Файл: Цель и задачи налогового учета ( Теоретические основы налогового учета организаций ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы налогового учета организаций
1.1. Сущность организации и ведения налогового учета
1.2. Особенности налогового учета некоммерческих организаций
2. Организация налогообложения АНО «ЦИО «Дипломат»
2.1. Организационно-экономическая характеристика АНО «ЦИО «Дипломат»
2.2. Виды налогов, уплачиваемых АНО «ЦИО «Дипломат»
3. Совершенствование организации налогообложения АНО «ЦИО «Дипломат»
3.1. Оптимизация налоговой нагрузки АНО «ЦИО «Дипломат»
Наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не только снижение суммы уплаченных налогов (это может быть достигнуто за счет сокращения количества операций и замедление оборота капитала), и построение эффективного управления налогового планирования. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.
Для того, чтобы решить, хотите ли вы что-то кардинально менять в системе управления, компании необходимо сначала рассчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:
Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании за год, необходимость налогового планирования и прогнозирования в компании минимальна. Необходимо следить за состоянием налоговых платежей в целях обеспечения главный бухгалтер или его заместитель.
Если налоговое бремя составляет от 20 до 35% предприятий малого и среднего бизнеса, необходимость налогового планирования является актуальной. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельные специалисты в крупных компаниях – это команда профессионалов, которая будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в подготовке бизнес-планов на следующий год с целью реализации бизнес-прогноза. Для реализации крупных или необычных проектов будет полезно привлекать специалистов аутсорсинга.
Если налоговая нагрузка превышает 40%, предприятие имеет жизненно важное значение, чтобы обратить пристальное внимание на налоговое планирование. В противном случае он просто станет неконкурентоспособным, и в конечном итоге может и вовсе стать банкротом. В такой ситуации, налоговое планирование должно стать важнейшим элементом работы топ-менеджера. Для средних и крупных компаний, создание отдела по налоговому планированию очень необходимо.
В современной бизнес-среде разработаны основные подходы к снижению налогового бремени, что является основной целью налогового планирования:
- применение всех возможных налоговых льгот, установленных в Налоговом кодексе;
- разработка надлежащей учетной политики, которая позволит использовать все существующие пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
- контроль пропущенных сроков налоговых платежей.
Следующие виды налогового планирования:
- корпоративных операций в рамках одной компании;
- партнерство – ряд компаний, связанных друг с другом в виде управления или делового сотрудничества;
- национальный – реализуется в случае, если экономическая деятельность компании ведется только в одной стране;
- международный – осуществляется в случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.
Используя различные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщик должен придерживаться основных принципов, которые позволят им достичь своих целей с минимальными усилиями и без нарушения закона. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:
Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
Принцип эффективности предполагает своевременное налоговое планирование. Это означает, что утвержденная учетная и налоговая политики компании должны быть пересмотрены для оперативного реагирования на изменения налогового законодательства, снизить бремя уплаты налога. Изменения должны быть сделаны в случае появления новых видов деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые приведут к сокращению налогового бремени без ущерба целей бизнеса и интересов собственников предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование является лишь средством решения определенных проблем, а не самоцель. Бизнесмены должны достичь баланса между величиной налогового бремени и размером ожидаемой прибыли, которая может быть направлена на расширение бизнеса. Аналитик должен заранее рассчитать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения метода налогового планирования и покроет ли он все расходы для осуществления всех ожидаемых доходов в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Необходимо рассчитать, будет ли снижение роста налоговых и иных обязательных платежей.
Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик подготовил необходимые аргументы для того, чтобы объяснить налоговым инспекторам и обстоять свою позицию в суде в случае непопулярных или спорных методов налогового планирования.
Принцип комплексности означает, что при налоговом планировании учитывается не только налоговое законодательство, но и иные правовые отрасли, в частности гражданское право.
Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен разглашать посторонним лицам применяются к методам налогового планирования предприятия.
Организация налогового планирования может быть сформулирована в следующем виде:
- систематизация информации по вопросам налогообложения, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
- реализация запланированных этапов планирования и постоянный контроль за исполнением налоговых обязательств;
- анализ решений под объективом соблюдения налогового законодательства;
- осуществление ряда мер по оптимизации налогообложения с ростом налоговой нагрузки.
Налоговое планирование, как правило, содержит следующие поля:
- выбор государственной регистрации организационно-правовой формы;
- выбор подходящего налогового режима;
- определение объекта налогообложения и его изменения в случае необходимости;
- изменение направления хозяйственной деятельности, реструктуризации (создание обособленных подразделений с другими формами налогообложения в зависимости от сферы бизнеса);
- полное применение всех существующих налоговых льгот – для этого необходимо регулярно следить за изменениями в налоговом законодательстве и анализ их применимости к деятельности налогоплательщика;
- планирование распределения прибыли с целью переформатирования бизнеса и возможностью получения дополнительных налоговых льгот.
