Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции ( Теоретические основы конкуренции и структуры рынка ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы конкуренции и структуры рынка

1.1 Понятие, функции и основные черты рынка

1.2 Характеристика видов рынка

1.3 Понятие и критерии конкурентоспособности компании

1.4 Основные методы прогнозирования конкурентоспособности предприятия

Глава 2. Анализ практики функционирования предприятия на конкурентном рынке на примере пиццерии «Папа Джонс»

2.1 Краткая характеристика предприятия

Содержание

2.2 Оценка основных показателей конкурентоспособности коммерческой организации «Папа Джонс»

2.3 Оценка сильных и слабых сторон конкурентоспособности предприятия

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности пиццерии «Папа Джонс»

3.1. Прогнозирование мероприятий по улучшению конкурентного состояния в перспективе

3.2. Расчеты конкурентоспособности компании и прогнозирование финансовой деятельности

Заключение

Список использованных источников

На рисунке 1.2 отражен механизм формирования конкурентоспособности предприятия.

Качество продукции

Потребительские предпочтения

Издержки на производство

Потребительская стоимость продукции

Платежеспособный спрос

Цена продукции

Аналоги и заменители

Конкурентоспособность продукции

Рисунок 1.2 - Механизм формирования конкурентоспособности

Анализ последних исследований и публикаций позволяет сформулировать трактовки категории «конкурентоспособность» , предлагаемые известными авторами (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Определение понятия «конкурентоспособность»

Определение

Источник

Конкурентоспособность - способность обеспечить лучшую позицию по сравнению с конкурирующим предприятием

Б. Карлофф

Конкурентоспособность - это способность конкретного предмета выдержать конкуренцию (потенциальную и / или реальную)

Е.А. Горбашко

Конкурентоспособность - свойство объект, характеризующий степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на конкретном рынке

Р.А. Фатхутдинов

Конкурентоспособность - это совокупность преимуществ и способности субъекта по сравнению с ему подобными в борьбе за достижение цели, характерной для них, в условиях действия законов определенного окружающей среды (системы)

А. Дементьева

Конкурентоспособность - синтез качества и возможности успешной реализации продукции на конкурентном отечественном или международном рынке в определенный момент времени за счет достижения конкурентных преимуществ

Т.В. Гринько

Конкуренция (конкурентоспособность) - относительная способность не только предприятия, но и сектора, народного хозяйства, по сравнению с другими субъектами экономических отношений до производства современных, технологически интенсивных товаров, решения новых технических проблем, достижения доходов (постоянно растущих) при высоком уровне занятости и относительно высоком уровне заработной платы

Б. Шлюсарчик

Конкурентоспособность - выступает результатом создания поддержки в течение длительного периода времени и совокупной оценки конкурентных преимуществ

Н.А. Дробитько


Обобщая изложенное, конкурентоспособность можно определить, как способность некоторого класса объектов продуктивно занимать рыночную нишу и эффективно удерживать свои позиции. Учитывая приведенные трактовки и на основании обобщения, предложено собственное определение следующих категорий:

Конкурентоспособность предприятия - способность предприятия эффективно использовать свой конкурентный потенциал, сохраняя при этом свое положение на конкурентном рынке или расширять занимаемый сегмент рынка, постоянно вести поиск и рационально реализовывать выявленные резервы конкурентного потенциала в условиях ограниченности ресурсов.

Конкурентоспособность отрасли - наличие достаточного количества предприятий, способных производить товары и услуги соответствующие спроса внутреннего и внешнего рынков, и способность создавать условия для наращивания своего конкурентного потенциала.

Степень усиления рыночных позиций на внешних рынках отдельного предприятия в большинстве случаев переходит от уровня конкурентоспособности предприятия до уровня конкурентоспособности государства (региона, области). Устойчивое положение предприятия на внешних рынках, степень его привлекательности в целом определяется уровнем конкурентоспособности государства, и должен формировать лояльное отношение стратегических партнеров. Следует также отметить, что в экономической литературе существуют дискуссии по выбору базового уровня конкурентоспособности, а вместе с тем и параметров оценки на каждом из уровней, превышающих базовый. Необходимо отметить, что при таких условиях параметры оценки уровня конкурентоспособности низшего уровня должны входить как базовые переменные в параметры оценки высшего уровня. При этом можно говорить о прогрессивности характера и наличие синергической составляющей от наращивания конкурентоспособности с каждым последующим уровнем иерархии.

1.4 Основные методы прогнозирования конкурентоспособности предприятия

В рыночной экономике предприятия ориентируются на удовлетворение потребностей рынка, требования потребителей и производство только той продукции, которая пользуется спросом и может принести необходимую для дальнейшего развития прибыль. То есть условия и принципы функционирования предприятий, а также результаты деятельности зависят от конкурентоспособности их продукции на рынке.


Показатели конкурентоспособности - это совокупность критериев количественной оценки уровня конкурентоспособности товара, основанных на параметрах конкурентоспособности.

Показатель конкурентоспособности продукции - одна из важнейших составляющих, комплексно оценивает характеристики продукции и может служить основой для выхода предприятия с данной продукцией на новые рынки. Правильная оценка данного показателя позволяет снизить риски, возникающие при деятельности предприятия в новой рыночной среде, в то же время несоответствие рассчитанного показателя реальным характеристикам продукта может привести к снижению эффективности деятельности предприятия. Поэтому стоит обратить внимание на то, чтобы показатель конкурентоспособности продукции учитывал как можно больше факторов и объективно определял их влияние на конкурентоспособность.

