Файл: Публичная власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все выше перечисленной указывает, что к федеральным органам власти относится правовое регулирование предметов ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, прав, обязанностей и ответственности федеральной государственной власти органов и должностных лиц в области местного самоуправления. Тем самым предполагается широкий спектр регулирования местной жизни местного самоуправления. Акцентирование на предметы совместной деятельности, несущественна.

Муниципальное право - это комплексная отрасль права, она обуславливается образованием комплексных общественных отношений и двойственной природой муниципальных правовых норм. Многообразие норм реализуются путем двойственности. С одной стороны, вторичная правовая структура (комплексная отрасль права), а с другой основная (финансовая, административная, конституционная). Следовательно, те или иные вопросы местного значения определяются уровнем, на котором они возникли, то есть уровнем муниципального образования. Многообразие видов реализуется на местном уровне. Тем самым государство может неограниченно вмешиваться в дела местного самоуправления, регулировать вопросы местного значения, выполнять любые полномочия тем самым заменять органы местного самоуправления.

Так же ст.5 ч.1 пункт 4 «правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральными законами в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.» что не совсем соответствует ст.12 Конституции РФ[34].

Статус местного самоуправления должен определяться в соответствии с конституционной моделью местного самоуправления (самостоятельно самим населением), а не федеральными органами. Правовое регулирование прав, обязанностей, ответственности при осуществлении отдельных государственных полномочий, которые определены федеральным законодательством[35].

Вопрос относительно предметов ведения субъектов федерации, то в России они определены в ст. 73 Конституции РФ[36] по остаточному принципу: за пределами ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения субъекты Российской Федерации обладают все полнотой государственной власти.

Таким образом, в качестве обобщающего вывода можно сказать, что исторически разделение компетенций связано с принятием Конституции Российской Федерации.


На каждом из этапов эволюции федеративных отношений наблюдалась как избыточная централизация власти федерального центра, так и избыточная децентрализация.

Основополагающим принципом для федеративной системы России служит принцип разграничения предметов ведения. От него производен принцип разграничения предметов ведения (сфер общественных отношений) и полномочий (системы прав и обязанностей) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.

Основной причиной подмены терминов «компетенция» и «предметы ведения» состоит в отсутствии единой правовой традиции в их употреблении.

Необходимо своевременно устранять проблемы понятийного аппарата, поскольку использование данных понятий является важным для законодательного регулирования.

Заключение

Особенность публичной власти заключается в том, что при ее осуществлении предоставляется возможность управления обществом, кроме того, публичная власть одновременно выступает и в роли политической, реализуя волю политических сил, стоящих у истоков власти.

Иными словами, государственная публичная власть выступает в качестве возможности государства подчинить себе общество, с применением методов государственного принуждения.

Государственная власть считается развитой тогда, когда ее формирование и осуществление происходит исключительно на правовой основе, и она способна признавать и обеспечивать права и свободы человека.

Полномочия публичной государственной власти распространяются на все слои общества и способствует развитию государства, увеличению авторитета власти, и повышению доверия общества к государству.

В качестве основных признаков государственной публичной власти следует отнести публичность, суверенность, легитимность и легальность. Современное понимание государственной власти позволяет выделить ее первичные и вторичные субъекты. Под первичными субъектами понимается в первую очередь гражданское общество, основывающее легитимность государственной власти. Именно оно наделено правами утверждения и изменения государственной власти.

В случае, если данные права присваиваются другим субъектом, такие действия порождают произвол и признаются преступлением.

В качестве вторичного субъекта государственной власти выделяют любой орган государственной власти. Публичная власть может быть представлена единоличным органом, и коллегиальным. Примером является Президент Российской Федерации, национальное собрание, правительство. Названные органы государственной публичной власти невозможно сформировать без непосредственного участия общества. Поскольку на территории государства органы публичной власти являются выборными, и избираются народом.


