Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации) (Понятие риска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, мы рассмотрели риски, как неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности, изучили их классификацию и сущность. Исходя из выше написанного можно сделать вывод, что риски - это естественно в предпринимательской деятельности. Бояться их не стоит. Без них невозможно создание нового уникального проекта, решающего те или иные проблемы общества или упрощающего и улучшающего обыденные процессы. Перед началом проекта нужно тщательно ознакомиться со всеми возможными рисками, чтобы понимать, какие важные моменты нужно учесть при создании бизнес плана и его реализации. Ведь всегда нужно знать

«врага» в лицо и быть в курсе того, с чем предстоит бороться. А как выявить риски и предотвратить их, мы рассмотрим в последующих главах.

Глава II. Методы организации и управления коммерческим риском

  1. Методы выявления риска

Для принятия ключевого решения по управлению рисками важно иметь точную конструктивную информацию о том, какой именно объект подвергается риску. Прежде чем оценить риск и принять соответствующее решение, необходимо собрать исходную информацию об объекте — носителе риска. Данный процесс называется выявлением риска и включает два главных этапа:

1)      сбор информации о структуре объекта риска;

2)      выявление опасностей или инцидентов

Риск представляет собой наступление определенного события. Каждое неблагоприятное событие обладает такими свойствами, как вероятность наступления, частота наступления и ущерб, выражаемый в натуральном или стоимостном выражении. Ущерб — это ухудшение или потеря свойств объекта. В качестве объекта, обладающего риском, могут выступать: человек (персонал, руководитель предприятия, население), имущество (различные объекты, информация, нематериальные активы) и имущественный интерес (прибыльность, рентабельность, финансовая устойчивость). Риск определяется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютная величина риска — это возможные потери в материально-вещественном или стоимостном выражении. Для определения относительной величины риска возможные потери относят к некоторой базе, в качестве которой целесообразно принимать стоимость основных и оборотных средств предприятия, или общие затраты, или ожидаемый доход. Для определения источников риска и его видов необходимо наличие надежного информационного обеспечения. Вся информация о характеристиках отдельных рисков может быть получена из различных источников: разовых и постоянных, официальных и неофициальных, приобретенных и полученных,


достоверных и сомнительных и др. В то же время, информация, используемая в риск-менеджменте, должна быть достоверной, качественно полноценной и своевременной.

Каждое предприятие имеет свою информационную среду для определения источников хозяйственного риска, и одна из функций риск-менеджера как раз и заключаются в своевременном выявлении, группировке и ранжировании опасностей. [12] Важной составной частью организации работ по сбору информации и выявлению рисков является разработка уникальной программы по контролю и выявлению новых рисков, которая имеет собственный бюджет и экономическое объяснение. Итак, к основным методам получения исходной информации и выявления опасностей относятся:

1. Опросные листы.

Существует два типа — стандартизированные и специализированные. С

тандартизированные, или универсальные, листы разрабатываются и используются международными ассоциациями консультантов или страховщиков для унификации статистических данных и применимы для большинства предприятий. Опросный лист включает несколько разделов, каждый из которых содержит перечень вопросов, позволяющих составить полное представление о структуре и количественных показателях описываемого объекта.

Специализированные опросные листы разрабатываются для конкретных видов деятельности и стимулируют респондентов выявлять характерные для них особенности рисков.

2. Структурные диаграммы, позволяющие выявлять, прежде всего, внутренние риски, связанные с уровнем и качеством менеджмента, маркетинга, организацией работы и т.п. Они описывают особенности структуры предприятия и зависят от сложившегося типа управления и

принципов делегирования функций. В основном структурные диаграммы предоставляют возможность выявления внутренних рисков, таких как дублирование функций одного отдела другими, зависимость и концентрация, а также позволяют определить отсутствие или недостаточность хорошо налаженных связей между подразделениями.