На сегодняшний день самой распространенной является их следующая классификация:

1) в зависимости от номенклатуры критериев: прямые и косвенные;

2) в зависимости от цели и стадии оценки: методы, применяемые на стадии изготовления продукции и применяемых на стадии реализации продукции;

3) в зависимости от формы представления данных: расчетные, матричные, графические, комбинированные;

4) в зависимости от сравнения свойств изделия: квалиметрический;

5) в зависимости от сравнения с образцом для определения относительного уровня качества: дифференцированный, комплексный, смешанный.

В то же время, их анализ дает основания утверждать, что они лишь в определенной степени раскрывают и характеризуют конкурентоспособность продукции - не полностью отражают влияние всех факторов на конкурентоспособность продукции.

Проблемы повышения конкурентоспособности крайне важны и актуальны для подавляющего большинства производственных предприятий. Предпосылкой для завоевания сильных рыночных позиций являются возможности снижения производственных и сбытовых издержек с соответствующей оптимизацией ценовой политикиг.

Основные факторы, оказывающие воздействие на конкурентоспособность продукции. (рис. 1.3).

Рисунок 1.3 – Основные факторы, оказывающие воздействие на продукцию предприятий

Одна из важнейших задач предприятия и страны в целом, неразрывно связана с эффективностью производства, обеспечения выпуска необходимого количества современных изделий и улучшения качества, достижения конкурентоспособности продукции на мировом рынке.


Понятие конкурентоспособности интерпретируется и анализируется в зависимости от экономического объекта, который рассматривается. Чаще всего ее рассматривают в двух аспектах:

1) конкурентоспособность товара - его степень соответствия на определенный момент требованиям целевых групп потребителей или избранного рынка за важнейшими характеристиками: техническими, экономическими, экологическими и т.д.

2) конкурентоспособность фирмы - уровень ее компетенции относительно других фирм-конкурентов в накоплении и использовании производственного потенциала.

Безусловно, критерии, характеристики и факторы динамики конкурентоспособности на уровне товара, фирмы, корпорации, отрасли, национального хозяйства или нации имеют свою специфику. Так, конкурентоспособность продукции трактуют как комплекс потребительских и стоимостных характеристик, которые определяют его успех на рынке, т.е. способность именно данного товара быть обменены на деньги в условиях широкого предложения к другим конкурирующих товаропроизводителей:

Для повышения качества продукции необходимо ввести современный комплекс систем управления качеством, который включает в себя:

1) Определение целесообразности внедрения системы управления качеством и сферы ее распространения.

2) разработку организационного механизма системы управления качеством.

3) Внедрение идеи улучшения качества до каждого работника предприятия и внедрения системы менеджмента качества.

4) Разработка и внедрение мероприятий управления качеством.

В настоящее время объективные и субъективные трудности не позволяют значительному числу предприятий воспользоваться преимуществами этой системой в России. В регионе расположения многих из них отсутствуют местные сертификационные фирмы, которые оказывали рекомендации по внедрению указанной системы.

Насущной необходимостью является разработка и использование различных форм и методов действенного социально-экономического воздействия на всю ряд процессов формирования и обеспечения производства высококачественной и конкурентоспособной продукции. Формами и методами экономического влияния на эти процессы, прежде всего, является согласованная система прогнозирования и планирования качества.

Важным элементом стратегии и тактики маркетинга является установление цен на продукцию предприятия. Ценообразование - сложный процесс, на который влияет ряд динамических факторов. С их учетом формирования уровня цены включает следующие этапы:


• формирование требований к политике ценообразования, исходя из маркетинговых задач по определенной продукции;

• определение спроса на продукцию и его зависимости от цены;

• анализ конкуренции, цен и предложения конкурентов;

• исчисления себестоимости продукции;

• выбор метода ценообразования и установление цены.

При разработке цены должны учитываться задачи, которые предприятие ставит на перспективный и текущий период. Они могут быть разными: выход в определенный сегмент рынка, расширение границ рынка, получение максимальной прибыли за короткий период времени, выживания в условиях острой конкуренции или экономического кризиса и тому подобное. Каждое из этих задач влияет на политику ценообразования и уровень цен. В одних случаях цены поддерживаются на высоком уровне (максимизация прибыли в текущем периоде), в других - на низком (завоевание рынка) или предельно низком (выживания). Следует учитывать также государственную политику в области ценообразования, регулирования цен.

Среди технических способов повышения конкурентоспособности продукции можно выделить внедрение в производство новейших технологий, современных изделий новой техники, использование лучших материалов и сырья более высокого качества, модернизацию оснащения и оборудования.

Одним из методов конкурентных преимуществ продукции можно назвать эффективное реагирование предприятия на изменения рынка.

Важным способом достижения высокого уровня конкурентоспособности продукции является реализация стратегии развития предприятия.

Повышение конкурентных преимуществ также дают инновации, то есть увеличение расходов фирм на научно исследовательские и опытно-конструкторские работы.

Бесспорно, конкурентная способность продукции является существенным фактором, от которого зависит конкурентная способность предприятия в целом. Поэтому, прежде всего, необходимо создать достойные условия для внедрения способов повышения конкурентных преимуществ продукции отечественных предприятий. Обобщив, можно выделить следующие способы повышения конкурентоспособности продукции: снижение затрат на производство, себестоимости и цены; улучшение технических характеристик, параметров надежности и дизайна; гибкая маркетинговая и товарная политика; совершенствования маркетинговых исследований и рекламы; проведение сертификации продукции.