Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере конкретной организации) (Понятие риска).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Кризис - феномен, который невозможно остановить в полной мере. Возможность его наступления на предприятии есть всегда, даже в самых благоприятных экономических условиях. Такая возможность всегда ассоциируется с риском. Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. Опыт, полученный из всемирной истории, показывает, что риск неполучения запланированных результатов особенно стал проявляться при всеобщности товарно-денежных отношений и появлении конкуренции участников хозяйственного оборота. В последнее время не только в России, но и во всем мире предпринимательская деятельность развивается в молниеносных темпах. Во многом это связано с научно-техническим прогрессом, с открытием и развитием высокотехнологичных и наукоемких отраслей промышленности и хозяйства.

А развитие Информационных технологий и Всемирной сети Интернет привело к появлению новой ветки торговли - online продаж. Это значительно уменьшает количество вложений, ведь необходимость арендовать торговое помещение, иметь огромный офис и штат сотрудников отпадает, что, безусловно, ведет к возможности получения невероятно большой прибыли. Многие традиционные торговые предприятия, ранее долгие годы осуществляющие свою деятельность в формате прямого личного взаимодействия с покупателем в физических магазинах, уже хотя бы частично перевели свою деятельность в online формат. В пользу этого говорит тот факт, что уже на данный момент есть множество кейсов, успех которых говорит сам за себя. Микропредприятия взлетают до заоблачных высот в короткий временной промежуток. Как, например, это произошло с компанией «Wildberries», основательница которой, Татьяна Бакальчук, в феврале 2020 года возглавила список самых богатых женщин России по

версии журнала Forbes. Но далеко не все подобные организации добиваются ошеломительного успеха, некоторые наоборот терпят огромные убытки. Есть множество примеров, когда владельцы небольших магазинов, основанных на базе социальной сети Instagram, остаются в минусе, сидя на мешках с нереализованными товарами, и которые, как им казалось еще месяц назад, были на пике спроса. Это свидетельствует о ситуативности и скоротечной изменчивости в экономической среде.

Усложняет ситуацию и необходимость принятия решений в моменте, быстрой реакции на изменения в мире. В таких условиях еще больше, чем прежде, должна проявляться гибкость возглавляющих бизнес лиц и способность быстро и без потерь реагировать на смену направлений развития науки и техники, на структуру спроса. Это говорит о том, что при начале любой предпринимательской деятельности коммерсанты идут на риски. Основная задача в этом процессе - выявить, насколько он будет оправдан. Перед началом любого дела предприниматель обязан продумать все возможные моменты, а именно рассчитать прибыль и учесть возможные потери от данной затеи, вероятность успешного результата или одним словом - риски. Сложность управления рисками в том, что нет универсальной модели. Каждый вопрос индивидуален и требует уникального подхода. Но без рисков невозможно добиться ничего.


Есть основные пункты, которых должен придерживаться каждый предприниматель, идущий на риски: нельзя рисковать больше, чем это может позволить собственный капитал; всегда думать о возможных последствиях; нельзя крупно рисковать ради малого; положительное решение принимается лишь при отсутствии сомнений; при наличии любых сомнений принимается отрицательное решение; нельзя полагать, что всегда существует одно решение. Принятие предпринимателем оптимального компромиссного

решения – залог успеха деятельности предприятия, потому что оно заметно снижает степень риска и позволяет получить высокий итоговый результат. Управление рисками - это инструмент экономической деятельности, использовать разнообразные подходы, процессы, мероприятия, которые помогают в определенной степени делать прогнозы наступления рискованного события, ситуации и за счет управленческого взаимодействия снижать степень его влияния.

Главными задачами управления риском являются: обнаружение «красных» областей - повышенного риска; оценка степени риска; анализ приемлемости прогнозируемого уровня риска для организации и предпринимателя; разработка в случае необходимости мер по предупреждению или снижению риска; в случае, когда рисковое событие произошло, принятие мер к максимально возможному возмещению понесенного ущерба. Конкретные методы и приемы, которые используются при принятии и реализации решений в условиях риска, в большей степени зависят от специфики и вида предпринимательской деятельности, принятой стратегии достижения поставленных целей, политики организации и, конечно же, конкретной ситуации.

Таким образом, главная цель данной курсовой работы заключается в подробном исследовании коммерческих рисков, а также методов управления ими, их снижения.

В связи с этим можно выделить следующие основные задачи, поставленные в курсовой работе:

  1. изучить основные виды рисков;
  2. рассмотреть сущность коммерческих рисков и возможные потери предпринимателя от них;
  3. определить методы выявления риска;
  4. исследовать методы оценки риска;
  5. рассмотреть методы снижения риска;
  6. подвести итоги и определить значение рисков в предпринимательской деятельности.

Структура работы составлена в соответствии с поставленными в ней задачами и полностью направлена на раскрытие выбранной темы, которая, безусловно, имеет огромное практическое значение в предпринимательской деятельности. Курсовая работа написана на научно-экономическом фундаменте, изложенном в различных учебных пособиях, статьях, на материале, созданном безусловно компетентными авторами в сфере экономики и финансов.


Глава I. Риски, как неотъемлемый элемент предпринимательской деятельности

  1. Понятие риска

Деятельность организации всегда связана с определенным риском, то есть с потенциально существующей опасностью потери ресурсов или недополучением доходов по сравнению с запланированным уровнем, или с иной альтернативой. Но предприниматели идут на риск, так как его оборотной стороной является возможность получения дополнительного дохода. А иногда и на очень крупные риск, ведь обычно он ведет к получению еще большей прибыли. Риск - неотъемлемая часть предпринимательской деятельности.

Риск - это возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человека.

