Файл: Роль мотивации в поведении организации (на примере «Лайнер аэропорт-отель Екатербург»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы мотивации сотрудников организации не оспаривается ни наукой, ни практикой, так как от четкой разработки эффективной системы мотивации зависит не только повышение социальной и творческой активности конкретных работников, но и конечные результаты деятельности предприятий различных форм собственности и сфер деятельности.

Тема мотивиции особенно актуальна для гостиничных предприятий, ведь здесь происходит непосредственны контакт в клиентом, поэтому в работниках гостиниц необходимо стимулировать клиентоориентированный подход к работе.

Руководители всегда сознавали, что необходимо побуждать людей работать. Однако они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Овладев современными методами мотивации, руководитель сможет значительно расширить свои возможности в привлечении образованного, квалифицированного работника к выполнению задач, направленных на достижение целей организации. Именно в человеке скрыты значительные резервы, способные существенно улучшить показатели работы фирмы, сделать труд интересным и привлекательным. Поэтому управление персоналом в социально-культурной сфере должно быть задачей номер один, что актуализирует тему курсовой работы.

Степень разработанности темы. Первые разработки в области стимулирования и мотивационные теории возникли в 17-18 веках. Среди зарубежных исследований к фундаментальным, наиболее значимым в теории и практики мотивационного менеджмента, можно отнести теорию иерархии потребностей индивида А. Маслоу, двухфакторную модель Ф. Герцберга, теорию Х и У Д. МакГрегора, теорию приобретенных потребностей Д. МакКлелланда, модель категорий потребностей К. Альдерфера, теорию ожиданий В. Врума, теорию справедливости Дж. Адамса, комплексную процессную модель Портера-Лоулера. Мотивационные теории указывают, в каком направлении следует формировать и осуществлять мотивационную политику на предприятиях в конкретных условиях развития, но не дают однозначных рецептов для действия.

Теоретико-методологические основы современных подходов к изучению мотивационной сферы работника, а также современные структурные модели стимулирования представлены в трудах Ю.К. Балашова, Дж. Борга, С.У. Джеллермана, А.И. Зеличенко, Д. Книппенберга, Н. Кавалина, М.Л андсберга, В.С.Магуна, П.Мартина, А.И.Пригожина, В.В.Радаева, Л.Сенд, А.П.Соснового, А.Л.Темницкого, К.Халласа, А.Г.Шмелева.


О мотивации, как важнейшей функции управления, пишут классики менеджмента – М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури. Отдельно рассматривает мотивацию в курсе менеджмента автор учебника, входящего в программу МВА Ричард Л. Дафт. Отечественные исследователи О.С. Виханский, А.И. Наумов, А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин, В.Г. Атаманчук, И.Н. Герчикова, Л.В. Карташова в своих работах акцентируют внимание на теоретических основах мотивации к труду и практическом применении систем стимулирования.

Такие авторы, как В.П. Пугачев, Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова, В.Р. Веснин, Д.А. Аширов, С.А. Шапиро рассматривают мотивацию персонала в контексте практического опыта российских компаний.

Цель курсовой работы состоит в исследовании теоретических и методологических основ мотивации в организации, на примере «ЛАЙНЕР АЭРОПОРТ-ОТЕЛЬ».

Задачи исследования направлены на достижение поставленной цели:

- дать понятие мотивации;

- провести анализ основных теорий мотивации в организации;

- изучить литературу по данной теме;

- оценить экономическую и социальную эффективность мотивации огранизации

Объектом исследования является трудовая деятельность персонала организации.

Предмет – проблема совершенствования системы мотивации сотрудников (на примере «Лайнер Аэропорт отель Екатеринбург»).

Практическая значимость работы выражается в возможности использования рекомендаций и выводов по работе в практической деятельности менеджеров по персоналу в гостиничном бизнесе.

Структурно работа состоит из введения и двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

1.1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОТИВАЦИИ В СФЕРЕ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Основная проблема работы с персоналом в системе гостеприимства заключается в подборе квалифицированных кадров, их обучении и мотивации персонала к качественному обслуживанию клиентов. Именно качество сервиса и отсутствие клиентоориентированного подхода является важным недостатком российской сферы гостеприимства, снижающей ее эффективность.


Термин «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Мотивацию, таким образом, можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся как вне, так и внутри человека и заставляют его осознанно или не осознанно совершать определенные поступки.

Мотивация - это, прежде всего, побуждение к чему-либо. Под мотивацией ряд авторов понимает внешнее или внутреннее побуждение субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. Другие считают, что мотивация - это направление к деятельности, состояние личности, которое определяет, насколько активно и с какой направленностью действует человек. Существует также мнение, что мотивация представляет собой процесс сопряжения целей предприятия и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих, систему различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и предприятия.

В процессе исследования теоретических аспектов мотивационных теорий в сфере услуг, в первую очередь следует акцентировать внимание на определении значений ключевых терминов «стимулирование» и «стимулирование».

