Файл: Публичная власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема курсовой работы является весьма актуальной, поскольку государственная власть выступает в качестве важнейшего атрибута государства, который наделен определенными функциями властного характера по управлению страной. Власть придает обществу целостность, управляемость, а также является важнейшим фактором организованности и порядка. Другими словами, это власть выступает в качестве системообразующего элемента, который обеспечивает обществу жизнеспособность.

Государственная публичная власть относится к числу необходимых и специальных средств для управления страной, принятия и приведения в жизнь различных законов, которые предназначены для урегулирования отношений, как внутри страны, так и на международном уровне. В качестве необходимых условий укрепления и развития государственной власти вступают законность, единообразное и неуклонное исполнение нормативных правовых актов, издание которых осуществляется определенными органами и должностными лицами государства.

Объектом исследования выступает правоотношения, которые складываются в результате осуществления полномочий представителями публичной власти.

Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вопросы функционирования публичной власти в РФ и ее субъектов.

Целью курсовой работы является исследование и изучение понятия и видов государственной власти

Для достижения этой цели необходимо рассмотрение и разрешение следующих задач:

- рассмотреть и раскрыть понятие и признаки государственной публичной власти;

- рассмотреть и исследовать методы осуществления государственной публичной власти;

- рассмотреть историческое развитие разделения полномочий между РФ и ее субъектов,

- проанализировать особенности разделения государственной власти РФ и ее субъектов.

Методологическую основу курсовой работы составляют различные методы исследования. Так, можно выделить общенаучные (наблюдение, аналогия, анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование), специально-научные (сравнительно-правовой, технико-юридический) и другие методы исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.


1. Понятие и общая характеристика государственной публичной власти

1.1 Понятие и признаки государственной публичной власти

В настоящее время под государственной властью следует понимать форму политической власти, осуществляющей руководство обществом от имени народа на всей территории государства с помощью государственного аппарата, издания и доведения до реализации соответствующих правовых норм, который носят общеобязательный характер.

Функционирование государственной власти происходит в соответствии с действующим законодательством. В правовом государстве все аспекты практической реализации государственной власти в обязательном порядке должны быть регламентированы нормативными правовыми актами. Иными словами, бесспорно, в правовом государстве в обязательном порядке должно быть взаимодействие государственной власти с правом, которое в максимальной мере содержится в его источниках.

Необходимо отметить, что в современном мире осуществление государственной власти происходит во всех сферах жизнедеятельности общества. Выступая в качестве выразителя интересов всех членов общества, государственная власть, решения ее соответствующих органов в максимальной мере должно распространяться на все аспекты социального бытия.[1]

Государственная власть реализуется в определенных формах. Формальная определенность реализации государственной власти имеет принципиальное значение. В условиях построения правового государства и формирования гражданского общества, можно сказать, что форма является одной из основных характеристик государственной власти.

Необходимо обратить внимание на то, что форма осуществляет закрепление соответствующей ступени в развитии явления, в результате чего обеспечивая накопление изменений и возможность дальнейшего развития. Кроме того, формальная определенность государственной власти свидетельствует о ее легальности.

Как правило, государственная власть распространяет свое действие на всю территорию государства и всех тех лиц, которые непосредственно находятся под юрисдикцией государства. Государственная власть обладает суверенным характером, что и предопределяется возможностью распространения ее полномочий на всю территорию и население.[2]


Можно выделить следующие отличительные признаки государственной власти:

1. Публичный характер. Это означает, что распространение государственной власти, по общему правилу, осуществляется на общество в целом, на всех его членов, все группы и организации людей. Данный признак не отличает государственную власть от потестарной власти первобытного общества, но дифференцирует от других видов социальной власти, в частности, религиозной, семейной и иных видов.

2. Политический характер. Политика является своего рода искусством управления социально неоднородным обществом, разделенном на группы, классы, а функционирование государственной власти осуществляется как раз в таком обществе. Необходимо считать государственную власть разновидностью политической, а не отождествлять их, так как существуют и иные виды политической власти, в частности, можно выделить власть политических партий, лоббистских группировок и другие.

3. Территориальность. Этот признак предполагает то, что действие государственной власти происходит в пределах соответствующей территории. При этом общегосударственная власть получает свое распространение в пределах территории всего государства, региональная в пределах соответствующего субъекта Федерации и тому подобное.

4. Суверенность. Данный признак находит свое отражение в верховенстве внутри страны и независимости извне. Верховенство выражается в возможности признать ничтожным проявление любой иной власти (в частности, профсоюзной, религиозной и других видов) и в том, что ее распространение осуществляется на всех тех субъектов, которые находятся на территории данного государства. Независимость проявляется в самостоятельности принятия решений на международной арене по всем вопросам, основываясь на соответствующих международных правовых актах и принципах международного права (в частности, признание территориальной целостности и другие).