Органами государственной власти являются также министерства, комитеты, ведомства, посредством которых осуществляются конкретные полномочия, реализующие функции государства. Каждый субъект государственной власти выполняет ее особую функцию, что является важным условием, которое обеспечивает системность власти. Таким образом, первичные субъекты осуществляют учредительную власть, а вторичные субъекты – исполнительную, законодательную, контрольную и судебную государственную власть. Совокупность органов, которые свободно осуществляют государственную власть, называется система государственной власти.

Рассмотрим разновидности. Во-первых, – это учредительная власть, которая принимает и, конечно же, вносит поправки в конституцию государства, учреждает новую власть, принимает решение о смене действующей власти на качественно новую. Таким образом, всеми этими функциями и правами на их осуществление наделен народ. Учредительная власть в демократическом государстве принадлежит народу. Как уже говорилось выше, остальными элементами, которые входят в систему государственной власти, являются власть руководителя государства, исполнительная, или как ее еще называют, правительственная власть, законодательная власть, коей является парламент страны, судебная и контрольная власти. Все перечисленные органы являются учреждаемыми, но власть, которую они осуществляют, является, в какой-то мере, самостоятельной. Каждый орган государственной власти – это достаточно сложная организация, которая имеет разветвленную структуру. Приведенная выше информация - это краткий ответ на вопрос о том, что такое государственная власть, каковы ее органы, система и разновидности.

В работе также были рассмотрены особенности разграничения полномочий государственной публичной власти Российской Федерации и ее субъектов.

Обобщив приведенные в работе данные, отметим, что разделение полномочий власти является конституционным положением. При реализации данного принципа возникают различные проблемы, требующие решений в рамках законодательного закрепления.

Слабыми сторонами современного конституционализма является отсутствие эффективности в конституционных механизмах государственности. Это выражается как в неэффективности законодательства, в частности многие нормы остаются лишь на бумаге, так и в формальности многих процессов. Например, судопроизводство в России носит формальный характер, нежели действующий. Не реализуется в полной мере принцип ответственности, правоприменительная практика показывает, что власть и деньги лишают действенности механизмы ответственности.


Безусловно, что на современном этапе развития России можно говорить о присутствии конституционализма, однако очень важно, чтобы развитие конституционализма в будущем приводило к эффективности существующей власти, к развитию демократических институтов и усилению процесса демократизации общества в различных субъектах РФ.

Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным и региональным уровнями существует в любых государствах с федеративным устройством. Данный принцип построен на базовых началах, которые следуют из правовой природы федеративной системы. В настоящий момент нет ни одного федеративного государства, где бы не производилось разграничение на компетенции между федерацией и субъектами. Но в различных федеративных государствах реализация данных принципов имеет свою специфику и особенности. Это происходит в виду того, что в разных государствах имеется собственный отличный от других исторический опыт, собственные устои и традиции федеративных отношений, современными политическими, экономическими и иными условиями. Это приводит к следующему - различные федерации создают особые порядки распределения компетенции, разграничения по уровням реализации властных полномочий.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.]. Ст. 2 // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
  4. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
  5. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018) О муниципальной службе в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152.
  6. Федеральный закон от 24.06.1999 г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации т органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием ФЗ от 04.07.2003 №95) // Справочно-поисковая система Консультант Плюс.
  7. Борисов М.М., Дудко И.Г. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации. М.: 2010. - С. 63
  8. Бунчук В.Л.. Федерализм и институты гражданского общества в современной России // Политика и Общество. – 2013. – № 11. – С. 104-107.
  9. Бунчук В.Л. Региональная политика федеративного государства как механизм оптимизации и совершенствования федеративных отношений // Национальная безопасность / nota bene. – 2012. – № 6. – С. 104-107.
  10. Бырлэдяну В.И. Правовая система субъекта Российской Федерации: некоторые теоретические и конституционно-правовые проблемы // Ученые записки Орловского государственного университета. Право, 2010. - С. 164.
  11. Галушкин А.А., Забелина Е.В., Кучеренко П.А., Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России. - М.: РУДН, 2015. - С. 234.
  12. Галушкин А.А., Митрохин В.В., Тарадаева А.В., Усков И.В. Финансовая система Российской Федерации: состояние, тенденции и перспективы. Монография. - М.: Научное обозрение, 2015. - С. 72.
  13. Дондоков Ц. С., Кужиков Д. А. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. - 2014. - №7. - С.148.
  14. Жолобова О.А.. Развитие теории федерализма в рамках социально-философского и институционального подходов на Западе // Международные отношения. – 2013. – № 3. – С. 104-107
  15. Ильягуев Д. М. Соотношение организации публичной власти на государственном, региональном и местном уровнях // Бизнес в законе. - 2012. - №2. - С. 22.
  16. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2014. - С. 45.
  17. Лушников Д.А., Барсуков В.П., Ющенко И. В. Структурно-функциональная ревизия модели местного самоуправления и муниципального управления в современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012 – № 3. – С. 160.
  18. Макарейко Н.В. Государственная власть: понятие и признаки. // Бизнес в законе. - 2007. - № 2. - С. 31.
  19. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Юрист, 2013. – С. 101.
  20. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: Юркомпани, 2013. - С. 137.
  21. Муниципальное право: Учебник / Е.С. Шугрина. 5-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 576 с.
  22. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Проспект, 2012. – С. 93.
  23. Самойлюк Р.Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2015. - №4. - С. 47.
  24. Саутиева Т.Б. Государственно-правовая специфика субъектов Российской Федерации // Социально-экономические проблемы современного общества: Материалы III международной научно-практической конференции.– Прага: Изд-во «Vedecko vydavatelske сentrum « Sociosfera – CZ»,– 2014. - С. 230.
  25. Федорец М.Н. Конституционно-правовые принципы российского федерализма // Право и политика. – 2013. – № 4. – С. 104-107.
  26. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: Монография. М.: 2016.- С. 47.
  27. Черепанов В.А. Федеративные отношения: перспективы договорного регулирования // Журнал российского права. - 2011. - № 11. - С. 103.
  28. Чихладзе Л.Т. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 5 - С. 2.
  29. Чихладзе Л.Т., Соколов Н.Н. Особенности генезиса местного самоуправления и местного управления в России. Часть 1 // Юстиция. - 2015. - № 1. - С. 15.
  30. Шевчук Д.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2014. – С. 125.
  31. Шишкин В. В. Конституция России: осмысление через два десятилетия / В. В. Шишкин // Личность и общество: проблемы взаимодействия : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., 23 апреля 2015 г. – Челябинск : Издат. дом «Монограф», 2015. – С. 86–87.
  32. Югов А. А. Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 29-37.
  33. Юсубов Е.С. Модернизация федеративных отношений и субъекты РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 8. - С. 3.

  1. Макарейко Н.В. Государственная власть: понятие и признаки. // Бизнес в законе. - 2007. - № 2. - С. 31.

  2. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Проспект, 2012. – С. 93.

  3. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Юрист, 2013. – С. 101.

  4. Самойлюк Р.Н. Понятие, признаки и сущность государственной власти // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2015. - №4. - С. 47

  5. Самойлюк Р.Н. Виды методов осуществления государственной власти. // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2015. - № 4. - С. 55.

  6. Шевчук Д.А. Теория государства и права: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2014. – С. 125.

  7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2014. - С. 45.

  8. Ильягуев Д. М. Соотношение организации публичной власти на государственном, региональном и местном уровнях // Бизнес в законе. - 2012. - №2. - С. 22.

  9. Дондоков Ц. С., Кужиков Д. А. Понятие принципа разделения властей: историко-правовой аспект // Вестник ЗабГУ. - 2014. - №7. - С.148.

