Файл: Роль мотивации в поведении организации (Мотивация персонала: понятие, виды и функции).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Мотивация персонала: понятие, виды и функции
1.2. Основные подходы к мотивации персонала современных организаций
2. АНАЛИЗ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ В ООО «АЛР-СТРОЙ»
2.1. Общая характеристика организации
2.2. Анализ управления мотивацией в организации
ВВЕДЕНИЕ
Современные организации нуждаются в работниках, настроенных на эффективную трудовую деятельность и качественное выполнение трудовых обязанностей. В условиях современной глобализации общества и стремительного роста экономического развития, регулярно повышается количество новых организаций, находящихся в условиях повышенной конкуренции, где важным конкурентным преимуществом становится мотивированный персонал.
Эффективность деятельности организаций любой сферы деятельности во многом зависит от качества реализации профессиональных обязанностей каждого сотрудника: в данной сфере важен не только профессионализм при формировании и продвижении продуктов и услуг, но и то, как сотрудник организации взаимодействует с потенциальными клиентами, формирует у них лояльное восприятие организации, располагает к доверию, крайне важному со стороны клиентов.
В данном контексте представляется очевидной значимость личной заинтересованности сотрудника в успешности деятельности организации, его стремление не только получить полагаемую заработную плату, но и внести свой личностный вклад в профессиональное и социокультурное развитие, качество выполняемых им рабочих действий. Средства, используемые для мотивации сотрудников к их профессиональной деятельности в совокупности представляют собой систему мотивации сотрудников предприятия, содержание и особенности которой непосредственно влияют на финансовую успешность деятельности туристской организации и ее конкурентоспособность.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки предложений по совершенствованию методов мотивации труда работников на основе внедрения новой системы комплексного стимулирования, обеспечения взаимосвязи материальных и социально-психологических мотивов и стимулов трудовой деятельности. Разработка и внедрение такой системы мотивирования позволит полнее задействовать трудовой потенциал работников, что в итоге повысит эффективность функционирования всей организации.
Цель курсовой работы – разработка рекомендаций и мероприятий, направленных на совершенствование системы мотивации в организации.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты управления мотивацией в организации;
- провести анализ управления мотивацией в организации ООО «АЛР-Строй»;
- разработать рекомендации для совершенствования материальной мотивации в ООО «АЛР-Строй».
Объект исследования – ООО «АЛР-Строй».
Предмет исследования – система управления мотивацией организации.
Теоретической основой исследования послужили фундаментальные положения о мотивации персонала, представленные в научной и учебной литературе следующих ученых: С. Адамса, К. Альдефера, П. Варра, В. Врума, Ф. Герцберга, Э. Лоулера, Д. Мак-Грегора, Д. Мак-Клеланда, А. Маслоу, У. Оучи, М. Портера, Б. Скиннера, Ф. Тейлора, Л. Якокки, О.С.Виханского, В.В. Гончарова и др.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МОТИВАЦИЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1. Мотивация персонала: понятие, виды и функции
Мотивация является одним из ключевых понятий в теории управления персоналом, так как побуждает персонал к труду и параллельно ведет к удовлетворению личных потребностей работников, что способствует достижению поставленных организацией целей. В контексте менеджмента управления человеческими ресурсами мотивация представляет собой процесс побуждения сотрудников организации к определенной деятельности с помощью внешних и внутриличностных факторов. Иными словами, это процесс, с помощью которого организация побуждает других людей работать для достижения организационных целей, тем самым, удовлетворяя их личные желания и потребности.
Рассмотрим различные определения понятия «мотивация персонала», представленные в научной литературе.
В наиболее общем понимании мотивация представляет собой процесс побуждения человека к деятельности для достижения определенных целей [7, c.7 ].
Согласно определению Чимеевой Б.Б. и Сангаева Т.Е., мотивация – это совокупность мотивов, которые побуждают человека к деятельности, имеющей определенную целевую направленность. Мотивация персонала – это процесс стимулирования сотрудников к деятельности, направленной на достижение целей компании [24, c. 285]. В данном определении акцентируется внимание на центральных понятиях «мотив» и «стимул», на динамичности мотивации (представление ее в виде процесса), однако недостатком определения является отсутствие упоминания факторов и прочих аспектов, влияющих на мотивацию.
Наиболее содержательным и объективным представляется следующее определение мотивации персонала: «это сложный процесс детерминации поведения и мышления человека, его побуждения к определенному поведению и деятельности под воздействием внутриличностных и внешних факторов» [16, c.7].
Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.
Существуют различные виды мотивации, среди которых выделяются: нормативная, принудительная и стимулирующая [9, c.59].
Нормативная мотивация – это побуждение человека к определенному повелению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирование и т.д. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований. Стимулирование – воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ – стимулов, побуждающих работника к определенному поведению [11, c. 81].
Главенствующую роль в теории мотивации занимает понятие «мотив». Так, мотив представляет собой преимущественно осознанное внутренне побуждение человека к определенному поведению, которое направленно на удовлетворение тех или иных личностных потребностей. В конечном счете мотив порождается определенной потребностью, которая, в свою очередь, выступает конечной причиной действий человека.
