитание в основном правильны. Тем не менее, вам, вероятно, необходимо постоянно проявлять заботу о ребенке. В противном случае у вас, в конце концов, возникнут проблемы в отношении с вашим ребенком.
От 38 до 50 баллов: вы заслуживаете большой благодарности, признания как способный воспитатель. У вас достаточно терпения, упорства и любви к ребенку. А это так важно!
VII. Подведение итогов
Надеемся, что наше собрание помогло вам многое осмыслить. Ни для кого не секрет, что, чем больше мы анализируем с ребенком его поступки, поведение, чем больше проговариваем жизненные ситуации, тем эффективнее помогаем ему корректировать свое поведение.
Помощниками же в этом процессе являются методы поощрения и наказания, о которых мы сегодня говорили.
В заключение этого этапа предлагаю нашим уважаемым мамам и папам памятки. Ознакомьтесь с ними на досуге, возможно, советы окажутся вам полезными.
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА:
- Будьте последовательны и объективны в оценке поступков и поведения ребенка.
- Помните об ответственности при выборе форм наказания.
- Не спешите наказывать своего ребенка, не разобравшись в ситуации, с чужих слов.
- Не принимайте формальное решение о наказании (наказание должно быть действенным для ребенка).
- Уважайте ребенка как личность, не оскорбляйте и не унижайте его.
- Не бойтесь рассказывать своему ребенку о своих поступках в его возрасте. Это сблизит вас, поможет ребенку понять себя.
- Требуйте от ребенка говорить только правду, какой бы горькой она для вас ни была.
- Защищайте своего ребенка, если вы уверены в том, что он не совершал дурного поступка.
- Наказывая ребенка, придерживайтесь единой линии наказания среди членов семьи, не скрывайте его поступки от супруга(и).
- Будьте терпеливы в исполнении наказания, иначе ребенок станет управлять вашим поведением.
- В промахах и проступках сына или дочки не пытайтесь делать виноватыми других людей.
- Наказывая ребенка, не вспоминайте его прошлых поступков. Иначе он почувствует себя неполноценным.
Не захваливайте ребенка, не льстите ему. Помните: хвала должна быть объективной!
Заключение.
Значительная роль в процессе воспитания подрастающего поколения отводится сотрудничеству семьи и школы. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в общеобразовательном учреждении важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей, родителей. Семья – маленькое сообщество кровно близких людей, которое призвано вырастить, сформировать личность, воспитать в детях добро, честь и достоинство, ответственность и порядочность. Однако высокий уровень занятости, низкая педагогическая культура родителей негативно влияют на нравственное и физическое развитие детей.
Углубление воспитательного процесса за счет включения в него воспитательного потенциала семьи – единственно правильный путь повышения качества образования и воспитания. В связи с этим значительно возрастает работа классного руководителя по организации этой деятельности, от которой зависит успех в решении многих проблем воспитания.
Следовательно, целесообразно значительную часть сотрудничества организовывать совместно с семьей и школой, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Общеизвестно, что родители младших школьников испытывают огромный интерес к делам школы, поэтому именно этот период следует использовать для укрепления единства семьи и школы в деле воспитания.
Проблема сотрудничества семьи и школы всегда содержала много вопросов, поскольку в обществе были сформированы неправильные установки на самостоятельный процесс сотрудничества.
Одно из самых серьезных испытаний на пути поиска продуктивного контакта семьи и школы – это плюрализм мнений, необходимость принимать иной образ мыслей и образ жизни, как для учителей, так и для родителей. Это может быть нелегко, однако без конструктивного диалога сотрудничество между ними невозможно.
Действительно, сотрудничество семьи и школы – одна из “вечных” проблем педагогики и решалась по-разному в различные исторические эпохи. Сегодня, очевидно, что воспитывать ребенка изолированно от общества нельзя, надо научить его оценивать и “фильтровать” социальные воздействия, принимать позитивное, отторгать негативное. В этом помогает семья.
Именно в семье закладывается и обеспечивается воспитание младших школьников их важнейших качеств личности. В семье ребенок получает первые представления о мире, здесь формируется тот фонд понятий, взглядов, чувств, привычек, который лежит в основе нравственного становления личности школьника.
Велика роль семьи в развитии духовных потребностей, интересов, склонностей ребенка. В повседневном свободном общении взрослых и детей создаются благоприятные возможности для обмена духовными ценностями.