5. Легальность и легитимность. Легальность есть основанность государственной власти на внутреннем действующем законодательстве и общепризнанных принципах, а также соответствующих международных правовых нормах. Легитимность выражает психологическую, ценностную, нравственную характеристики государственной власти, которые влекут доверие к ней со стороны субъектов, проживающих на территории данного государства, и готовность ей подчиняться.[3]

Таким образом, публичная власть формируется в человеческом сообществе, разделенном по социальным интересам и статусам. На первоначальной стадии власть в обществе ограничена примитивными родоплеменными связями; публичная власть распространяет своё действие на определенную территорию; посредством публичной власти в социуме обеспечивается порядок, основанный на принадлежности человека, группы к данной территории, социальному классу, приверженности идее; в основе публичной власти лежит процесс соединения воли и деятельности разнообразных структур, в которые включаются учреждения, организации, и институты, при взаимосвязи двух групп людей, являющимися субъектами управления и подчинения[4].


1.2 Методы осуществления государственной публичной власти

В современной научной литературе выделяются различные методы осуществления государственной власти. Все методы осуществления государственной власти можно разделить на две большие группы:

1) методы прямого воздействия;

2) методы косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия предполагают прямое целенаправленное взаимодействие субъекта и объекта государственного управления. Среди таких методов можно выделить методы убеждения, поощрения и принуждения. Довольно часто о вышеперечисленных методах говорят как о методах административного (управленческого) воздействия, так как в их реализации по большому счету задействуются ресурсы государственной власти, а субъект воздействия напрямую контактирует с объектом управления.

Что касается методов осуществления государственной власти, которые носят косвенный характер, то среди таких методов можно выделить экономические методы, идеолого-пропагандистские методы и другие виды методов.

Среди мер косвенного воздействия важнейшую роль играют именно экономические методы, так как применение данных методов доказало свою эффективность на протяжении длительной истории существования человечества.[5]

Заострим свое мнение на двух важнейших методах осуществления государственной власти - это методы убеждения и принуждения.

Под убеждением необходимо понимать метод активного воздействия на волю и сознание индивида соответствующими идейно-нравственными средствами в целях формирования у него определенных взглядов и представлений, которые непосредственно основаны на глубоком понимании сущности государственной власти, а также ее целей и функций.

Благодаря методу убеждения у граждан вырабатывается чувство ответственности за совершаемые действия и поступки. Следует заметить, что с развитием цивилизации, а также ростом политической культуры роль и значение данного метода осуществления государственной власти закономерно возрастают.

Наконец, государственной власти в обязательном порядке присущ такой метод как метод принуждения. При использовании данного метода властвующий субъект навязывает свою волю подвластным.

Под государственным принуждением необходимо понимать психологическое, материальное, либо же физическое (насильственное) воздействие специально уполномоченных органов, а также соответствующих должностных лиц государства на личность для того, чтобы заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.


Как правило, государственное принуждение базируется на организованной силе, выражает ее и потому способно обеспечивать безусловное доминирование в обществе воли властвующего субъекта. Именно благодаря государственному принуждению происходит ограничение свободы человека, иными словами, оно ставит индивида в такое положение, когда у него отсутствует выбор, кроме варианта, который предложен государственной властью.

Стоит отметить, что государственное принуждение может носить как правовой, так и неправовой характер. Если государственное принуждение будет носить неправовой характер, то это может закончиться произволом органов государственной власти, которые, можно сказать, ставят личность в незащищенное положение. Данный вид принуждения, как правило, существует в государствах, в который имеет место антидемократический политический режим.

Что касается правового государственного принуждения, то под ним следует понимать такое принуждение, где вид и мера которого строго определены юридическими нормами и применение которого осуществляется в определенных процессуальных формах (четких процедурах).

Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, иными словами, такое принуждение при необходимости может быть обжаловано лицами в независимый суд.[6]

Таким образом, рассмотрев и исследовав понятие и общую характеристику государственной власти, можно сделать вывод, что государственная власть - это средство управления обществом, которое, как правило, опирается на авторитет силы. Государственная имеет свои отличительные черты (в частности, легитимность, суверенность, публичный характер и другие).

Также, существуют и определенные методы осуществления государственной власти. Они, как правило, делятся на две большие группы: методы, которые оказывают прямое воздействие и методы, которые, соответственно, оказывают косвенное воздействие. Среди всех методов большую роль играют методы убеждения и принуждения.

2. Конституционные основы разделения государственной публичной власти Российской Федерации и ее субъектов