Рассчитаем экономический эффект от предложенных мероприятий по налогам АНО «ЦИО «Дипломат». Как показатели расчеты по применению мероприятий патентной системы экономия составит 288 000 рублей в год, а экономия от клининговых услуг составит 328 500 рублей в год.
Просчитаем экономический эффект от мероприятия относительно внебюджетных фондов. В таблице 11 представлен экономический эффект от предложенных мероприятий.
Таблица 11
Экономический эффект от предложенных мероприятий
Мероприятия |
2017 г. |
2018 г. (прогноз) |
Отклонение |
значение |
значение |
+/- |
|
1. Консультант (ИП) 4 человека |
|||
-затраты на страховые взносы |
288 000 |
0 |
-288 000 |
-налог на прибыль |
57 600 |
+57 600 |
|
2.Клининговые услуги 2 человека |
|||
-затраты на страховые взносы |
103 500 |
0 |
-103 500 |
-налог на прибыль |
65 700 |
+65 700 |
|
Итого |
391 500 |
123 300 |
-268 200 |
Таким образом, предложенные мероприятия помогут снизить налоговую нагрузку предприятия на 268 200 рублей. Экономический эффект от мероприятий говорит о целесообразности их использования.
По итогам главы можно отметить следующее:
Не всегда налоговое законодательство предусматривает вариантные способы учета отдельных операций. Как показали расчеты, большой удельный вес в составе себестоимости составляют затраты на заработную плату с отчислениями во внебюджетные фонды (30%). Перевод на патент работника для АНО «ЦИО «Дипломат» является выгодным. Все налоговые аспекты, которые затрагивают обычный договор возмездного оказания услуг, в полной мере распространяются и на договор аутсорсинга. Самым очевидным и распространенным способом экономии страховых взносов (30% от фонда оплаты труда работников организации) – является аутсорсинг. АНО «ЦИО «Дипломат» будет заключен договор на оказание клининговых услуг.
Таким образом, формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой и зависит от многих параметров (например, от учетной политики организации в области управленческого и налогового учета).
Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Проделанная работа позволяет сделать следующие обобщения и выводы. Система налогов и сборов, как и налоговая система в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов РФ, а с другой служить инструментом социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий. Значение налогов и сборов для формирования доходной части бюджета субъекта велико, так как они гарантируют финансовую поддержку при проведении таких важных для региона социальных решений, как содержание полиции и пожарной охраны, жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, организация рекламной деятельности, а также свободной торговли и других.
АНО «ЦИО «Дипломат» является плательщиком таких налогов как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на имущество и транспортный налог, при этом предприятие исчисляет данные платежи в соответствии с законодательством РФ.
Оптимизация расчетов с бюджетом по налогам на АНО «ЦИО «Дипломат» связана с использованием таких финансовых инструментов, как выбор более экономичного способа амортизации, формирование оптимального варианта учетной политики, утилизация старых автомашин, приобретение машин с меньшим объемом двигателя и тем самым с меньшей мощностью, введение некоторых видов деятельности, по которым применяются льготы и другие способы.
Исследуемая организация характеризуется достаточно высокой независимостью от внешних источников финансирования, коэффициент автономии организации по состоянию на отчетную дату составил 0,9 (доля собственных средств в общей величине источников финансирования на конец отчетного периода составляет 90%).
АНО «ЦИО «Дипломат» применяет общую систему налогообложения. Общая система налогообложения предполагает ведение бухгалтерского учета в полном объеме (сдача балансов и иной бухгалтерской отчетности) и уплату всех общих налогов (НДС, налога на прибыль, на имущество).
Порядок отражения результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете зависит от ряда факторов (один из них – причина доначисления НДС). Согласие или несогласие налогоплательщика с выводами налоговиков, отраженными в решении по проверке, также влияет на указанный порядок. Последнее обстоятельство, по мнению автора, играет важную (если не определяющую) роль, поэтому далее порядок отражения результатов проверки в бухгалтерском учете будет проанализирован исходя именно из этого обстоятельства.
Немаловажным для целей налогового учета является определение в учетной политике перечня прямых расходов, ведь они относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг. Исключение сделано только для налогоплательщиков, оказывающих услуги, – они вправе признавать прямые расходы в отчетном периоде полностью, без распределения на остатки незавершенного производства. Это право также надо закрепить в учетной политике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).