Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран (Налоговые системы на примере развитых стран).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность, функции, принципы налогообложения и его роль в государстве
Глава 2. Налоговые системы и тенденции их развития в странах с развитой рыночной экономикой
Глава 3. Налоговые системы на примере развитых стран
3.2. Налоговая система Великобритании
Введение
Целью данной работы является знакомство с налоговыми системами развитых стран, которые уже наработали определенные положительные результаты в направлении развития и совершенствования налогообложения.
При рассмотрении этой темы были поставлены следующие задачи:
- изложить значение налогов и налоговых систем;
- рассмотреть налоги, как инструмент государственного регулирования экономики;
- показать налоговые системы развитых стран, их развитие, тенденции, общие черты и отличия, на примере США, Великобритании, Германии и КНР;
- определить наиболее эффективные виды налогов, функционирующих в этих странах.
Налоги – это основной источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ.
Проблема налогов на сегодняшний день - одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства. В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга.
В данное курсовой работе рассмотрены налоговые системы в развитых странах, таких как США, Великобритания, Германия и Китай. Каждой из этих стран присуща своя, отличная от других, налоговая система, которая складывалась под воздействием разных экономических, политических социальных условий, со свойственными ей налогами, их структурой, способами взимания, ставками, фискальными полномочиями различных уровней власти, налоговой базой, сферой действия налогов, налоговыми льготами.
Структура курсовой работы состоит из двух глав. Первая глава посвящена сущности налогов и налоговых систем, их функциям и принципам, а также роли налогов в государственном бюджете. Во второй главе говорится об
3
особенностях налоговых систем в развитых странах, а также рассматривается система налогов, как инструмент достижения наилучшего уровня экономики, на примере США, Великобритании Германии и КНР.
При написании курсовой работы был использован обширный объём экономической литературы, включая экономические журналы. Большую помощь в написании данной работы оказали такие пособия, как «Сравнительный анализ налоговых систем» Банхаева Ф.Е., «Налоги в странах с развитой рыночной экономикой» Д.Г. Черника. Особо хочется отметить статью «Налоговые системы стран дальнего и ближнего зарубежья», опубликованную в «Вестнике ВХС РБ» за 2005 год.
Проблема налогов одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства, т.к. налоги – основной источник бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ, поэтому данная тема является актуальной, интересной и проблематичной.
4
Глава 1. Сущность, функции, принципы налогообложения и его роль в государстве
Налоговый учет имеет относительно недавнюю историю. Он возник в начале двадцатого века. Колоссальный бюджетный дефицит, явившийся следствием повышения расходов в ходе Первой мировой войны 1914-1918 годов, заставил правительства воюющих стран искать дополнительные источники доходов для покрытия этого дефицита. В это время и были введены первые налоги на доходы крупных предприятий, и именно с этого самого момента государство в лице налоговых органов заинтересовалось в поиске источника информации о финансах предприятий, то есть бухгалтерским учетом, вследствие чего бухгалтерский учет стал выполнять не свойственные ему функции – представлять информацию для целей налогообложения. В связи со всевозрастающей ролью государства в жизни общества необходимость реализации его регулирующей функции стала проявляться в воздействии на учетные модели бухгалтерского учета с целью обеспечения формирования налоговых данных. Для осуществления своих функций государство стремится подчинить бухгалтерский учет фискальным целям, во главу угла выходит проблема совершенствования системы формирования информации для налоговых органов.
В конце 60-х годов налоговая система в ведущих странах мира становится самостоятельным инструментом экономической политики государств. Устанавливаются правила, исходя не из экономической сущности отношений, выступающих в качестве объекта регулирования, а исходя из потребностей налогообложения. Однако, искажение правил бухгалтерского учета в угоду фискальных интересов стало оказывать негативное влияние на объективность и достоверность финансовой отчетности, и, таким образом, обозначилась необходимость разделения бухгалтерского и налогового учета. При этом в разных странах развитие налогового учета и построение взаимосвязи системы взаимоотношений его с бухгалтерским учетом развивались в зависимости от
5
социально-экономических, политических, а также географических факторов, преопределяясь историей становления учетной системы и налоговой средой каждой страны. В связи с этим выделяются две основные модели учета и отчетности по признаку взаимосвязи бухгалтерского и налогового учета. Это разделение является весьма условным, т.к. на практике трудно, а иногда невозможно однозначно идентифицировать модель, принимаемую в том или ином государстве. Формирование систем варьируются от абсолютной зависимости до абсолютной независимости.
В России выделение налогового учета из бухгалтерского имеет свою специфику. Уже к середине 90-х годов можно было констатировать факт существования в России налогового учета, который, возникнув из бухгалтерского, очень быстро начал выходить на первые роли. Однако при этом его правовой статус никак не оформлялся. В отличие от бухгалтерского, налоговый учет существовал как понятие. Это явление юридически нигде не было зафиксировано. В российском законодательстве переходного периода понятие налогового учета воплотилось в термине «учет для целей налогообложения».
Налоговый учёт – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
Цель налогового учета – формирование полной и достоверной информации об учете для целей налогообложения всех хозяйственных операций на предприятии.
Налоги служат не только главным источником пополнения государственных доходов, но и одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны.
6
Основным элементом налогообложения являются налоги. Они представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей.
Налог - это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична.
Налоги - это одно из основных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обусловлена тем, что налог - это одновременно экономическое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни.
Рассмотрим формирование налогового учета в зарубежных странах.
Налоги могут взиматься следующими способами:
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника
7
Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, исчисления налогов и налоговый контроль.
Налоговая система всегда предстает как система институтов, организаций, которые занимаются регулированием налоговых отношений. В такие инстанции, которые осуществляют налоговый контроль или налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться всем налогоплательщикам.
Одновременно налоговая система предстает как налоговый механизм, включающий совокупность средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение действий налогового законодательства. Посредством налогового механизма обеспечиваются устойчивость и целевая направленность функционирования налоговой системы, осуществляется налоговая политика.
Налоговую систему можно представить и как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, установленных к уплате.
Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе,
8
налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Однако любая налоговая система должна отвечать общим требованиям.
Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.
В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Налоги как стоимостная категория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили три основные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.
Функции налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного централизованного взимания
9
налогов, превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Эта функция состоит в изъятии части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны, и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры – библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.).
Следующая функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая.
Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.