В научной литературе подчеркивается, что мотив - «это не отдельный элемент мотивационного процесса, а его системная характеристика. Это динамическая, имеющая различную степень развития, зрелости характеристика всей системы деятельности» [16, c.8].
Мотивы существуют в контексте системы взаимодействия с другими психологическими явлениями, которые в совокупности образуют сложный механизм мотивации. Составными элементами механизма мотивации являются потребности, ожидания, притязания, установки, стимулы и т.д.
Потребность, в свою очередь, является исходным звеном мотивационного механизма, поскольку она выражает необходимость человека в определенных благах, предметах и формах поведения. Потребности могут быть как приобретенными в процессе воспитания и жизни, так и врожденными. Формами проявления потребностей являются ожидания и притязания. Притязания – это привычное, детерминирующее поведение человека, определенный уровень удовлетворения его потребностей. Ожидания призваны конкретизировать притязания применительно к определенному поведению и реальной ситуации.
Не менее важным элементом механизма мотивации является стимул. Он представляет собой блага, которые способны удовлетворить потребность при осуществлении определенных действий. Иными словами, стимул ориентирован на удовлетворение личностных потребностей человека. Мотив и стимул не являются тождественными понятиями, поскольку между ними существует веское различие. Мотив характеризует стремление сотрудника к получению определенных благ, а стимул – это и есть те самые блага, на получение которых нацелен сотрудник.
В зависимости от целей работодателя необходимо использовать определенные стимулы и мотивы сотрудников. Воспринимая импульсы, идущие от потребности, соотнося их со стимулами среды, позитивная установка превращает их в актуализированные мотивы и перерастает в реальное поведение, влекущее удовлетворение потребности. Целесообразно представить данный процесс в виде наглядной схемы (см. рис. 1.1).
Эффективное управление мотивацией персонала предполагает необходимость формирования системы управления мотивацией персонала предприятия, основы которой рассмотрены в следующем параграфе курсовой работы.
Новая неудовлетворенная потребность
1.Неудовлетворенная потребность
2.Побуждение (мотив)
7.Переоценка потребности
СОТРУДНИК КОМПАНИИ
3.Поиск путей удовлетворения потребностей
6.Поощрение или наказание (стимулирование)
4.Целенаправленное поведение
5. Выполнение работы и оценка достигнутых целей
Рис. 1.1. Реализация мотивационного механизма в отношении сотрудников
В узком смысле под системой мотивации понимается система стимулирования труда и целенаправленной деятельности руководства организации по мотивированию сотрудников в целом. В широком смысле система мотивации представляет собой определенным образом организованный, структурированный мотивационный процесс в единстве субъектов, объектов, ресурсов и механизма мотивации, а также мотивационной ситуации [16, c. 16].
Исходя из представленного определения мы можем сделать вывод о том, что элементами системы мотивации в широком смысле являются субъекты (персонал, руководство компании), объекты (мотивы, стимулы и прочие объекты влияния), ресурсы (используемые в процессе мотивации), механизм мотивации (организационно-управленческий механизм, упорядочивающий действия по мотивированию сотрудников) и мотивационная ситуация (отражает актуальное состояние мотивации персонала).
Важно четко представлять место системы управления мотивацией персонала в контексте общей системы управления персоналом.
Кибанов А.Я. рассматривает управление персоналом организации как «целенаправленную деятельность руководящего состава организации, руководителей и специалистов подразделений системы управления персоналом, включающую разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом организации» [14, c. 84].
Представленное определение позволяет сделать вывод о том, что система управления персоналом характеризуется специфичной структурой, представленной в виде упорядоченной совокупности элементов (или функциональных подсистем), задача которых заключается в регулировании трудовой деятельности сотрудников. И система управления мотивацией персонала в данном случае выступает в качестве одной из функциональных подсистем.
Как и в любой из областей управления организацией, необходимость разработки и внедрения системы мотивации персонала вызвана определенными предпосылками. В зависимости от конкретной ситуации они могут заключаться, например, в низком уровне ориентированности сотрудников на рост производительности труда, низком качестве выполнения сотрудниками своих обязанностей, повышенной текучести персонала и т.д. [4, c. 152].
Через механизм мотивации определенные условия трудовой деятельности способны побуждать сотрудников к выполнению профессиональных обязанностей. В свою очередь, механизм мотивации делится на две части: механизм внешнего целенаправленного стимулирующего воздействия на сотрудника (принуждение и побуждение), и механизм внутренней психологической предрасположенности к тому или иному виду деятельности (индивидуально-психологические особенности конкретного сотрудника, ориентированные на соответствующие виды и условия деятельности).
Что касается стимулирования труда, то оно в контексте системы мотивации сотрудников предприятия выполняет ряд функций:
- экономические функции, способствующие повышению эффективности производственных процессов;
- нравственные функции, создающие необходимый психологический климат (отсутствие конфликтов, эффективное межличностное взаимодействие сотрудников);
- социальные функции, формирующие доходы и расходы сотрудников [14, c. 147].
Таким образом, на основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что мотивация имеет большую значимость в контексте деятельности предприятия по управлению человеческими ресурсами. Мотивация персонала является сложным и многогранным явлением, означающим целеустремленность субъекта к продуктивному выполнению определенных профессиональных задач, которая основывается на совокупности стимулов и мотивов как центральных категорий теории мотивации.