  10. Югов А. А. Система разделения властей в Российской Федерации: единство и дифференциация публичной власти // Право: история, теория, практика: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 29-37.

  11. Юсубов Е.С. Модернизация федеративных отношений и субъекты РФ // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 8. - С. 3.

  12. Черепанов В.А. Федеративные отношения: перспективы договорного регулирования // Журнал российского права. - 2011. - № 11. - С. 103.

  13. Бунчук В.Л.. Федерализм и институты гражданского общества в современной России // Политика и Общество. – 2013. – № 11. – С. 104-107

  14. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М., 2010. - С. 155.

  15. Федеральный закон от 24.06.1999 г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации т органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (утратил силу в связи с принятием ФЗ от 04.07.2003 №95) // Справочно-поисковая система Консультант Плюс.

  16. Лушников Д.А., Барсуков В.П., Ющенко И. В. Структурно-функциональная ревизия модели местного самоуправления и муниципального управления в современной России // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012 – № 3. – С. 160.

  17. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: Монография. М.: 2016.- С. 47.

  18. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: Юркомпани, 2013. - С. 137.

  19. Борисов М.М., Дудко И.Г. Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации. М.: 2010. - С. 63

  20. Бырлэдяну В.И. Правовая система субъекта Российской Федерации: некоторые теоретические и конституционно-правовые проблемы // Ученые записки Орловского государственного университета. Право, 2010. - С. 164.

  21. Саутиева Т.Б. Государственно-правовая специфика субъектов Российской Федерации // Социально-экономические проблемы современного общества: Материалы III международной научно-практической конференции.– Прага: Изд-во «Vedecko vydavatelske сentrum « Sociosfera – CZ»,– 2014. - С. 230.

  22. Галушкин А.А., Забелина Е.В., Кучеренко П.А., Чихладзе Л.Т. Муниципальное право России. - М.: РУДН, 2015. - С. 234.

  23. Чихладзе Л.Т. Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2015. - № 5 - С. 2.

  24. Чихладзе Л.Т., Соколов Н.Н. Особенности генезиса местного самоуправления и местного управления в России. Часть 1 // Юстиция. - 2015. - № 1. - С. 15.

  25. Жолобова О.А.. Развитие теории федерализма в рамках социально-философского и институционального подходов на Западе // Международные отношения. – 2013. – № 3. – С. 104-107

  26. Федорец М.Н. Конституционно-правовые принципы российского федерализма // Право и политика. – 2013. – № 4. – С. 104-107

  27. Бунчук В.Л. Региональная политика федеративного государства как механизм оптимизации и совершенствования федеративных отношений // Национальная безопасность / nota bene. – 2012. – № 6. – С. 104-107.

  28. Галушкин А.А., Митрохин В.В., Тарадаева А.В., Усков И.В. Финансовая система Российской Федерации: состояние, тенденции и перспективы. Монография. - М.: Научное обозрение, 2015. - С. 72.

  29. Муниципальное право: Учебник / Е.С. Шугрина. 5-e изд., перераб. и доп. М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 576 с.

  30. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 03.07.2018) Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 17.06.2002, N 24, ст. 2253.

  31. Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 03.08.2018) О муниципальной службе в Российской Федерации // Собрание законодательства РФ, 05.03.2007, N 10, ст. 1152.

  32. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, N 31, ст. 3823.

  33. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, N 32, ст. 3340.

  34. Хабриева Т.Я. Конституционная реформа в современном мире: Монография. М., 2016. -С. 52.

  35. Шишкин В. В. Конституция России: осмысление через два десятилетия / В. В. Шишкин // Личность и общество: проблемы взаимодействия : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., 23 апреля 2015 г. – Челябинск : Издат. дом «Монограф», 2015. – С. 86–87

  36. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: по состоянию на 21 июля 2014 г.]. Ст. 2 // Российская газета. 1993. № 237