Можно сделать вывод, что чем раньше начнет всесторонне развивается личность ребенка, тем быстрее и продуктивнее получится результат. Только рядом с взрослым, признающим в ребенке “внутреннего человека”, уникальность его личности, ребенок может прожить детство во всей полноте.
Таким образом, гармоничное развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.
Знание особенностей семьи, выделение на их основе условных групп родителей позвонить осуществлять дифференцированный подход в руководстве воспитанием младших школьников в семье.
При этом центральное место занимает психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию детей, которая бы способствовала высокой активизации педагогического мышления родителей при оптимальном сочетании педагогических знаний с практикой семейного воспитания.
Как было сказано выше, что школа и семья должны работать совместно, т.к. у них единая цель – воспитание личности. От взаимоотношения учителей, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Поэтому большую роль в данной системе взаимоотношения играют отношения между учителями и родителями. С этой целью школа-гимназия №22 г. Нур-Султан РК и разработала программу психологических занятий «Школа успешного родителя».
Стремясь обеспечить демократичность школьного уклада, школа активно привлекает родителей в общественное управление школой. В управлении школой принимают активное участие все заинтересованные стороны: учащиеся, родители, учителя и психологи.
Наша школа работает не только с детьми, но и активно сотрудничает с родителями. Основным фактором работы с родителями является организация родительского комитета, комитета отцов, общешкольные родительские собрания, тренинги.
Приложения
Приложения 1.
“Как у тебя с самооценкой?” предназначена для определения самооценки третьеклассников (Н.А. Лошкарева)
1 |
Вопросы |
Ответы детей |
||||
2 |
Я часто волнуюсь понапрасну |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
3 |
Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
4 |
Я боюсь выглядеть глупцом. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
5 |
Я беспокоюсь за свое будущее. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
6 |
Внешний вид других куда лучше, чем мой. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
7 |
Как жаль, что многие не понимают меня. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
8 |
Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
9 |
Люди ждут от меня очень многого. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
10 |
Чувствую себя скованным. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
11 |
Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
12 |
Мне не безразлично, как люди относятся ко мне. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
13 |
Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
14 |
Я не чувствую себя в безопасности. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
15 |
Мне не с кем поделиться своим мыслями. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
16 |
Люди не особенно интересуются моими достижениями. |
Очень часто |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
Очень часто – 4 балла; Часто – 3 балла; Иногда – 2 балла; Редко – 1 балл; Никогда – 0 баллов
Подсчитать сумму баллов.
30 баллов – ты недооцениваешь себя.
11-29 баллов – правильная (адекватная) самооценка.
10 и ниже – завышенная самооценка.
Приложение 2.
Диагностика исследование школьной тревожности третьеклассников (Дж. Тейлора)
Вопросы |
Ответы детей |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Я спокоен |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
2. Мне хочется докопаться до сути |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
3. Я разъярен |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
4. Я падаю духом |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
5. Я напряжен |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
6. Я испытываю любопытство |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
7. Мне хочется стукнуть кулаком |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
8. Я стараюсь получать хорошие оценки |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
9. Я раскован |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
10. Мне интересно |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
11. Я рассержен |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
12. Я прилагаю много сил |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
13. Меня волнуют неудачи |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
14. Мне кажется, что никогда не кончится |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
15. Мне хочется на кого-нибудь накричать |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
16. Я стараюсь |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
17. Я чувствую себя неудачником |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
18. Я чувствую себя исследователем |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
19. Мне хочется что-нибудь сломать |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
20. Я не справляюсь с заданием |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
21. Я взвинчен |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
22. Я энергичен |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
23. Я взбешен |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
24. Я горжусь собой |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
25. Я чувствую себя свободно |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
26. У меня хорошо работает голова |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
27. Я раздражён |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
28. Я решаю самые трудные задачи |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
29. Мне не хватает уверенности |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
30. Мне скучно |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
31. Мне хочется что-нибудь сломать |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
32. Я стараюсь не получить двойку |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
33. Я уравновешен |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
34. Мне нравится думать |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
35. Я чувствую себя обманутым |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
36. Я хочу показать свои способности |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
37. Я боюсь |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
38. Я чувствую уныние |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
39. Меня многое приводит в ярость |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |
40. Я хочу быть среди лучших |
Почти никогда |
Иногда |
Часто |
Почти всегда |