Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты организационной культуры предприятия
1.1 Сущность, функции и типы организационной культуры
1.2 Процесс формирования организационной культуры
Глава 2 Анализ организационной культуры на примере ОАО «РЖД»
2.1 Общая характеристика предприятия ОАО «РЖД»
2.2 Анализ организационной культуры в ОАО «РЖД»
2.3Разработка мероприятий по совершенствованию организационной культуры на предприятии ОАО «РЖД»
Заключение
Понятие организационной культуры недавно стало активно разрабатываться в зарубежной и отечественной науке. Его позитивно восприняли ведущие корпорации, предприниматели. Стало ясно, что только техническими, организационными мерами ограничиваться в современном производстве нельзя.
Изучение понятия «организационной культуры» позволило выявить более трех десятков его определений, приведенных в зарубежной и российской литературе. Организационная культура организации является одним из феноменов управления, cтиля управления корпорацией, коммуникационного стиля, в том числе невербальных коммуникаций, традиционные модели принятия и исполнения решений, мотивации, традиций управления персоналом, влияния лидерства и этики менеджеров. Изучив литературу, под организационной культурой в данном проекте понимаем: набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в миссии, заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются работникам через средства духовного и материального внутриорганизационного окружения.
В первом разделе нами охарактеризованы основные отраслевые нормативные документы, оказывающие решающее влияние на организационную культуру, среди которых наибольшую актуальность имеет «Функциональная стратегия развития кадрового потенциала ОАО «РЖД».
Во втором разделе при анализе состояния уровня организационной культуры нами проведено исследование возможностей удовлетворения работников, показало, что 80% удовлетворены содержанием работы, 63% оплатой труда, 86% своим статусом. За годы существования предприятия в нем создались в рамках культуры железнодорожной отрасли свои ценности, традиции, нормы отношений. Они являются элементами организационной культуры, способствует сплочению коллектива, выполнению его задач на рынке транспортных услуг.
Подводя итог можно сказать, что для повышения организационной культуры рекомендуется, прежде всего, повысить заинтересованность работников деятельностью организации. Этот аспект затрагивает множество сфер деятельности предприятия. Это и организация труда и заработной платы (уровень оплаты каждого работника ставится в зависимость от результатов деятельности организации), и информированность работников (необходимо сделать доступными для каждого работника отчеты о деятельности организации).
Необходимо разъяснение миссии организации каждому работнику (т.к. исследование показало, что данный компонент организационной культуры развит недостаточно).
Необходимо внедрять положительные мифы об организации. Это создаст положительный настрой работников, а, как известно, положительно настроенный работник работает более эффективно, снизится текучесть кадров, что, безусловно, повысит профессионализм работников.
Введение в организации разнообразных традиций позволит более сплотить коллектив, работа которого является несколько разобщенной.
Список использованных источников
- Абулханова Г.А. Организационная культура как фактор повышения эффективности предпринимательских структур // Российское предпринимательство. – М., 2014 - С. 70 – 76.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник по спец.направлению «Менеджмент». - М.: Гардарикс, 2015.– С. 292 - 297
- Грошев И.В, П.В.Емельянов, В.М.Юрьев. Организационная культура: Учебн. Пособие для студентов вузов. - М.: ЮНИТТИ-ДАНА, 2014.- 288с.
- Дракер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты. – М.: Технологическая школа бизнеса, 2015.– 325с.
- Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» -М.,2014.- 648с.
- Кивалов А.Я. Управление персоналом в организации. - М.: Зерцало, 2012. – 638с.
- Кибанов А.Я. Основы управления персоналом. - М.: Маркетинг, 2013.– 304с.
- Коул Д. Управление персоналом в современных организациях. - М.: Экономика, 2014 - 350с.
- Королева Л.А. Организационная культура и экономическая безопасность предприятия.- М., 2013 - С. 70 - 75.
- Кочеткова А.И. Организационная культура и культура организации в современной России // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – М., 2015 - С. 206 – 210
- Лякишева О.М. Менеджмент на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. - М.: УМК МПС России, 2015.-296с.
- Мясоедова Т.Г. Организационная культура российских корпораций // Менеджмент в России и за рубежом. - М., 2014 - С. 139-144
- Организация ОАО «РЖД». Стратегические цели развития и первоочередные задачи. Фадеев Г.М. - М., 2013 - С. 26 - 39.
- Организация и нормирование труда. Учебник для вузов / под ред. Ю.Г. Одегова - М.: Издательство «Экзамен»., 2014.- 464 с.
- Пугачев В.П. Руководство персоналом в организации.- М.: Экономика, 2014.–248с.
- Рафаева О.С. Коррекция корпоративной культуры // Справочник по управлению персоналом. - М., 2014 - С. 38 - 43
- Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие 2-е изд. Стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2014 - 320с.
- Рыбакова М.В. Организационная культура как фактор устойчивого развития. // Социал.-гуманит. знания. - М., 2014 - С. 221 - 234.
- Смирнов Э.А. Основы теории организации. - М.: Экономика, 2013.– 456с.
- Управление персоналом на производстве: Учебное пособие для вузов / под ред. Н.И. Шаталовой, Н.М. Бурносова – М.: Юнити, 2013.–381с.
- Царицынский В.В. Корпоративная культура на примере железнодорожного транспорта // Железнодорожный транспорт. - М., 2014.- С. 7-11
- Экономика железнодорожного транспорта И.В.Белов, Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда и др.- М.: УМК МПС России, 2015.-600с.
- Официальный сайт компании ОАО «Российские Железные дороги» [Электронный ресурс] // http://www.rzd.ru/.
Приложение 1
Данные по социально-биографическим характеристикам работников и руководителей.
№ |
Ф.И.О. |
Возраст |
Пол (лет) |
уровень образования |
должность |
стаж работы |
1 |
Иванов Р.Л. |
21 |
муж |
среднее |
технолог |
2 |
2 |
Осипова Д.О. |
24 |
жен |
сред. проф. |
билетный кассир |
6 |
3 |
Платонов Е.П. |
23 |
муж |
среднее |
инженер |
3 |
4 |
Искакова В.Р. |
26 |
жен |
высшее |
инженер-технолог |
7 |
5 |
Гордеев А.С. |
29 |
муж |
высшее |
руководитель |
8 |
6 |
Сабянина Г.В. |
25 |
жен |
сред. Проф. |
оператор |
4 |
7 |
Зодченко В.А. |
30 |
жен |
высшее |
инженер |
7 |
8 |
Валиев Р.Ф. |
35 |
муж |
среднее |
технолог |
10 |
9 |
Баранова Э.А. |
40 |
жен |
высшее |
инженер |
16 |
10 |
Камалеева А.Р. |
32 |
жен |
сред. проф. |
оператор |
11 |
11 |
Осипов Д.С. |
37 |
муж |
высшее |
инженер |
8 |
12 |
Зарипова Л.Ф |
33 |
жен |
среднее |
Инженер технолог |
9 |
13 |
Обухова Р.Ш. |
35 |
жен |
высшее |
билетный кассир |
11 |
14 |
Морозов А.С. |
40 |
муж |
высшее |
руководитель |
20 |
15 |
Орлова Е.А. |
32 |
жен |
сред. проф. |
инженер |
12 |
16 |
Мингазов Р.Ф. |
38 |
муж |
среднее |
оператор |
7 |
17 |
Соколова В.Д. |
43 |
жен |
высшее |
инженер |
22 |
18 |
Верес А.Н. |
41 |
муж |
высшее |
Инженер технолог |
23 |
19 |
Штин А.Р. |
45 |
жен |
сред. проф. |
билетный кассир |
24 |
20 |
Лимаев М.С. |
50 |
муж |
высшее |
руководитель |
19 |
21 |
Зорькина Н.Н. |
48 |
жен |
высшее |
инженер |
20 |
22 |
Матвеева К.Н |
41 |
жен |
среднее |
билетный кассир |
21 |
23 |
Шестаков О.К. |
49 |
муж |
высшее |
руководитель |
15 |
24 |
Тюрникова С.К |
45 |
жен |
сред. проф. |
инженер |
21 |
25 |
Искакова Н.Ш. |
50 |
жен |
высшее |
руководитель |
26 |
26 |
Кузнецов Р.Н |
43 |
муж |
среднее |
инженер |
12 |
27 |
Медведева Е.К. |
44 |
жен |
высшее |
билетный кассир |
23 |
28 |
Голубева Д.С |
47 |
жен |
высшее |
оператор |
11 |
29 |
Гарипова Н.Ш. |
41 |
жен |
высшее |
руководитель |
20 |
30 |
Свитов В.В. |
48 |
муж |
высшее |
технолог |
24 |
Приложение 2
Выявление преобладающего типа организационной культуры (Опросник Куинна и Камерона OCAI)
Предложенные десять вопросов касаются разных сторон работы организации. По каждому вопросу отметьте в бланке ответов тот вариант ответа (А, Б, В или Г), который, по вашему мнению, лучше всего описывает вашу организацию. Вы должны делать свой выбор на основании реального положения дел в организации, а не исходя из того, как должно быть или как хотелось бы вам. Если вам кажутся подходящими две формулировки, все равно выберите только одну, которая лучше описывает ситуацию в вашей организации.
1. Основное дело руководства - это ...
A. Организация производства и поиск рынков сбыта
Б. Направлять работу и повышать эффективность
B. Делегирование ответственности и координация работы подразделений
Г. Инновации, решение проблем и налаживание сотрудничества между людьми
2. Коммуникации в нашей организации в основном:
A. Формальные и безличные
Б. Редкие, в письменной форме
B. Личные
Г. Частные и неформальные
3. Контроль в основном основан на:
A. Планах и формальных процедурах
Б. Достижении целей, выработанных подчиненным вместе с руководителем
B. Показателях сбыта продукции
Г. Бухгалтерских системах, бюджетах и нормативах
4. Мотивация чаще основана на:
A. Чувстве принадлежности к команде и командных ценностях
Б. Надежде на повышение
B. Личных оценках
Г. Повышении статуса
5. Организационная структура в основном:
A. Неформальная
Б. Централизованная, функциональная
B. Децентрализованная и линейно-штабная
Г. Кроссфункциональная, ориентированная на проблему
6. Основные ценности:
A. Доминирование и подавление сопротивления
Б. Рациональность и поддержание порядка
B. Защита интересов членов организации
Г. Достижение целей подразделения
7. Люди работают в основном, чтобы:
A. Соответствовать представлениям о «правильном» поведении
Б. Получать удовлетворение от работы
B. Решать проблемы и вносить вклад в общее дело
Г. Сохранять имеющиеся привилегии и завоевывать новые
8. Отношения с другими организациями в основном строятся на:
A. Взаимных интересах и общности
Б. Сотрудничестве
B. Конкуренции
Г. Соглашениях и соблюдении буквы закона
9. Власть в основном основана на:
A. Компетентности, опыте и знаниях
Б. Способности поддерживать дисциплину и порядок
B. Должностной позиции
Г. Способности и желании помогать другим людям
10. Людей поощряют в основном за:
A. Способность добиваться результата и побеждать
Б. Следование правилам и процедурам
B. Помощь другим людям
Г. Вклад в достижение целей организации
Приложение 3
№2 Диагностика организационной культуры (Опросник Куинна и Камерона OCAI)
Этот опросник предназначен для оценки шести ключевых измерений организационной культуры. На предложенные вопросы не существует ни правильных, ни неверных ответов, точно так же, как не существует правильной или неправильной культуры. Каждый из шести вопросов предполагает четыре варианта ответов.
Оцените нынешний характер организации в колонке «Теперь», второй шаг Вам предлагаются те же вопросы в колонке «Предпочтительно», но отвечать на них следует исходя из своего видения организации по истечении пяти лет. Другими словами, попытайтесь представить себе, как должна выглядеть организационная культура вашей фирмы, чтобы компания стала еще более совершенной, смогла добиться того, на что вы рассчитываете, сделалась неподражаемым примером по каким-то производственным показателям, вырвалась за средний по индустрии уровень, одержала верх в конкуренции.
Распределите баллы 100-балльной оценки между этими четырьмя альтернативами в том весовом соотношении, которое в наибольшей степени соответствует вашей организации. Наибольшее количество баллов давайте той альтернативе, которая более других напоминает вашу организацию. (Например, если при ответе на первый вопрос вы полагаете, что альтернатива А очень напоминает вашу организацию, альтернативы В и С в чем-то для нее одинаково характерны, тогда как альтернатива D едва ли вообще свойственна вашей организации, то дайте 55 баллов альтернативе А, по 20 баллов альтернативам В и С, и только 5 баллов альтернативе D. Обязательно убедитесь в том, что при ответе на каждый вопрос сумма проставленных вами баллов равна 100).
Приложение 4
Бланк ответов на методики Р. Куинна и К. Камерона.
Ф.И.О_______________________________________________
Пол:_____ Возраст:______ Уровень образования:___________________________
Должность:__________________________ Стаж работы:_________________
№1 №2
1. |
А |
Теперь |
Предпочтительно |
|||
Б |
||||||
В |
A |
|||||
Г |
B |
|||||
2. |
А |
C |
||||
Б |
D |
|||||
В |
Всего |
100 |
100 |
|||
Г |
2. |
|||||
3. |
А |
A |
||||
Б |
B |
|||||
В |
C |
|||||
Г |
D |
|||||
4. |
А |
Всего |
100 |
100 |
||
Б |
3. |
|||||
В |
A |
|||||
Г |
B |
|||||
5. |
А |
C |
||||
Б |
D |
|||||
В |
Всего |
100 |
100 |
|||
Г |
4. |
|||||
6. |
А |
A |
||||
Б |
B |
|||||
В |
C |
|||||
Г |
D |
|||||
7. |
А |
Всего |
100 |
100 |
||
Б |
5. |
|||||
В |
A |
|||||
Г |
B |
|||||
8. |
А |
C |
||||
Б |
D |
|||||
В |
Всего |
100 |
100 |
|||
Г |
6. |
|||||
9. |
А |
A |
||||
Б |
B |
|||||
В |
C |
|||||
Г |
D |
|||||
10. |
А |
Всего |
100 |
100 |
||
Б |
||||||
В |
||||||
Г |