Файл: Первичные учетные документы ( Теоретические аспекты использования первичных документов в налоговом учете ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты использования первичных документов в налоговом учете
1.1. Понятие налогового учета и его нормативно-правовое регулирование
1.2. Первичные учетные документы
1.2. Назначение регистров налогового учета
Глава 2. Организация налогового учета в ООО «Мебель-Град»
2.1. Краткая характеристика предприятия
Организационно-правовая форма предприятия: общество ограниченной ответственности.
Категория субъекта: микропредприятие.
Юридический адрес организации: 634024, Томская обл., г. Томск, ул. 5 Армии, д. 26, кв. 73.
2.2. Особенности организации налогового учета в ООО «Мебель-Град»
2.3. Содержание учетной политики для целей налогового учета
2.4. Налоговый учет и регистры налогового учета
Глава 3. Рекомендации по ведению налогового учета в ООО «Мебель-Град»
Налог на добавленную стоимость (НДС) 18% начисляется на все виды мебельной продукции. Сумма НДС формируется в момент выписки счета-фактуры и платежного требования покупателю мебельной продукции ООО «Мебель-Град».
Проводки по налоговому учету НДС начисленного:
Кт сч. 76.Н «Отложенные налоги» субсчета 76 Н.1 «НДС», Дт субсчета 90-3 «НДС».
Хозяйственные операции по учету прибыли/убытка от продаж по обычным видам деятельности на аналитическом сч. 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж», приведены в таблице 4.
Таблица 4
Анализ счета учета прибыли (убытка) от продаж на сч. 90-9
Счет |
С кред. счетов |
В дебет счетов |
С кред. счетов |
В дебет счетов |
В валюте |
В валюте |
|||
90.9 |
||||
Сальдо на начало периода |
||||
99 |
597 |
51 |
||
99.1 |
597 |
51 |
||
Обороты за период |
597 |
51 |
||
Сальдо на конец периода |
546 |
Проводки по учету прибыли (убытка) от продаж: Дт субсчета 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж», Кт сч. 99 «Прибыли и убытки» субсчета 99-1 «Прибыли и убытки».
Для учета прочих доходов и расходов на предприятии открыт синтетический сч. 91 «Прочие доходы и расходы». На синтетическом сч. 91 развернуты аналитические сч. 91-1 «Прочие доходы», 91-2«Прочие расходы», 91-1 «Сальдо прочих доходов и расходов». Хозяйственные операции по сч.91-1 «Прочие доходы» в разрезе субконто доходов.
Свод операций по субсчету 91-9«Сальдо прочих доходов и расходов» представлен в таблице 5.
Таблица 5
Свод операций по субсчету 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»
Счет |
С кред. счетов |
В дебет счетов |
С кред. счетов |
В дебет счетов |
В валюте |
В валюте |
|||
91.9 |
||||
Сальдо на начало периода |
||||
99 |
192 |
264 |
||
99.1 |
192 |
264 |
||
Обороты за период |
192 |
264 |
||
Сальдо на конец периода |
На синтетическом сч. 99 «Прибыли и убытки» открыты аналитические сч. 99-1 «Прибыли и убытки», 99-2 «Налог на прибыль». Хозяйственные операции по субсчету 99-1 «Прибыли и убытки» представлены в таблице 6.
Таблица 6
Хозяйственные операции по субсчету 99-1 «Прибыли и убытки»
Субконто |
Счет |
С кред. |
В дебет |
С кред. |
В дебет |
|
В валюте |
В валюте |
|||||
Прибыль (убыток) от продаж |
Нач. сальдо |
|||||
90 |
51 |
597 |
||||
90.9 |
51 |
597 |
||||
Обороты |
51 |
597 |
||||
Кон. сальдо |
||||||
Сальдо прочих доходов и расходов |
Нач. сальдо |
|||||
91 |
264 |
192 |
||||
91.9 |
||||||
Обороты |
||||||
Кон. сальдо |
||||||
Нач. сальдо |
||||||
Обороты |
||||||
Кон.сальдо |
||||||
Налог на имущество |
Нач. сальдо |
|||||
68 |
255 |
|||||
68.8 |
||||||
Обороты |
||||||
Кон.сальдо |
||||||
Налог на прибыль |
Нач. сальдо |
|||||
76 |
- |
|||||
76. II |
||||||
Обороты |
||||||
Кон.сальдо |
219 |
Таким образом, алгоритм налогового учета финансовых результатов деятельности на ООО «Мебель-Град» методологически выполняется в соответствии с требованиями нормативных документов. Способ реализации с помощью автоматизированной программы «1С: Бухгалтерия 8.0» имеет свои особенности: например, сложным для восприятия являются специальные термины программы.
Выводы
В ООО «Мебель-Град» сложился такой подход к ведению налогового учета: формирование данных налогового учета на счетах бухгалтерского учета. Подход основан на том, что показатели налогового учета получают на основе регистров бухучета и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учета. Этот подход получил законное обоснование после внесения изменений в гл. 25 и ст. 313 НК РФ, – «…в случае, если в регистрах бухучета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы …налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухучета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета». Подход строится на выявление сходств и различий бухгалтерского и налогового учета подходов в группировке объектов учета.
В бухгалтерском и налоговом учете применяются единые методы группировки и оценки объектов учета, даты получения доходов и осуществления расходов.
Глава 3. Рекомендации по ведению налогового учета в ООО «Мебель-Град»
Документальное оформление бухгалтерских операций достаточно жест- ко регламентировано не только документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учёта, но и действующим законодательством, а в отношении первичных документов налогового учёта НК РФ ограничивается чаще всего только общими рекомендациями.
Таким образом, в качестве первичных учётных документов в налоговом учёте могут выступать копии соответствующих первичных (так называемых «оправдательных») документов, используемых в бухгалтерском учете. Однако более рациональным является перегруппировка данных первичных бухгалтерских документов в соответствии с целями и задачами налогового учёта и оформлении их в виде бухгалтерских справок. Это позволит минимизировать затраты по составлению аналитических регистров и расчету налоговой базы.
Множество первичных документов, имеющихся в организации, служат подтверждением расходов, которые несет организация в процессе своей деятельности. Эти документы являются начальным этапом формирования налоговых регистров по расходам, расчета налоговой базы и составления налоговой отчетности, поэтому очень важна правильность оформления таких документов. Так как в процессе своей деятельности организация выполняет финансово-хозяйственные операции, ей необходимо составлять первичные документы, которые являются подтверждением их совершения.
Такими документами, например, могут быть платежные поручения, кассовые ордера, акты, накладные, договоры, письма, соглашения, свидетельства о праве на наследство по завещанию и другие. Использование первичных документов организации в соответствии с принятой НК РФ группировкой расходов на производство и реализацию продукции собственного производства и покупных товаров представлено на рисунке 3.
Все первичные документы, служащие подтверждением операций с мате- риалами, основными средствами, товарами и другими объектами, связанными с расходами, подтверждают наличие материальных расходов, которые находят дальнейшее отражение в регистре учета материальных расходов. Документы, связанные с учётом кадров, учетом рабочего времени и расчетом с персоналом по оплате труда, служат основанием для составления регистра учета расходов на оплату труда. Данные о наличии и движении амортизируемых объектов (основных средств, нематериальных активов) ложатся в основу составления регистра сумм начисленной амортизации.
Рисунок 3. Использование первичных документов при формировании регистров налогового учета расходов, связанных с производством и реализацией
Рисунок 4. Использование первичных документов для составления налогового регистра внереализационных расходов
Документы, подтверждающие расходы организации, принимаемые НК РФ прочими расходами (расходы на командировки, сертификацию, аудиторские услуги и другие), служат основанием составления регистра учета прочих расходов.
На рисунке 4 представлено использование первичных документов, на основе которых составляется регистр внереализационных расходов. К таким документам, в частности, относятся выписка банка с приложенными мемориальными ордерами, таможенная декларация, приказ о командировке, проездные документы.
Выводы
Таким образом, в целях формирования налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций, первичные документы, в которых отражаются хозяйственные операции предприятия, необходимо группировать в соответствии с классификацией доходов и расходов в налоговом учете.
Заключение
Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.
Информационной базой налогового учета являются: первичные документы бухгалтерского учета, аналитические регистры налогового учета, расчеты налоговой базы.
В налоговом учете используется информация первичных документов бухгалтерского учета. Первичные документы, используемые при описании хозяйственных операций, составляют единый информационный массив как для бухгалтерского, так и для налогового учета. На основе этой информации формируются аналитические регистры налогового учета, которые предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы.
В ООО «Мебель-Град» сложился такой подход к ведению налогового учета: формирование данных налогового учета на счетах бухгалтерского учета. Подход основан на том, что показатели налогового учета получают на основе регистров бухучета и первичных документов, а также дополнительных расчетов доходов и расходов по правилам налогового учета. Этот подход получил законное обоснование после внесения изменений в гл. 25 и ст. 313 НК РФ, – «…в случае, если в регистрах бухучета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы …налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухучета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета». Подход строится на выявление сходств и различий бухгалтерского и налогового учета подходов в группировке объектов учета.
В бухгалтерском и налоговом учете применяются единые методы группировки и оценки объектов учета, даты получения доходов и осуществления расходов.
В целях формирования налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций, первичные документы, в которых отражаются хозяйственные операции предприятия, необходимо группировать в соответствии с классификацией доходов и расходов в налоговом учете.