Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции ( Теоретические основы конкуренции и структуры рынка ).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 358
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и структуры рынка
1.1 Понятие, функции и основные черты рынка
1.2 Характеристика видов рынка
1.3 Понятие и критерии конкурентоспособности компании
1.4 Основные методы прогнозирования конкурентоспособности предприятия
2.1 Краткая характеристика предприятия
2.2 Оценка основных показателей конкурентоспособности коммерческой организации «Папа Джонс»
2.3 Оценка сильных и слабых сторон конкурентоспособности предприятия
Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности пиццерии «Папа Джонс»
3.1. Прогнозирование мероприятий по улучшению конкурентного состояния в перспективе
3.2. Расчеты конкурентоспособности компании и прогнозирование финансовой деятельности
Введение
Актуальность темы, обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики, в ходе обострения конкурентной борьбы между предприятиями, существует необходимость четкого намеченного плана действий, который позволяет адекватно оценивать свои возможности.
Исследование рынков, а так же исследование основных стратегий поведения при той или иной рыночной ситуации являются главнейшими задачами в рамках любого предприятия. Данный процесс осуществляется посредством стратегического маркетинга.
Объектом исследования выступает процесс изучения конкурентоспособности организации, пути повышения конкурентоспособности.
Предметом исследования является предприятие «Папа Джонс» .
Целью исследования является изучение основных теоретических аспектов конкуренции и конкурентоспособности предприятия, а затем на данной основе провести исследование по выявлению основных показателей и организационных характеристик предприятия «Папа Джонс» по сравнению с конкурентами.
Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
- определить понятие, функции и основные черты рынка:
- охарактеризовать виды рынка;
- охарактеризовать методы прогнозирования конкурентоспособности организации;
- рассмотреть общую организационно-экономическую характеристику организации «Папа Джонс» ;
- провести оценку основных показателей конкурентоспособности организации «Папа Джонс» ;
- оценит сильные и слабые стороны конкурентоспособности предприятия;
- разработать основные мероприятия по повышению конкурентоспособности организации «Папа Джонс» ;
- произвести оценку потенциала экономической эффективности мероприятий по повышению конкурентоспособности организации «Папа Джонс» При написании курсовой работы использовалась учебная и научная литература.
Глава 1. Теоретические основы конкуренции и структуры рынка
1.1 Понятие, функции и основные черты рынка
Рынком называю организационную структуру, место встречи покупателя и продавца, производитель и потребитель, где результатом их взаимодействия является установление цен на товары и услуги, а также определяются объемы продаж.
Основная черта рынка состоит в том, что в каждый конкретный момент времени на нем взаимодействуют два субъекта: покупатель ‒ субъект спроса, и продавец ‒ субъект предложения. Они между собой вступают в экономические отношения по поводу объектов рынка ‒ товаров и услуг. Сам же рынок рынок (англ. ‒ «market») является системой отношений между покупателем и продавцом, которая нацелена на уравновешивание спроса и предложения.
Рассмотрим основные функции рынка: [1]
- уравновешивание спроса и предложения. Рыночный механизм необходим для того, чтобы, изменяя цену, стимулировать производителя к наращиванию или же к уменьшению выпуска товаров, а покупателя – к покупке или же отказу от нее;
- информационная. Как продавцы, так и покупатели свои решения принимают на основе информации о сложившемся на рынке уровне цен, а также о его конъюнктуре;
- суть стимулирующей функции заключается в стимулировании производителя к минимизации издержек, совершенствованию технологий, менеджмента, обновлению ассортимента продукции, и т. п.;
- санирующая функция состоит в выталкивании из рынка неэффективных производителей, чьи индивидуальные издержки являются выше общественно необходимых;
- регулирующая функция заключается в регулировании распределения ресурсов по отраслям экономической системы, а также в установлении в ней основных пропорций за счет сужения или расширения спроса.
Инфраструктура рынка собой представляет некую совокупность институтов, служб, систем, фирм, которые опосредуют движение товаров и услуг, обслуживают рынок, обеспечивая нормальное его функционирование.
Инфраструктура состоит из таких важнейших элементов:
- аукционов и ярмарок;
- биржей (товарных, фондовых, валютных);
- фирм розничной и оптовой торговли;
- бирж труда;
- страховых компаний и банков;
- информационных центров;
- юридических, аудиторских, консалтинговых фирм;
- рекламных агентств и т. д.
Все вышеперечисленные элементы между собой довольно тесно взаимосвязаны.
Структура рынка является его внутренним строением, расположением, порядком отдельных элементов рынка как целого с системой соподчинения и взаимосвязей. Рынок Состояние рынка оценивают при помощи определенных параметров, основными из которых являются: предложение, спрос, эластичность спроса и предложения, точка рыночного равновесия и т. д.
1.2 Характеристика видов рынка
В современной экономике выделяют множество видов рынка. Рынками называются развитые системы отношений товарного обмена и представляющиеся из себя системы отдельных связанных между собой рынков, обладающие собственной структурой и инфраструктурой.
Рынками взаимосвязанными между собой являются следующие рынки:
-
- рынки рабочей силы;
- рынки средств производства (инвестиционные);
- потребительские рынки;
- финансовые рынки (денежные рынки, рынки капиталов);
- рынки услуг;
- рынки технологий;
- рынки духовных благ[2]
Рассматривая структурную организацию рынка можно сделать вывод, что важную роль играет количество производителей (продавцов) или покупателей, которые участвуют в процессе обмена. Именно структура связей между ними определяет тип взаимодействия спроса и предложения.
