Файл: Сотрудничество с родителями младших школьников в организации воспитательного процесса(Семья и ее социальные функции.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение.

«Воспитание ребенка не будет сложным делом, если вы сами не будете его усложнять… Главное, что нужно ребенку, - это ваша любовь и забота… Будьте естественным и не бойтесь ошибок...»

Известно, что дети рождаются с разными темпераментами и это не зависит от ваших пожеланий. Вам приходится принимать ребенка таким, какой он есть. Но у родителей также свои сложившиеся характеры, которые уже нелегко изменить. Одни родители предпочитают тихих, послушных детей и им будет трудно с энергичным и шумным ребенком. Другие легко справляются с непоседой и драчуном и будут разочарованы, если их ребенок вырастет «тихоней». Родители стараются приспособиться к своему ребенку и делать для него все, что в их силах.

Забота о детях, наблюдение за их развитием дают многим родителям, несмотря на тяжелый труд, самое большое удовлетворение в жизни, особенно если в результате из ребенка получается прекрасный человек. Дети – наши создания, залог нашего бессмертия. Все другие достижения в нашей жизни не идут ни в какое сравнение со счастьем видеть, как из наших детей вырастают достойные люди.

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто мы слышим это утверждение и часто затруднялись объяснить, что такое – хорошие родители.

Многие думают, что хорошие родители изучают специальную литературу или владеют особыми методами воспитания. Конечно, педагогические знания необходимы, но одних знаний мало. Я. Корчак подчеркивал, что «ни одна книга и ни один специалист не заменят собственной зоркой мысли и внимательного наблюдения».

Хорошие ли те родители, которые никогда не сомневаются, всегда уверенны в своей правоте, всегда точно знают, что нужно и можно ребенку, которые утверждают, что каждый раз знают, как правильно поступить и могут абсолютно точно предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуация, но и их дальнейшую жизнь.

А хороши ли родители, которые испытывают постоянные тревожные сомнения. Все неожиданное в поведение ребенка вызывает у них испуг, переживают, что они не пользуются авторитетом. Часто подозревают детей в тех или иных вредных привычках, беспокоятся об их будущем, опасаются дурных примеров, тлетворного влияния «улицы».

По-моему, ни тех, ни других нельзя отнести к категории хороших родителей. Их повышенная уверенность и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству.

В родительском труде возможны и сомнения, и ошибки, победы и временные неудачи. Воспитание в семье – это наша жизнь и наше поведение и наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы. Кроме того, родители не похожи друг на друга, как и не похожи один на другого дети. Невозможно расписать требования к воспитанию в семье, которые подойдут абсолютно ко всем. Отношения с детьми, так же как и со взрослыми, глубоко индивидуальны и неповторимы. Как известно, что в одной и той же семье родители воспитывают детей по-разному, возможно потому, что к моменту рождения второго ребенка они во много изменились сами.


Можно попытаться сформулировать основные правило, которым необходимо следовать, воспитывая как одного, так и многих детей. Правила-условия хорошо известны и просты, однако понимание и реализация этих условий совсем не просты.

Первый и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Только при уверенности ребенка в родительской любви и возможно правильное формирование психического мира, воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

Что это значит? Делайте все, что вы считаете нужным и должны сделать для вашего ребенка, и при этом всегда заботьтесь о поддержании и сохранении контакта с ним. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Когда я говорю о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, я имею в виду некий диалог ребенка и взрослого друг с другом.

Ребенок всегда должен понимать, какие цели преследует родитель в общении с ним. Малыш должен становиться не объектом воспитательных воздействий, а союзником в общей семейной жизни. Именно тогда ребенок участвует в общей жизни семьи, разделяя все ее цели и планы.

Впервые приемы диалогического воспитания попались мне в трудах выдающихся педагогов Я. Корчак и В.А Сухамлинского. Основной аспект их идеи заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Безусловно, достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком весьма трудно. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью – ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Несмотря на это родителям необходимо постоянно стремиться к установлению равенства.

Равенство в диалоге означает, что родителям необходимо постоянно учиться видеть мира самых разных его формах глазами своих детей. Прекрасно сказал об этом В.А. Сухомлинский: «Чтобы иметь доступ и чудесный дворец, имя которому детство, мы должны перевоплощаться, становиться в какой-то мере детьми. Только тогда нам будет доступна мудрая власть над ребенком».

Глава I. Семья как фактор формирования личности ребенка.


1.1 Семья и ее социальные функции.

Большое влияние на образование характера ребенка оказывает моральная атмосфера жизни в семье и школе. В какой семье родился, каков образ жизни вел в семье, что читал, с кем встречался – все это кладет печать на характер и определяет его индивидуальные особенности.

