Файл: Цель и задачи налогового учета ( Теоретические основы налогового учета организаций ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы заключается в том, что перед организациями встала необходимость в создании налогового учета и контроля правильности осуществления расчетов по налогу на прибыль таким образом, чтобы, с одной стороны, выполнить требования законодательства, а с другой, – минимизировать обусловленные этим затраты. Проблемы ведения налогового учета достаточно полно исследованы применительно к прежнему порядку налогообложения прибыли организаций, однако практика показывает необходимость детального изучения их в сфере ныне осуществляемой налоговой реформы. В настоящее время перед налогоплательщиками стоит альтернатива выбора между двумя принципиально различными подходами: ведением налогового учета как самостоятельной системы либо как подсистемы, использующей и обрабатывающей данные бухгалтерского учета.

Понятие налогового учета приведено в ст. 313 НК РФ. Там указано, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

В то же время в более широком смысле налоговый учет является системой определения облагаемой базы по всем налогам, сборам, страховым взносам, предусмотренным налоговым законодательством РФ. Именно поэтому нормативное регулирование налогового учета в РФ не ограничено лишь главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ, а включает в себя весь спектр налогового законодательства, в т. ч. НК РФ и принятых в соответствии с ним региональных и местных нормативных актов в области налогообложения. И поэтому в Учетной политике организации в целях налогообложения вопросы учета налогов и сборов не ограничиваются одним лишь налогом на прибыль.

Налоговый учет организаций напрямую зависит от применяемой налоговой системы. В зависимости от того, на каком режиме налогообложения находится компания, какие налоги уплачивает, от уплаты каких налогов имеет освобождение, зависит и налоговый учет той или иной компании.

Целью работы является определение целей и задач налогового учета. Достижение цели исследования обеспечивается решением следующих задач:

  • рассмотреть понятие и особенности ведения налогового учета;
  • определить особенности налогового учета некоммерческих организаций;
  • дать организационно-экономическую характеристику АНО «ЦИО «Дипломат»;
  • определить виды налогов, уплачиваемых АНО «ЦИО «Дипломат»;
  • предложить меры по совершенствованию организации налогообложения АНО «ЦИО «Дипломат».

Объектом исследования выступает налоговый учет в АНО «ЦИО «Дипломат».

Предметом являются особенности ведения налогового учета в АНО «ЦИО «Дипломат».

Практическая значимость исследования состоит в развитии теоретико-методических основ современного налогового учета, оказывающих существенное влияние на развитие приемов управления в отношении налоговой нагрузки.

При решении определенных в работе задач применялись методы системного анализа и синтеза, сводки и группировки, сравнения и классификации, моделирования и обобщения.

Теоретической и методологической основой работы послужили труды ведущих ученых в области бухгалтерского учета, законодательные и нормативные акты Российской Федерации.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические основы налогового учета организаций

1.1. Сущность организации и ведения налогового учета

Налоговый учет – это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы. Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций. Налоговый учет ведется в специальных формах – налоговых регистрах. Организации-налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета [24, с. 88].

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов. Целями налогового учета являются [34]:

  • формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчетного (налогового) периода;
  • обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;
  • обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации [13, с. 124-128]. Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Налоговый учет состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путем ее документирования осуществляется в системе бухгалтерского учета [9, с. 64]. Подтверждением данных налогового учета выступают:

  • первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);
  • аналитические регистры налогового учета;
  • расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учета является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определенную дату. Порядок ведения налоговой отчетности утверждается на законодательном уровне, Налоговым кодексом РФ [2, 3] и иными нормативно-правовыми документами. Как главному бухгалтеру, так и руководителю предприятия следует заранее ознакомиться со следующими основополагающими вопросами:

  • основные понятия;
  • какова цель;
  • законодательная база.

Федеральная налоговая служба обладает широкими полномочиями по проверке предприятий, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Подобные работы выполняются обязательно именно региональным подразделением. Проверки могут быть камеральные и выездные [11, с. 4].

В первом случае все документы передаются в органы ФНС, во втором – проверка происходит на самом предприятии. Модели организации учета рассматриваемого типа могут быть различными. Но основная цель всегда остается неизменной. Это сбор полной и максимально достоверной информации о финансовом, имущественном состоянии конкретного предприятия. Налоговый учет позволяет также реализовывать следующие важные задачи (рис. 1):

Рис. 1. Задачи налогового учета

Важно помнить о наказуемости допущения ошибок при ведении учет подобного типа. Причем в некоторых случаях ошибки грозят не просто штрафом, но также административным и даже уголовным наказанием.