Можно воспользоваться определением понятия «стимулирование», введенное Мэсконом М.Х. В своей работе автор указывает, что стимулирование представляет собой процесс стимулирования индивидуумом самого себя и других на деятельность, которая направлена на достижение индивидуальных, а также общих целей организации.

Стимулирование (как процесс) - есть процесс эмоционально-чувственного сопоставления образа своей потребности с образом внешнего предмета (претендента на предмет потребности). Или, стимулирование (как механизм) - это внутренний психический механизм человека, который обеспечивает опознание предмета соответствующего потребности и запускает направленное поведение по присвоению этого предмета (если он соответствует потребности). Поэтому, как ни парадоксально, но не совсем корректно говорить о стимулирования человека, персонала и т.п. со стороны руководства организации. Можно говорить об организации или управлении мотивацией (мотивационными процессами) человека, персонала и т.п. (стимулирование может протекать у человека без посторонней помощи)[1].


Основные задачи мотивации в сфере гостеприимства:

  • создание у каждого работника понимания сущности и значения мотивации в процессе деятельности;
  • обучение сотрудников и руководства психологическим основам межличностного общения;
  • формирование у каждого руководителя эффективных подходов к управлению персоналом предприятия с использованием современных методов мотивации.

Для эффективного решения данных задач необходим анализ:

  • индивидуальной и групповой стимулирования на предприятии, если таковая имеется в взаимосвязи между ними;
  • процесса стимулирования на предприятии.

Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться как основа осуществления им определенных действий[2].

Мотивационная структура работника сферы гостеприимства обладает определенной стабильностью. Тем не менее, и она может изменяться: в процессе социальной стратификации, развития личности работника и др.

Исследуя теоретические и практические аспекты мотивационных стратегий, можно сделать вывод, что профессиональный клиентоориентированный подход работников гостиниц к своей работе зависит от трех факторов:

  • уверенность работника в том, что его деятельность приведет к запланированному экономическому результату - увеличению объема предоставления услуг, повышению доли постоянных клиентов, повышению качества обслуживания потребителей и т.д.
  • степень уверенности, что достигнутые работником предприятия успехи будут отмечены и вознаграждены руководством;
  • значимость и ценность в глазах сотрудника ожидаемого поощрения.

Исходя из данных факторов, можно определить основные причины дестимулирования сотрудников. Сотрудники будут работать неэффективно в той степени, в которой они ощущают неуверенность в возможности получить заданные результаты, а также сомневаются, что их достижения будут отмечены и вознаграждены, и, кроме того, невысоко оценивают привлекательность для себя ожидаемого поощрения.

Исходя из данных факторов, можно определить основные причины дестимулирования сотрудников. Сотрудники будут работать неэффективно в той степени, в которой они ощущают неуверенность в возможности получить заданные результаты, а также сомневаются, что их достижения будут отмечены и вознаграждены, и, кроме того, невысоко оценивают привлекательность для себя ожидаемого поощрения.


Соответственно, выявление, в каком из элементов данной системы существует проблема, позволяет руководителю определить основные направления воздействий по повышению уровня мотивированности своих работников.

Профессионалы также сравнивают размер получаемого вознаграждения с вознаграждением коллег, а также работников других организаций сходного с ними статуса, опыта, квалификации и т.д. Такое сравнение происходит регулярно и распространяется даже на мелочи, высокая значимость которых для сотрудников часто плохо учитывается руководителями.

Речь в данном случае может идти, в частности, о распределении нового оборудования, либо о персональном составе группы, работающих с VIP-клиентами. Если, по мнению сотрудника, его вклад значительно перевешивает величину вознаграждения или его недооценивают по сравнению с другими работниками, он ощущает себя ущемленным, и его энтузиазм падает, что сказывается на качестве обслуживания клиентов. Соответственно, дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от конкретных особенностей сотрудника и ситуации[3].

Зачастую работники сферы гостеприимства и их руководители меряют ценность данного сотрудника различными подходами. Некоторые работники высокой квалификации склонны ставить во главу угла только те из присущих им свойств, по которым они превосходят своих коллег. В результате одни сотрудники преувеличивают ценность высшего образования вуза, другие - роль своего профессионального мастерства (наличия почетных званий).

Итак, задача ответственного управления и специалистов по организации деятельности - сформировать структуру профессиональной стимулирования сотрудников организации более устойчивой, способствовать гармонизации бизнес-интересов организации и отдельных сотрудников.

1.2 ВИДЫ МОТИВАЦИОННЫХ СИСТЕМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

В науке разработано и сформулирована множество теорий мотивации. С точки зрения классификации Х. Шольца[4], представляется целесообразным их деление - в зависимости от предмета анализа - на три главных направления: теории, в основе которых лежит специфическая картина работника - человека; внутриличностные теории и процессуальные теории.