Риск можно рассматривать бинарно. С одной стороны, это событие, которое может произойти или не произойти, вследствие чего возможен отрицательный, нулевой или положительный результат (технический, социальный, экономический и др.) С другой стороны, риск – это субъективная оценка такого результата и обусловленных им дохода или потерь.

Источником риска является неопределенность хозяйственной ситуации, возникающая из-за множества переменных факторов и случайностей, неполноты информации о хозяйственных процессах, а также особенностей личности предпринимателей. Иными словами, риск имеет объективное и субъективное происхождение. [5] Несмотря на то что с риском в экономической сфере люди встречаются перманентно, его тeоретическая изученность явно недостаточна. Объясняется это тем, что здесь долго не видели предмета для собственно теоретических исследований, полагая всю эту область относящейся лишь к практике.

В последние десятилетия положение стало меняться, к этому предмету довольно активно обратились западные, а с началом экономических реформ - и наши исследователи. Тем не менее, до сегодняшнего времени общепринятой трактовки экономического преломления понятия риск не выработано.

Впервые понятие риска в качестве функциональной характеристики предпринимательства было выдвинуто в ХVII в. французским экономистом шотландского происхождения Р.Кантильоном. Он рассматривал предпринимателя как фигуру, принимающую решения и удовлетворяющую свои интересы в условиях неопределенности. Развитие концепции риска прежде всего связано с исследованиями природы дохода предпринимателя. Последователи Р.Кантильона в оценке риска как существенной характеристики придерживались в принципе схожих взглядов, а именно: предпринимательский доход или его часть в той или иной форме являются платой за риск и качественно отличаются от дохода (прибыли) на авансированный капитал и заработной платы. Представитель немецкой классической школы XIX в. И. фон Тюнен, пытаясь определить величину предпринимательского дохода, прямо связывал его появление с предпринимательским риском. Выявление дохода предпринимателя относительно теории риска впервые, хотя и в неявной форме, вводит в экономический анализ предпринимательской функции понятие вмененных потерь или прибылей в результате неиспользования альтернативного курса действий. По Тюнену, ожидания предпринимателя отражают сознательный выбор в пользу неопределенной, чреватой риском потери, ситуации. В случае неблагоприятной для него ситуации он может потерять все в отличие от служащего.


Таким образом, в описанной немецким экономистом ситуации выигрыш должен быть, кaк минимум, равен доходу служащего, однако предприниматель рискует, и чем больше этот риск, тем больше должен быть выигрыш по сравнению с возможными потерями, то есть с минимальным доходом. [18]

2. Классификация рисков

По структурному признаку коммерческие риски делятся на:

  1. Имущественные - связанные с возможными потерями имущества по разным причинам: по причине халатности, кражи, диверсии, перенапряжения систем;
  2. Производственный - связанные с вероятностью невыполнения предприятием своих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски реализации товаров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкpoтства. В производственной деятельности промышленного предприятия можно выделить следующие риски:

- риск полной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров на поставку необходимых при технологии материалов, комплектующих деталей и других исходных продуктов;

- риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке, а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в виде предоплат;

- риск незаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг, т.е. риск полной или частичной нереализации;

- риск неполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную на реализацию продукцию;

- риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;

- риск срыва заключенных соглашений о предоставлении займов, инвестиций или кредитов;

  • ценовой риск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию и услуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства, используемое сырье, материалы, —
  • топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в виде процентных ставок по кредитам);

- риск банкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков и т.п.), так и самого предприятия. [2] Торговые риски представляют собой риски, связанные с убытком по причине задержки платежей, отказа от платежа в период транспортировки товара, недоставки товара и т.п. Маркетинговые риски связаны с возможностью получения убытка по причине снижения конкурентоспособности продукции фирмы в целом, ухудшения ценовой и ассортиментной политики и т.д.

  1. Торговые - связаны с убытками по причине задержки платежей, недостатки товара и тд;
  2. Маркетинговые - риск низкой квалификации маркетологов, риск недостаточности ресурсов для исследования;
  3. Деловые - определяется такими факторами, как организационно-технический потенциал предприятия, эффективность производственной и инновационной деятельности, устойчивость финансового положения, эффективность системы управления, сложность выпускаемой продукции и др. [8]
  4. Финансовые - связаны с вероятностью потерь финансовых ресурсов (т.е. денежных средств). Особенностью финансовых рисков является вероятность наступления ущерба в результате проведения какой-либо операции, которая осуществляется в финансово-кредитных или биржевых сферах.

Финансовые риски подразделяются на два вида:

1) связанные с покупательной способностью денег;

2) связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся следующие разновидности рисков:

- инфляционные риски (инфляция означает обесценивание денег и, естественно, рост цен);

- дефляционные риски (дефляция - это процесс, обратный инфляции, выражается в снижении цен и, соответственно, в увеличении покупательной способности денег);

- валютные риски;

- риски ликвидности. Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности более быстрыми темпами, чем растут. В результате предприниматель несет реальные потери. Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходят падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение их доходов. Валютные риски представляют собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации ценных бумаг или других товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости. К ним могут относится:

а) возможные потери, вызванные невозможностью купить или продать актив в нужном количестве за достаточно короткий период времени в силу ухудшения рыночной конъюнктуры;

б) возможность возникновения дефицита наличных средств или высоколиквидных активов для выполнения обязательств перед контрагентами. Риски, связанные с вложение капитала (инвестиционные риски), подразделяются на:

- риск упущенной выгоды;

- риск снижения доходности;

- риск прямых финансовых потерь. Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (побочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществления какого-либо мероприятия или остановки хозяйственной деятельности. Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения размера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам. Риск снижения доходности включает следующие разновидности: процентные риски и кредитные риски. К процентным рискам относится опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.