Осуществлять постановку на налоговый учет необходимо в соответствии с установленным регламентом [12]. При этом следует соблюдать большое количество различных нормативов, правил. При проведении камеральной или выездной проверки ФНС всегда в первую очередь обращает внимание на все, что связано с нововведениями в налоговой сфере [10, с. 114-116]. Основополагающими нормативно-правовыми актами являются следующие (табл. 1):


Таблица 1

Основополагающие нормативно-правовые акты

ст.№311 НК РФ

Процесс устранения двойного налогообложения

ст.№312 НК РФ

Особые моменты налогообложения

ст.№313 НК РФ

Основные правила ведения налогового учета

ст.№314 НК РФ

Регистры аналитического характера данного вида учета

ст.№315 НК РФ

В каком порядке осуществляется составление данных для вычисления налогооблагаемой базы

ст.№316 НК РФ

Как формируется налоговый учет в случае учета доходов

ст.№317 НК РФ

Оглашается процедура учета для некоторых, особых типов доходов

ст.№318 НК РФ

Как допускается определять сумму расходов на реализацию

ст.№320 НК РФ

Как вычисляются затраты по операциям торгового характера

Таким образом, можно сделать вывод, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

1.2. Особенности налогового учета некоммерческих организаций

Некоммерческие организации (далее – НКО) являются одной из двух больших групп юридических лиц (к другой группе относятся коммерческие организации). Основной отличительной чертой некоммерческих организаций является то (и это следует из самого их названия), что они создаются не в целях осуществления коммерческой деятельности.

Под некоммерческими организациями понимаются юридические лица, создаваемые в образовательных, культурных и иных, указанных в их учредительных документах, целях, и:

  • не имеющие в качестве основной цели извлечение прибыли;
  • не распределяющие полученную в результате своей деятельности прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 Гражданского кодекса РФ) [1].

Примерный перечень целей создания НКО закреплен п.2 ст.2 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 (далее – ФЗ о НКО) [4].


Согласно указанному закону НКО могут создаваться для:

  • достижения социальных, благотворительных, духовных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;
  • развития физической культуры и спорта, защиты прав и законных интересов граждан и т.д.

Рассмотрим вопросы, касающиеся порядка налогообложения НКО по полагающимся для них федеральным налогам и сборам. Пусть прибыль – не главная цель некоммерческих структур, но наличие ее возможно в большинстве случаев. Главное, чтобы ее получение преследовало заявленные организацией задачи, а не использовалось для прикрытия с целью налоговых льгот [12, с. 84-86]. Чтобы контролировать применение прибыли НКО по назначению, существуют положения Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Налоговый Кодекс РФ признает обязанность НКО платить налоги на прибыль, поскольку она может быть у таких организаций (ст. 246 НК РФ), и предоставлять декларации на основании бухучета по общим требованиям.

Некоммерческие организации принято делить на несколько видов по источнику финансирования:

  • муниципальные (государственные) – их финансирует госбюджет;
  • общественные (негосударственные) – существуют за счет собственной прибыли и общественных взносов;
  • автономные – финансируют себя сами.

Как правило, некоммерческие структуры не регистрируются в качестве предпринимателей, но в ходе функционирования им нередко приходится возмездно оказывать услуги или выполнять работы в пользу других лиц, чтобы заработать средства для финансирования организации, тем самым формируя налогооблагаемую прибыль. Правила налогообложения НКО обусловлены особенностями этих структур, а именно:

  • прибыль не составляет их основную цель;
  • они не являются предпринимателями, а в качестве разрешения некоторых видов деятельности им необходимы лицензии;
  • НКО могут получать доход в качестве добровольных взносов, пожертвований и других безвозмездных поступлений.

Эти специфические свойства НКО являются основой для общих принципов, по которым осуществляется их налогообложение:

  1. Вся прибыль, получаемая НКО в ходе их деятельности, облагается соответствующим налогом (ст. 246 НК РФ) [3].
  2. Отдельные типы прибыли НКО не входят в базу по данному налогу (ст. 251 НК РФ), а именно та прибыль, которая поступает на безвозмездной основе для обеспечения уставной деятельности. Перечень необлагаемой налогом прибыли НКО содержится в приказах Министерства финансов РФ.