Известно, что характер формируется многими факторами. Решающее значение в формировании характера имеют обстоятельства жизни в семье, образ жизни родителей и их образ мыслей, поведения, к которому невольно приобщается ребенок. В связи с тем, что дети подражательны, они копируют то, что воспринимают, особенно если это действует на них продолжительное время. Именно так и следует понимать слова народной мудрости: «яблоко от яблони недалеко падает» или выражение «с кем поведешься, от того и наберешься». Вот почему воспитание характера ребенка требует от родителей прежде всего оценки собственного образа жизни и качеств личности с точки зрения их соответствия требованиям воспитания, с тем чтобы внести если нужно, какие-то коррективы, самоорганизоваться.

Обращаясь к родителям, А.С Макаренко говорил» «Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете. А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие ваши лучшие советы и методы вам не помогут»[1]

Дети больше взрослых нуждаются в добром отношении к себе. Внимание, уважительное отношение, любовь согревают, бодрят, заряжают на новую активность. И наоборот, невнимание, а тем более оскорбительное отношение огорчают, озлобляют, ведут к пассивности и дезорганизаторским поступкам.

Влияние обстоятельств и воспитания закрепляется и приумножается в процессе деятельности: игровой, учебной, трудовой, общественной. При этом ребенок не только познает мир, но и учится управлять собой.


Ребенок рано начинает учиться. Сначала по подражанию, затем сознательно он осваивает знания, которые кладутся в основу личного мировоззрения, ценностных качеств, умений и навыков.

1.2 Влияние семейного воспитания на развитие ребенка.

Роли семьи в становлении личности ребенка, о деструктивных семьях и способах взаимодействия с ними, конструктивном взаимодействии с родителями через ДИАЛОГ и БЕЗУСЛОВНОЕ ПРИНЯТИЕ РОДИТЕЛЕЙ, представлены сценарии родительских гостиных с практическим материалом

Ключевые слова: семья, девиантное родительство, функции семьи.

Велика роль семьи. В ней растут дети и с первых дней своей жизни усваивают нормы человеческих отношений, впитывая и добро и зло. Став взрослыми, дети повторяют все то, что усвоено в родительской семье, где они получили (или не получили) опыт нравственности и морали. «Не мы на детей походим, они на нас», ‑ говорили наши предки. Семья ‑ одна из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе.

От родителей полностью зависит характер психологической и духовной атмосферы в семье: созидают они или разрушают семейный мир. Она (атмосфера) непременно отразиться на личности ребенка: вырастит человек высоконравственный, добрый, отзывчивый или безнравственный, жестокий, склонный к асоциальному поведению. Замечательно, если мир семьи наполнен любовью, теплом, вниманием всех членов друг к другу. Благоприятная среда создает основу для развития лучших человеческих качеств в ребенке.

В настоящее время семья переживает противоречивое и сложное состояние, вызванное духовно-нравственными изломами в обществе. Семья, её уклад и традиции, для большинства молодых людей перестали быть ценностью. У многих родителей сформировалась безответственная позиция к своему ребенку.

Принципы и правила взаимодействия с семьей, безусловно, строятся на понимании современных тенденций развития семьи.

Так, например, сегодня существует понятие девиантногородительства. О.А. Карабанова, доктор психологических наук, профессор говорит о следующих причинах девиантногородительства:

- нарушение мотивационной сферы (случайный характер зачатия ребенка, отсутствие или слабость потребности иметь детей и быть родителем и др.);

- чрезмерно раннее делегирование в собственной семье функций ухода за младшим сиблингом;


- личностные особенности родителя (инфантилизм и личностная незрелость, низкий уровень ответственности, эгоизм, наличие у родителя ряда неразрешенных психологических проблем);

- индивидуальные особенности ребенка – индивидуально-типологические особенности ребенка такие, например, как трудный темперамент (А. Томас, С. Чесс), несоответствие ребенка ожидаемому родителями образу, физические недостатки, дефекты;

- низкий неудовлетворительный уровень психолого-педагогической компетентности родителя,

- игнорирование возрастных особенностей ребенка либо искаженное представление о них, приводящее к мистификации и грубым нарушениям системы воспитания.

Формирование ответственного и позитивного родительства – один из принципов взаимодействия педагогов с семьей.

Учить родителей быть родителями не простая задача. Особую миссию в этой работе выполняют педагоги-психологи, социальные педагоги, учителя образовательных организаций, которые создают и реализуют программы психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей), по повышению их психолого-педагогической компетентности. Эта деятельность может содействовать решению ряда проблем общества: снижение количества разводов, повышение культурного уровня взрослого и детского населения, оптимизация детско-родительских отношений, укрепление семьи ‑ факторы профилактики различных девиаций поведения подростков.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт, рассматривает ответственное родительство, прежде всего, как сбалансированность разных сторон воспитанияи тогда вырабатывание правил, которые помогут улучшить атмосферу семьи:

- Развитие коммуникаций в семье - регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.

- Эмоциональная – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.

- Охранительная – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей.

- Духовная – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт. Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции.