Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции ( Теоретические основы конкуренции и структуры рынка ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 353
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и структуры рынка
1.1 Понятие, функции и основные черты рынка
1.2 Характеристика видов рынка
1.3 Понятие и критерии конкурентоспособности компании
1.4 Основные методы прогнозирования конкурентоспособности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка основных показателей конкурентоспособности коммерческой организации «Папа Джонс»
2.3 Оценка сильных и слабых сторон конкурентоспособности предприятия
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности пиццерии «Папа Джонс»
3.1. Прогнозирование мероприятий по улучшению конкурентного состояния в перспективе
3.2. Расчеты конкурентоспособности компании и прогнозирование финансовой деятельности
Глава 2. Анализ практики функционирования предприятия на конкурентном рынке на примере пиццерии «Папа Джонс»
2.1 Краткая характеристика предприятия
Американская сеть пиццерий «Папа Джонс» объединяет более 4700 ресторанов в 37 странах мира. Вид деятельности предприятия: изготовление и продажа пиццы.
Организационно правовой статус – частное предпринимательство на условиях франчайзинга.
Рынок быстрого питания в России имеет свои тенденции и закономерности. По данным на 2017 год наибольшей популярностью стали пользоваться суши, пицца. В России функционирует мало фирм, специализирующихся на предоставлении качественного быстрого питания. В основном их предоставляют иностранные компании.
Первоочередной этапом анализа финансового состояния станет исследование показателей ликвидности и платежеспособности пиццерии «Папа Джонс» за период 2015-2017 гг. (таблица 2.2). Первоочередным этапом анализа финансового состояния станет исследование показателей ликвидности и платежеспособности компании «Папа Джонс» за период 2015-2017 гг. (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Показатели ликвидности и платежеспособности предприятия «Папа Джонс» за период 2015-2017 гг.
Содержание
Название |
Алгоритм расчета на основании отчетности |
Рекомендованный норматив |
Года |
Отклонения (+; -) |
|||
---|---|---|---|---|---|---|---|
2015 |
2016 |
2017 |
2015/ 2017 |
||||
Коэффициент абсолютной (денежной) ликвидности |
(денежные средства и их эквиваленты (ГК) + текущие финансовые инвестиции (ФИ)) / текущие обязательства |
(Р230ф1+р240ф1+р220ф1)/ 1Пр(р620ф1) |
0,2:0,3 |
0,0932 |
0,0694 |
0 |
-0,0932 |
2.Коэффициент расчетной (текущей) ликвидности |
(денежные средства + финансовые инвестиции + дебиторская задолженность) / текущие обязательства |
(р230ф1+р240ф1+р220ф1+ р160ф1) /р620ф1 |
1 |
0,8422 |
0,7877 |
0,5969 |
-0,2453 |
3.Коэффициент покрытия задолженности |
(оборотные активы-производственные запасы - НЗП) / текущие обязательства |
(р260ф1-р100ф1-р110ф1-р120ф1) /р620ф1 |
0,8 |
1,2753 |
1,1687 |
1,168 |
-0,1073 |
4. Коэффициент покрытия задолженности (общий) |
(оборотные активы + расходы будущих периодов) / текущие обязательства |
(р260ф1+р270ф1) /р620ф1 |
2 |
1,1947 |
1,1771 |
1,1812 |
-0,0135 |
Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует часть краткосрочной задолженности, которую предприятие имеет возможность погасить немедленно. Является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия.
Снижение этого показателя, которое происходило на предприятии «Папа Джонс» за период 2015-2016 гг. с 0,0998 до уровня 0 является отрицательной тенденцией, ведь не менее 20% текущих обязательств предприятие должно иметь возможность погасить в любой момент, что в данном случае не наблюдается.
Так, период 2015-2016 гг. Характеризовался снижением значения этого показателя, что было обусловлено снижением общей стоимости денежных средств предприятия с одновременным увеличением величины текущих обязательств. Логика исчисления коэффициента текущей ликвидности (покрытия) заключается в том, что предприятие погашает текущие обязательства за счет текущих активов. Он дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов предприятия приходится на одну денежную единицу текущих обязательств. Поскольку текущие активы превышают текущие обязательства, то предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее. В 2015 году значение коэффициента текущей ликвидности составил 0,7157, то есть на предприятии на 1 руб. текущих обязательств приходилось 0,7157 руб. текущих активов, при этом в дальнейшем показатель снижался до показателя 0,7877 пункта в 2015 году и 0,5969 пункта за 2016 год.
Наряду с этим следует отметить, то, что показатель значительно выше нормативно значение это положительно влияет на оборачиваемость активов предприятия[18] (табл. 2.2)..
Таблица 2.2
Показатели финансовой независимости и устойчивости «Папа Джонс» за период 2015-2017 гг.
Содержание
Название |
Рекомендации и норматив |
Года |
отклонения (+;-) |
|||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2015 |
2016 |
2017 |
2016/ 2015 |
2017/ 2016 |
2017/ 2015 |
|||
1.Коэффициент финансовой автономии |
Собственный капитал / валюта баланса |
0,5 |
0,2629 |
0,3207 |
0,0638 |
0,0578 |
-0,2569 |
-0,1991 |
2.Коэффициент мобильности |
Мобильные (оборотные) активы / Внеоборотные активы |
0,5 |
6,5496 |
4,0514 |
6,2762 |
-2,4982 |
2,2248 |
-0,2734 |
3.Коэффициент маневренности |
(Оборотные активы-краткосрочные. / Оборотные активы |
0,2 |
0,1501 |
0,1515 |
-0,0853 |
0,0014 |
-0,2368 |
-0,2355 |
4.Коефициент финансовой устойчивости |
Собственный капитал / Общая задолженность |
1,0 |
0,3567 |
0,4720 |
0,0682 |
0,1153 |
-0,4038 |
-0,2886 |
5.Коефициент обеспечения долгосрочной задолженности |
Собственный капитал / Долгосрочная задолженность |
4,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
6.Коефициент зависимости предприятия от долгосрочных обязательств |
Долгосрочные обязательства / собственный капитал |
0,25 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Коэффициент маневренности собственного капитала предприятия «Папа Джонс» снижается с 0,1501 до -0,0853 и показывает, что в соответствии 15,01% в 2015 году собственного капитала использовалось для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена в оборотные средства, а какая - капитализированная. Нормативное значение показателя находится на низком уровне, чем нормативное значение показателя, беспокоит в аспекте превышение оборотных активов по сравнению с краткосрочной задолженностью.
Коэффициент финансовой устойчивости на предприятии «Папа Джонс» снижается на 0,2886 пункта с показателя 0,3567 пункта до уровня 0,0682, что является невысоким показателем. Коэффициент обеспечения долгосрочной задолженности и коэффициент зависимости предприятия «Папа Джонс» от долгосрочных обязательств оставался на отметке 0, поскольку предприятие за период 2015-2017 гг. Не привлекало долгосрочные кредиты и не имело досрочных долгов.
В целом обобщая результаты финансовой независимости и устойчивости следует отметить снижение финансовой автономности и финансовой устойчивости в деятельности предприятия, что обусловлено снижением уровнем собственного капитала предприятия и рост обязательств предприятия «Папа Джонс» за период 2015 - 2017 гг..
Таким образом, на данном предприятии на 1 руб. материальных ресурсов в 2015 году производилось 7,1144 руб. продукции, а уже в 2017 году данный показатель снижается до уровня 6,7093 руб..
Негативным фактором является снижение скорости вращения основных средств, что свидетельствует увеличение продолжительности оборота материальных ресурсов на 3,0975 дней.
Также происходит снижение показателя коэффициента оборачиваемости производственных запасов с 23,0753 пункта до уровня 14,6279 пункты, это свидетельствует об увеличении объемов производственных запасов предприятия «Папа Джонс» за период 2015-2017 гг., Соответственно показатель снизился на 8,4474 пункта.
На основании проведенного анализа можно утверждать, что в целом предприятие функционирует стабильно, основываюсь на собственные ресурсы. Следовательно, на данном основании необходимо провести анализ основных показателей, характеризующих конкурентоспособность компании.