От экономического назначения объектов рыночных отношений выделяют: рынки товаров и услуг, рынки средств производства, рынки труда, рынки инвестиций, финансовые рынки.
От географического положения: местные рынки, региональные рынки, национальные рынки, мировые рынки.
От степени ограничений конкуренции: монополистические рынки, олигополистические рынки, рынки монополистической конкуренции, рынки совершенной конкуренции.
В зависимости от отрасли: автомобильные рынки, компьютерные рынки, текстильные рынки, рынки сельхозпродукции и т.д.
От характера продаж выделяю оптовые и розничные рынки.
Товарный рынок является одним из важных сегментов рынка, поэтому его государственное регулирование будет рассмотрено подробнее.
Товарный рынок в условиях государства - это сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории РФ или ее части. Классификация товарного рынка приведена на рис.1.1.
Непосредственными участниками товарного рынка являются предприятия и организации торговли, общественного питания, бытовых услуг и конечные потребители, которые вступают между собой в товарно-денежные отношения.
На развитие товарного рынка оказывают влияние различные группы факторов: экономические, социально-демографические и технологические. Данную группу факторов можно отнести к внешним. Внутренние факторы представлены страновой и региональной динамикой развития, программами развития, нацеленными на улучшение конкурентоспособности.
Рисунок 1.1 Классификация товарного рынка[3]
Стратегические цели регулирования товарного рынка: обеспечение его социальной и экономической стабильности, экономической безопасности, обеспечение конкурентоспособности. Тактические зависят от конкретного объекта (отрасли) и увязываются с общественными и частными интересами (государством, местной властью и потребителями).
Некоторые из выделенных рынков являются неоднородными и обладают собственной структурой. Развитые структуры рынков требуют развитых инфраструктур. Инфраструктурой рыночной экономики называют связанные между собой специализированные институты, которые действуют в пределах особых рынков и выполняют определенную функцию, обеспечивающую нормальный режим их функционирования.
Институты инфраструктуры рынка - это совокупности предприятий, которые обеспечивают функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка.
Развитая структура и инфраструктура рынка проявляется на его конъюнктуре. Конъюнктурой рынка называют совокупности условий, которые сложились на рынке в некоторый момент. Факторы, влияющие на конъюнктуру рынка, можно классифицировать по продолжительности действия (временные и постоянные), по характеру воздействия (циклические и нециклические), источникам возникновения (внешние и внутренние) и другие.
В зависимости от цели экономического исследования предлагают различные классификации типов рыночных структур. Признак, который положен в основу данной классификации, есть степень влияния некоторого продавца (покупателя) на рыночный цены. А ключевым понятием, которое выражает сущность рыночных отношений, является понятие конкуренция.
Существует два основных вида конкуренции: совершенная конкуренция, когда каждый продавец (покупатель) не имеет возможности оказывать существенное влияние на цены товаров и, если данное условие не выполняется, то конкуренция является несовершенной. Несовершенная конкуренция делится на чистую монополию, монополистическую конкуренцию, олигополистическую конкуренцию и монопсонию.
Совершенной конкуренцией называют такие условия, когда на рынке существует большое число фирм, которые производят стандартные и однородные между собой товары, свободный выход и вход на рынок и практически полностью отсутствует ценовой контроль.
Чистой монополией называют рынки, где вся власть сосредоточена у одного продавца, поскольку он является единственным, а его товар не имеет товаров-заменителей, вход на рынок заблокирован и проводится жесточайший контроль цен.
Для монополистической конкуренции характерно большое число продавцов, производящих дифференцированный товар, т. е. его качественные характеристики, отличаются от качественных характеристик аналогичного товара другой фирмы, вход на рынок свободный, а ценовой контроль ограничен
Для олигополии или олигополистической конкуренции характерно маленькое количество продавцов, а ценовые решения и объемы продаж принимаются взаимозависимо, т.е. каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства. Товары данного рынка являются как стандартизированными, так и дифференцированными, а вход на рынок затруднен.
Монопсонией называют рыночную ситуацию, когда на рынке существует единственный покупатель, который создает цены. Монопсония характерна для рынка факторов производства, например, для рынка труда, когда фирмы могут воздействовать на ставку заработной платы.
Монополией, практикующей дискриминацию, называют компании, которые состоят в назначении разных цен для разных покупателей. Яркими примерами являются авиаперевозки, врачебная практика, адвокатские услуги и т.д
Для дуополии характерна такая рыночная структура, где действуют лишь два производителя определенного вида продукта. Каждый из них действует самостоятельно.
1.3 Понятие и критерии конкурентоспособности компании
В научной литературе не существует единого общепринятого определения конкуренции, в том целесообразным является проведение анализа основных распространенных ее определений, сформулированных известными учеными. Слово конкуренция определяется как соревнования или столкновения. По классификации Ф. Шерера и Д. Росса, критерии конкуренции могут быть разделены на типы: поведенческое, структурное, функциональное. Поведенческое - это понимание конкуренции как борьбы за деньги потребителей путем удовлетворения их потребностей. Структурное - анализ структуры для определения степени свободы продавца и покупателя на рынке, а также способа выхода на него. Согласно функциональной трактовки - это соперничество старого с новым. А. Смит связывал конкуренцию с парным, без сговора соперничеством, что происходит между продавцами / покупателями за наиболее выгодные условия продажи товара. При этом основным методом конкурентной борьбы он считал изменения цен.