3. Карты потоков или потоковые диаграммы выявляют главные опасности производственного процесса и позволяют примерно оценить надежность и устойчивость узловых элементов производства. В то же время, без привлечения дополнительных источников информации потоковые диаграммы не дают возможности определить степень вероятности наступления риска. Виды карт потоков делятся на три группы: описывающие отдельный технологический процесс внутри предприятия; совокупность производственных процессов и элементов управления; технологическую цепочку, в которой предприятие является отдельным звеном. 4. Инспектирование дает возможность получения дополнительной информации и проверки ее достоверности и полноты на местах. Существует практика неожиданных инспекций объектов и заблаговременного извещения. В любом случае при планировании посещения объекта прежде всего необходимо четко определить перечень задач и вопросов, которые могут быть решены либо уточнены в процессе прямой инспекции. После предварительной оценки задач и учета различных особых факторов составляется программа посещения объекта, содержащая логическую схему выявления рисков, которая позволяет не упустить что-либо существенное. Все результаты инспекции оформляются в виде отчета, в котором указывается цель обследования, дата и место проведения, краткое содержание, результаты, заключение. Эффективность инспекции зависит от умения риск-менеджера отмечать важные нюансы, которые могут быть


упущены респондентами опросных листов или специалистами, осуществляющими определенные технологические операции.

5. Анализ отчетности важен для выявления финансовых, коммерческих, предпринимательских рисков. В финансовой и управленческой документации фиксируются все события, имеющие отношение к увеличению или уменьшению риска. Риск-менеджер, анализируя финансовые и управленческие документы, систематически использует всю доступную информацию для идентификации опасностей, связанных с условиями заключения договоров, эффективностью использования финансовых ресурсов предприятия и выполнением обязательств. Наличие у менеджера надежной деловой информации позволяет ему быстро принимать оптимальное финансовое или коммерческое решение, влияет на правильность таких решений и ведет к снижению потерь и увеличению прибыли. Надлежащее использование информации при заключении сделок сводит к минимуму вероятность финансовых потерь. В целом риск-менеджмент весьма динамичен. Эффективность его функционирования во многом зависит от скорости реакции на изменение условий рынка, экономической ситуации, финансового состояния объекта управления. Поэтому риск-менеджмент должен базироваться на знании стандартного набора приемов управления риском, на умении быстро и адекватно оценивать конкретную экономическую ситуацию, на способности быстро найти оптимальное, если не единственное, решение. [20]

2. Методы оценки риска

Эффективность любой финансовой или хозяйственной операции и размер сопутствующего ей риска взаимосвязаны. Не учитывая фактора риска, невозможно провести полноценный инвестиционный анализ. Таким образом, главная задача – грамотно оценить масштабы риска и установить взаимосвязь между нею и уровнем доходности конкретной операции. Независимо от происхождения и сущности риска, главнейшей цели предпринимательской деятельности – получение доходов на вложенные средства - на капитал – соответствует определение риска. Риск – это вероятность негативного исхода деятельности, т.е. неполучения инвестором ожидаемой выручки. Разумеется, что чем выше вероятность получения низкого дохода или даже больших убытков, тем рискованнее проект. А чем более рискованный проект, тем выше должна быть норма его доходности. При выборе из нескольких возможных вариантов вложения капитала часто ограничиваются абстрактными рассуждениями типа «этот проект кажется менее рискованным» или «в этом случае прибыль больше, но и риск тоже прямопорционально вроде бы больше». Но при этом степень риска во многих случаях может быть достаточно точно спрогнозируема, а также определена величина доходности нового проекта, соответствующая данному риску. Основываясь на полученных результатах, потенциальный инвестор может не только выбрать наиболее привлекательный и теоретически окупаемый для него способ вложения денег, но и в разы сократить возможность определенных рисков.


Инструментом для проведения нужных для этого вычислений является математическая теория вероятности. [15] Оценка коммерческого риска осуществляется исходя из принципов поглощения рисков и их сложения: если риски не зависят друг от друга, то в расчет принимаются наиболее пессимистические оценки, если риски порождают другие риски, то их оценки складываются по законам теории вероятностей и математической статистики.

Коммерческие риски связаны со стабильным процессом производственно-хозяйственной или финансовой деятельности. Методы оценки коммерческого риска основаны на использовании математического аппарата теории вероятностей. Исходный этап оценки риска — построение кривой нормального распределения. Для этого необходимо определить зоны: Безрисковая зона — область, потери в которой не ожидаются, ей соответствуют нулевые или отрицательные (как превышение прибыли) потери; ее можно назвать областью выигрыша от peaлизации бизнес-плана. Вероятности потерь нет или она крайне мала.

Зона допустимого риска — область, в границах которой рассматриваемый вид деятельности сохраняет свою экономическую целесообразность (в этой зоне потери происходят, но не такие большие как размер ожидаемой прибыли); граница допустимого риска соответствует уровню потерь, равному расчетной прибыли от реализации бизнес-плана.

Зона критического риска — область возможных потерь, превышающих величину ожидаемой прибыли, вплоть до полной потери расчетной выручки от реализации бизнес-плана, всех вложенных средств; величина потерь в этой зоне заведомо больше ожидаемой прибыли и может привести к невозможной к возмещению потере всех средств, вложенных в бизнес-проект.

Зона катастрофического риска — область потерь, которые по своему объему намного сильно превышают критический уровень и могут достигать величины, равной стоимости всего имущества организации.

В общем для оценки рисков необходимо выполнить следующие моменты:

-  выявить полный перечень возможных рисков;

-  определить вероятность их появления;

-  оценить ожидаемый размер убытков;

- проранжировать убытки по вероятности наступления;

-  установить приемлемый уровень риска, определить зону риска, после чего отбросить все риски, вероятность наступления которых ниже данного уровня (например, организация не рассматривает риски, вероятность появления которых не превышает 0,30). Но если ущерб, возникающий при проявлении риска, очень большой, его необходимо оставить в перечне, даже если его вероятность крайне мала. Когда риски определены и среди них выявлены самые существенные, нужно разработать меры по профилактике, нейтрализации и недопущению каждого из них. При решении данной задачи рекомендуется использовать всю мощность творческого мышления и гибкости ума и основателей, и разработчиков бизнес-плана вкупе. [12]


3. Методы снижения рисков

Снижение степени риска – это сокращение вероятности и размера потерь. Для уменьшения степени риска используют различные приемы. Наиболее распространенными считают:

- диверсификация;

- приобретение дополнительной информации о выборе и результатах;

- лимитирование;

- самострахование;

- страхование;

- хеджирование;

- приобретение контроля над деятельностью в связанных областях;

- учет и оценка доли использования специфических фондов компании в ее общих фондах и др.

В системе мер, направленных на уменьшение рисков, важная роль отводится диверсификации. Диверсификация - это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения разных видов и из разных сфер, которые никаким образом не связаны между собой. Пример диверсификации - хранение средств в разных банках, не связанных между собой. Часто диверсификацию рассматривают как эффективный способ снижения рисков в процессе управления портфелем ценных бумаг. Но при. Этом данный метод имеет значительно более широкую область эффективного применения и может использоваться в различных сферах предпринимательской деятельности: промышленном производстве, строительстве, торговле и др. Так, для снижения риска потерь, связанных с падением спроса на определенный вид продукции, промышленное предприятие увеличивает спектр производимых видов продукции. Также выход на мировой рынок может заметно уменьшить колебания спроса, а

расширение базы потребителей и аудитории делает проект менее уязвимым при потере даже нескольких клиентов. Следует уточнить, что не любое разнообразие акций, товаров, услуг, клиентов и т.д приводит к снижению риска. При планировании разнообразия с целью снижения риска желательно выбирать производство таких товаров (услуг), спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, то есть при увеличении спроса на один товар спрос на другой предположительно уменьшается и наоборот. Диверсификация является способом снижения несистематического риска. Как отмечалось, посредством диверсификации не может быть сокращен систематический риск, который обусловлен общим состоянием экономики и связан с такими факторами, как война, инфляция, глобальные изменения налогообложения, изменения денежной политики и т. п. [14] Информация имеет большое значение в риск-менеджменте. Тот, кому принадлежит информация, в буквальном смысле управляет миром. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы он обладал более полной и точной информация, то он мог бы сделать более конкретный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.