2.2 Оценка основных показателей конкурентоспособности коммерческой организации «Папа Джонс»
На современном этапе существует множество методик оценки показателей конкурентоспособности компании в сравнении с основными конкурентами, наиболее основательным является анализ внутриотраслевой конкуренции. Так, на дано основе, целесообразно провести анализ внутриотраслевой конкуренции.
В основу брались показатели за 2016-2017 годы, а так же такие компании-конкуренты как ООО «Додо Пицы», ООО «Amore-Pizza» и BIG MAMA’S PIZZA. Расчет темпов роста: (данные на конец периода/ данные на начало периода)*100%(суммарное количество доходов всех конкурентов на начало и конец года (табл. 2.3).
Таблица 2.3
Анализ внутриотраслевой конкуренции
Показатель |
2016 |
2017 |
Кол-во конкурентов |
2 |
3 |
Темп роста рынка |
20% |
24% |
Кол-во ассортиментных групп |
56 |
78 |
Кол-во услуг |
56 |
78 |
Пицца |
20 |
27 |
Остальные блюда |
25 |
36 |
Кол-во услуг на 1 конкурента |
28 |
26 |
Кол-во ассортиментных групп у 1 конкурента |
3 |
3 |
Внутриотраслевая конкуренция на рынке ужесточается по причине высокой привлекательности отрасли (ежегодный темп роста больше 20%). На рынке наблюдается рост уровня дифференциации услуг и развитие ассортиментных групп.
2 Шаг – Составление карты конкурентов.
Для определения доли рынка необходимо выявить следующие показатели:
1) Количество продаж конкретной марки (ООО «Додо Пицы» - 345 тыс., ООО «Amore-Pizza» - 405 тыс., ООО «BIG MAMA’S PIZZA» - 320 тыс.).
2) Расчет доли рынка: Др= Общее количество продаж/Продажи компании*100.( ООО «Додо Пицы» - 32 %., ООО «Amore-Pizza» - 37% ООО «BIG MAMA’S PIZZA» - 29%.)
3) Расчет темпов роста: (данные на конец периода/ данные на начало периода)*100%.( ООО «Додо Пицы» - 35 %., ООО «Amore-Pizza» - 33% ООО «BIG MAMA’S PIZZA» -12%.) (табл. 2.4).
Таблица 2.4
Карта конкурентов
Конкуренты |
Доля рынка |
Темп роста |
ООО «Додо Пицы» |
32% |
35% |
ООО «Amore-Pizza» |
37% |
33% |
ООО «BIG MAMA’S PIZZA» |
29% |
-12% |
Другие |
2% |
22% |
3 Шаг – Сравнительный анализ основных ассортиментных позиций конкурентов. Данная таблица отображает качество предлагаемых товаров. Анализ ассортимента проводился при помощи экспертных оценок. Зеленый цвет – удовлетворительное, красный – неудовлетворительное (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Анализ ассортимента конкурентов
Конкуренты |
Пицца |
Другие блюда |
«Папа Джонс» |
+ |
|
ООО «Додо Пицы» |
+ |
+ |
ООО «Amore-Pizza» |
+ |
+ |
ООО «BIG MAMA’S PIZZA» |
+ |
+ |
Другие |
+ |
4 Шаг – Анализ свойств, предлагаемой продукции (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Сравнительный анализ свойств услуг-конкурентов
Свойства |
ООО "Додо Пицы" |
«Папа Джонс» |
ООО «Amore-Pizza» |
BIG MAMA’S PIZZA |
Другие |
Качество |
5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Сервис |
5 |
5 |
5 |
4 |
5 |
Сроки предоставления |
1 |
5 |
5 |
4 |
5 |
Профессионализм |
0 |
5 |
1 |
5 |
0 |
Индивидуальный подход |
0 |
4 |
1 |
4 |
4 |
Ответственность |
4 |
3 |
2 |
3 |
4 |
Оперативность |
1 |
5 |
1 |
5 |
4 |
5 Шаг – составление графика по данным свойствам ассортимента. (рис.2)
Рис. 2.2. – Выраженность свойств услуг
Таким образом, проанализировав основные свойства конкурентов можно сделать вывод, что компания «Папа Джонс» может на должном уровне отстаивать свои права на рынке.
Приведем анализ основных издержек в сравнении с конкурентами. (табл. 2.7).